Файл: Курсовая работа Этапы развития государственного финансового контроля в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, государственный финансовый контроль прошел долгий путь что бы стать таким какой он есть сейчас. Каждый раз проходя эпоху времени набирал все больше и больше функций и становился все более точным, корректным и понятным для большинства людей.

1.2 Понятие, виды государственного финансового контроля


В настоящее время одним из значимых инструментов определения эффективности использования бюджетных средств является государственный финансовый контроль. Во всех цивилизованных странах должен присутствовать данный вид контроля, осуществляемый уполномоченными органами за соблюдением действующего законодательства, ведением финансовой документации, исполнением плана государственных доходов и расходов, а также за соблюдением общепризнанных норм права в ходе перемещения финансовых ресурсов органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В современной России государственный финансовый контроль представляет собой сложный процесс наблюдения, сопоставления, проверки и анализа различных сфер экономики. Финансовый контроль является частью финансовой деятельности государства и выполняет координирующую роль на всех уровнях

Сегодня, государственный финансовый контроль – это основной элемент управления государственными и муниципальными финансами. С помощью него осуществляется финансовая политика, направленная на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. В данный момент, политические и экономические условия очень подвижны, что усиливает значение государственного финансового контроля. Такая ситуация обуславливает необходимость совершенствования системы финансового контроля, с учетом внешних и внутренних факторов.

Среди ученых также нет единого мнения к формированию единого понятия государственного финансового контроля. Законодатель также не закрепил в правовых нормах данного понятия. Отечественные исследователи при рассмотрении государственного финансового контроля, придерживаются организационно-управленческого подхода, акцентируя внимание на деятельности органов, осуществляющих данную деятельность.


Если рассмотреть государственные акты, то в официальных документах Минфина России государственный финансовый контроль определяется как система мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств.

На основе изложенных подходов, определим общее понятие государственного финансового контроля.

Под государственным финансовым контролем, в Бюджетном кодексе подразумевается деятельность специально уполномоченных контрольных органов, регулируемая законодательством, в целях обеспечения законности, целесообразности, эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств.

Виды государственного контроля регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 265 БК РФ ГФК подразделяется на: внешний, внутренний, предварительный и последующий.

Внешний контроль осуществляется под руководством контрольной деятельности Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъекта РФ и муниципальных образований.

Внутренний контроль осуществляется контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов ГФК, которые являются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местных администраций.

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений, которые происходят в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Последующий контроль осуществляется только после исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Главная цель государственного финансового контроля – это соблюдение законодательства, грамотное получение, эффективное использование и распределение федеральных средств.

На данный момент времени не перестает быть актуальным вопрос государственного финансового контроля в системе эффективности использования и распределения бюджетных средств. Федеральный бюджет в течение многих лет считается уязвимым сектором. Это связано в первую очередь с нецелевым использованием и распределениями бюджетных средств.

Согласно статье 157 Бюджетного кодекса РФ Систему органов государственного финансового контроля Российской Федерации образуют1:

- Счетная палата России - высший орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему.


- Органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации.

- Органы муниципального финансового контроля. Также в соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальные власти могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля2.

Теперь рассмотрим основные задачи, которые выполняет государственный финансовый контроль (ГФК):

1. осуществление контроля за своевременным исполнением прибыльных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов согласно размерам, структуре и целевому предназначению;

2. определение производительности и целесообразности расходования государственных средств;

3. анализ обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4. анализ и оценка выявленных отклонений с определенными показателями бюджетов и подготовка предложений по их ликвидации;

5. контроль правомерности и своевременности перемещения средств бюджетов в Банке России и пр.;

6. обеспечение поступления в бюджет государства налоговых, бюджетных и прочих платежей, увеличивающих доходную часть бюджета государства;

7. оценка эффективности работы министерств и ведомств согласно применению средств бюджета государства;

8. контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также совершенствование бюджетного и налогового права.

Основными функциями ГФК являются:

1. операционная функция, которая заключается в выявление отклонений и анализа причин их возникновения;

2. корректирующая функция;

3. превентивная функция, заключается в профилактике возможных правонарушений;

4. правоохранительная функция1.

Таким образом, рассмотрели несколько подходов к определению понятия государственный финансовый контроль. Обобщая вышесказанное, следует отметить, что государственный финансовый контроль применяется для обеспечения законности и установлении финансовых операций, а также как один из способов выявления повышения дохода на всех уровнях бюджетной системы.


2. Особенности развития государственного финансового контроля в России

2.1 Законодательное регулирование государственного финансового контроля в России


Важным звеном в построении устойчивой, независимой экономики страны является государственный финансовый контроль. Его задача заключается в осуществлении контроля за использованием государственных средств, предотвращении нарушений при реализации бюджетных средств. Чем рациональнее будет организован государственный финансовый контроль в стране, тем продуктивнее будет результат в социальной сфере страны: благосостояние населения, его уровень образования, здоровья, труда.


В Российской Федерации большое значение приобретает проблема организации государственного финансового контроля. Читая новости, мы можем заметить, как часто пишут о коррупционных скандалах, о выявлении неэффективного распределения бюджетных средств, о нецелевом использовании государственных средств. Из-за недостаточной прозрачности системы, у населения есть недоверие к процессу расходования бюджетных средств. Важно найти причины сложившейся ситуации и определить пути решения данной проблемы, для этого необходимо рассмотреть организацию государственного финансового контроля в Российской Федерации, выявить его недостатки, предложить оптимальные пути решения проблем.

Российская Федерация около 20 лет назад перешла от командной к рыночной экономике, что повлекло за собой большие изменения в законодательной системе страны. Появляются новые сферы деятельности, которые необходимо регулировать и контролировать государству.

Если проанализировать нормативно-правовые акты в системе государственного финансового контроля за последние несколько лет, можно наблюдать, как активно формировалась и совершенствовалась законодательная база в данной сфере: вносятся изменения в существующие Федеральные законы с учетом специфики изменения экономики страны, принимаются новые законодательные акты. Данная деятельность очень важна – она повышает эффективность государственного финансового контроля.

Проанализировав устройство государственного финансового контроля в Российской Федерации, выделили ряд имеющихся проблем, нашли пути их решения.

1. В России отсутствует полноценная и отлажено действующая нормативно-правовая база, касающаяся финансового контроля.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации регулируется Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Налоговым Кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О Счётной палате Российской Федерации», «О рынке ценных бумаг», «О центральном банке Российской Федерации», положениями Министерства финансов Российской Федерации и т.д. При осуществлении проверок органы государственного финансового контроля сталкиваются с проблемой несогласованности норм различных отраслей права, что значительно затрудняет их деятельность.

Необходимо разработать и принять нормативно-правовой документ, в котором будут закреплены основы организации и проведения государственного финансового контроля, который позволит четко регулировать данный процесс.


В статье 6 БК РФ «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» не представлена трактовка термина «государственный (муниципальный) финансовый контроль», в то время как данному виду контроля посвящен Раздел IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль. Так же в статье 6 БК РФ отсутствует понятие «эффективность использования бюджетных средств», хотя в статье 28 БК РФ был выделен данный принцип бюджетной системы Российской Федерации.

Для решения существующей проблемы, потребуется разработка и принятие нового федерального закона о финансовом контроле. Данный нормативно-правовой акт закрепляет: понятие финансового контроля; единые принципы финансового контроля; перечень органов финансового контроля, их функции, сфера деятельности и порядок взаимодействия; классификация нарушений и недостатков, выявляемых финансовым контролем; порядок принятия контрольных мер и санкций по выявленным нарушениям.

2. Отсутствует четкое разграничение полномочий между государственными органами, которые осуществляют финансовый контроль, происходит смешение контрольных полномочий.

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.06.1996 года № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» в России государственный финансовый контроль осуществляют: Счётная палата Российской Федерации, Министерство финансов России, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Центральный банк России и т.д., также в данном Указе прописано положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

В главе 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены бюджетные полномочия, но в главе отсутствует разграничение между органами государственной власти, которые осуществляют их.

В законодательных актах не закреплены цели финансового контроля, так же не утверждены единая профессиональная терминология, методология, что приводит к смешению полномочий органов государственного и муниципального финансового контроля, что дискредитирует эти органы в целом.

Необходимо внести поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации или создать отдельный нормативно-правовой документ, который строго разграничивает деятельность органов государственного финансового контроля. В документе должны быть закреплены их полномочья в сфере государственного финансового контроля и порядок их взаимодействия между собой.