Файл: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет путей сообщения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Московский государственный университет путей сообщения»

(МИИТ)



Кафедра «Управление эксплуатационной работой»



Н.В.Тулякова, Е.В.Бородина, Е.С.Колесникова

РАБОТА В ИМИТАЦИОННОМ ТРЕНАЖЕРЕ


АРМ ДСП/ДНЦ

(техническое обеспечение лабораторных работ)

Методические указания к проведению лабораторных работ

в учебном компьютерном классе
для студентов III –IV курсов специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)»
для студентов II курса специальности

Москва –2005


УДК 656.212
Тулякова Н.В., Бородина Е.В., Колесникова Е.С. Работа в имитационном тренажере АРМ ДСП/ДНЦ (техническое обеспечение лабораторных работ). Методические указания к проведению лабораторных работ в учебном компьютерном классе. – М: МИИТ. 2005.

Методические указания к проведению лабораторных работ содержат инструкцию по запуску и описание имитационного тренажера автоматизированной обучающей системы дежурных по станциям и диспетчеров (АРМ ДСП/ДНЦ), установленного в компьютерном классе «Центра диспетчерского управления движением поездов» на кафедре «Управление эксплуатационной работой». Указания содержат руководства для пользователей системы АРМ ДПС/ДНЦ и предназначены для студентов III и IV курсов Института управления и информационных технологий специальности 24.01.00 – «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)», для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте», а также слушателей курсов повышения квалификации – дежурных по станциям, поездных и узловых диспетчеров.

© Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2005.


ВВЕДЕНИЕ

Основные задачи железнодорожного транспорта, прежде всего обеспечение безопасности движения поездов, повышение качества эксплуатационной работы, ускорение оборота вагонов и локомотивов, решаются при непосредственном участии оперативного персонала станций и отделений дорог. Эти работники должны обладать особыми профессиональными способностями. От них требуется постоянное активное внимание, способность воспринимать и удерживать в памяти огромное количество данных оперативной информации, быстро находить правильное решение, сохранять самообладание и выдержку в условиях аварийных и экстремальных ситуаций.


Главная задача лабораторного практикума для студентов III и IV курсов специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)» - изучение должностных обязанностей и приобретение навыков работы в должности дежурного по станции и поездного диспетчера.

Наряду с традиционными системами диспетчерской централизации (ДЦ) в настоящее время появился принципиально новый класс систем, построенных на базе персональных компьютеров (ПК). В «Центре диспетчерского управления движением поездов» МИИТа представлена одна из современных автоматизированных информационных систем – автоматизированная система для обучения, тренажера, повышения квалификации, контроля знаний и аттестации дежурных по станции, поездных и узловых диспетчеров (АОС ДСП/ДНЦ), установленная на базе ПК 486DX2, объединенных в локальную сеть.

Система АОС ДСП/ДНЦ является также системой автоматизированных рабочих мест дежурных по станциям) и поездных диспетчеров (АРМ ДСП/ДНЦ).

Для изучения работы ДСП и ДНЦ студенты выполняют лабораторные работы в компьютерном классе на III курсе ( 1 и 2 семестры), на IV курсе (1 семестр).

В процессе выполнения лабораторных работ студент должен:

- изучить основные задачи в работе ДСП и ДНЦ и принципы их решения в условиях автоматизированных рабочих мест;

- приобрести навыки управления движением поездов с использованием ПК на всех перегонах и промежуточных станциях заданного железнодорожного участка;

- усвоить важнейшие требования по обеспечению безопасности движения поездов;

- проверить и закрепить знания ДСП и ДНЦ в условиях нестандартных ситуаций (при неисправностях устройств СЦБ на станциях и перегонах);

- изучить соответствующие разделы и параграфы литературы [1,2,3].


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ


В УКАЗАНИЯХ:

АБ - автоматическая блокировка;

АРМ - автоматизированное рабочее место;

ВК - вспомогательная кнопка;

ГИД - график исполненного движения;

ДК - система диспетчерского контроля;

ДНЦ - поездной диспетчер;

ДСП - дежурный по станции;

ДЦУ - диспетчерский центр управления;

ИР - искусственная разделка;

МРЦ - маршрутно-релейная централизация;

НГДП - нормативный график движения поездов;


ПАБ - полуавтоматическая автоблокировка;

СП - стрелочный перевод;

СЦБ - устройства сигнализации, централизации и блокировки;

ЭЦ - электрическая централизация;

ПЕ – подвижная единица;

МЕ – маневровая единица.

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ.
1.1. РЕЖИМ РАБОТЫ ИМИТАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА АРМ ДСП/ДНЦ.

Система АРМ ДСП/ДНЦ имеет минимальные технические средства: персональные компьютеры РС/АТ 486DX2, манипулятор «мышь», монитор, клавиатуру, ключ аппаратной защиты.

Программные средства АРМ ДСП/ДНЦ позволяют на учебном рабочем месте имитировать движение поездов с отображением на мнемосхемах участков и станций на экране дисплея, имитировать работу ДСП и ДНЦ по управлению стрелками и сигналами непосредственно нажатием «мыши» на кнопки сигналов, высвечивающихся на экране под мнемосхемами станций.

В состав системы входит 12 ПК, на каждом из которых установлена промежуточная станция, и сервер – ПК преподавателя, на котором высвечиваются мнемосхемы трех диспетчерских участков с четырьмя станциями на каждом участке.

1 ПК - АРМ ДСП станции СОЮЗ;

2 ПК - АРМ ДСП станции ГРАНИТНАЯ;

3 ПК - АРМ ДСП станции ВОСТОЧНАЯ;

4 ПК - АРМ ДСП станции МАГНИТНАЯ;

5 ПК - АРМ ДСП станции АВАНГАРД;

6 ПК - АРМ ДСП станции ПИОНЕР

7 ПК - АРМ ДСП станции УРАЛ;

8 ПК - АРМ ДСП станции КУРГАН;

9 ПК - АРМ ДСП станции ДНЕПР;

10 ПК – АРМ ДСП станции ЯМОСОВО;

11 ПК – АРМ ДСП станции ЗИМНИЦЫ;

12 ПК – АРМ ДСП станции ВОЛГА.

1 уч. - диспетчерский участок 1, включает станции: Союз, Гранитная, Восточная, Магнитная.

2 уч. – диспетчерский участок 2, включает станции: Авангард, Пионер, Урал, Курган.

3 уч. – диспетчерский участок 3, включает станции: Днепр, Ямосово, Зимницы, Волга.

Автоматизированные рабочие места ДНЦ состоят из трех ПК, каждый из которых установлен в отдельном помещении:

ДНЦ-1 - 1-й диспетчерский круг: ДСП Союз, ДСП Гранитная, ДСП Восточная, ДСП Магнитная;

ДНЦ –2 - 2-й диспетчерский круг: ДСП Авангард, ДСП Пионер, ДСП Урал, ДСП Курган;

ДНЦ - 3 - 3-й диспетчерский круг: ДСП Днепр, ДСП Ямосово, ДСП Зимницы, ДСП Волга.
1.2. Инструкция по запуску тренажера «АРМ ДСП/ДНЦ» в компьютерном классе.

  1. Включить рубильник в коридоре кафедры «УЭР» (около расписания), если он отключен.

  2. Включить все компьютеры. (12 рабочих мест и преподаватель). Компьютеры можно включать в любом порядке. Рабочих мест может быть менее 12, по решению преподавателя, в зависимости от числа студентов.

  3. После запуска windows на рабочих местах экран будет выглядеть следующим образом:




Рис. 1.1.

В данном окне нужно ввести фамилию студента, который будет работать на данном рабочем месте. И нажать кнопку «Далее»:



Рис. 1.2.

Для упрощения процедуры присвоения роли каждому компьютеру в окне вводится номер рабочего места по порядку с тем, чтобы в дальнейшем можно было расположить станции в соответствии с тремя диспетчерскими участками:

- Союз – Магнитная;

- Авангард – Курган;

- Днепр – Волга.

  1. Тренажер переходит в режим ожидания сервера (компьютер преподавателя). На экране появится окно:



Рис. 1.3.

  1. После запуска задачи на преподавательской машине на рабочих местах появится окно:

После чего система готова для запуска. На компьютерах с рабочими местами больше ничего делать НЕ НАДО.

  1. Для запуска тренажера на преподавательской машине нужно нажать левой кнопкой мыши на ярлыке, который находится на рабочем столе – «Преподаватель»:



Рис. 1.4.

  1. Появится окно:



Рис. 1.5.

Необходимо выбрать тип игры: новая или ранее сохраненная и нажать кнопку «Далее».

  1. В списке выбрать полигон с нужными параметрами: 2-х путный или 1 путный участок, автоблокировка или полуавтоблокировка.



Рис. 1.6.

Выбрать урок в списке уроков, если их несколько:



Рис. 1.7.

После выбора нажать кнопку «Далее».

  1. Появится окно, где в левой части показаны компьютеры (например, 10.17.0.11 – это адрес компьютеров):



Рис. 1.8.

Причем включенные компьютеры имеют синий значок и напротив него написано имя участника игры, которое вводится на рабочих местах.

В правой части показаны все возможные роли, которые можно присвоить компьютеру.

Присвоение ролей возможно следующими способами:


  • выделить компьютер в списке слева (выделение осуществляется левой кнопкой мыши) и в правом окне выделить роль, которую хотите назначить компьютеру и нажать кнопку «<<»;

  • для упрощения процесса присвоения выделяется компьютер в списке слева, затем в правом окне выбирается роль нажатием (2-х раз) на левую клавишу мыши;

  • нажать кнопку «Загрузить», после чего каждому рабочему месту будут присвоены ранее выбранные роли.



Рис. 1.9.

Одному компьютеру можно назначить несколько ролей. Например, ДСП_Волга и ДСП_Зимницы. В этом случае с данного рабочего места можно будет управлять двумя станциями.

Это нужно проделать со всеми компьютерами, которые имеют синий значок (т.е. включены).

В нижней части нужно задать ускорение времени (2-3), т.е. учебное время будет идти в 2 или 3 раза быстрее. Большее ускорение задавать не рекомендуется – поезда будут двигаться слишком быстро, студенты не будут успевать работать с ними.

После всего этого нажать кнопку «Готово».

  1. Появится окно:



Рис. 1.10.

В нем будет видно ход подключения клиентов (рабочих мест).

  1. После подключения всех компьютеров в нижней части окна появится кнопка «>>>>». Нажав на нее можно продолжить загрузку.



Рис. 1.11.

  1. После всех вышеперечисленных манипуляций тренажер запускается и на экране можно увидеть следующую картину:



Рис. 1.12.

Причем на рабочих местах будет доступна только та станция, роль которой назначил преподаватель. На компьютере преподавателя видны все станции полигона.

  1. Для начала работы нужно запустить игровое время из меню «Тренажер» - «Время» - «Старт».

После запуска имитационного тренажера АРМ ДСП/ДНЦ на экране дисплея преподавателя появля­ется рабочий экран, состоящий из:

  1. Основного меню команд, расположенного в верхней части экрана;

  2. Панели инструментов;

  3. Поля для графических схем;

  4. Строки справочной информации, расположенной в нижней части экрана (рис.1.13):