Файл: Введение в изучение дисциплины. Гендерные отношения многоуровневый анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психология гендерных отношений
Тема лекции: Введение в изучение дисциплины. Гендерные отношения - многоуровневый анализ
План лекции:
1. Цель, задачи, содержание дисциплины, требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения психологии гендерных отношений, рассматривающей взаимоотношения как между полами, так и внутри одного пола
2. Гендерные отношения в контексте социокультурной организации общества
3. Гендерный анализ межгрупповых отношений
4. Теория и практика гендера в сфере межличностных отношений
5. Гендерный аспект внутриличностных проблем
Аннотация. Представленная лекция содержит основные методологические принципы и категории гендерной психологии. Состоит из 5 основных тем, в которых даны определения понятий «гендер» в социально-психологическом контексте, «гендерные роли», «гендерный дисплей» и др., раскрыт предмет исследований гендерной психологии,
определены методы исследований гендерной психологии с начала XX
века, и уровни половой организации человека.
Краткое содержание лекции:
Тема 1.
Цель, задачи, содержание дисциплины, требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения психологии гендерных отношений, рассматривающей взаимоотношения как между полами, так и внутри одного пола. Термин «гендер» в социально- психологическом контексте.
«Гендерные роли».
Предмет исследований гендерной психологии- особенности психики, которые связаны с полом, с гендерными отношениями, различиями и сходствами полов.
Основные направления гендерных отношений.
Задачами гендерной психологии.
Пять
методов исследований гендерной психологии с начала XX века. Четыре уровня половой организации человека.
«Гендерный дисплей».
Тема 2. Гендерные отношения в контексте социокультурной организации общества.
Факторы гендерных отношений. Основа формирования гендерных отношений. Критерии измерения стратифицированного гендерного пространства.
Схема анализа систем гендерных отношений на макросоциальном уровне.
Образ «настоящего мужчины» и «настоящей женщины».
Тема 3. Гендерный анализ межгрупповых отношений. Особенности в межгрупповом взаимодействии гендерных отношений.
Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация. Причина внегруппового фаворитизма.
Специфика гендерных отношений на уровне межгруппового взаимодействия.
Модель гендерных отношений в ситуации межгруппового взаимодействия.
Соотношение видов гендерных отношений и гендерных характеристик.
Тема 4. Теория и практика гендера в сфере межличностных отношений. Две альтернативные модели межполовых отношений:
партнерская и доминантно-зависимая.
Н
еравенство статусов и позиций в профессиональной сфере мужчин и женщин. Два способа гендерного неравенства в деловом взаимодействии.
Гендерные отношения в семье.
Два типа распределения семейных обязанностей. Характеристика особенностей партнерской модели отношений в семье. Характеристика особенностей доминантно-зависимой модели отношений в семье.
Тема 5. Гендерный аспект внутриличностных проблем. Гендерно- ролевой стресс у женщин. Половая дискриминация. Гендерно-ролевой стресс у мужчин. Социальные системы.
Семейные роли.
Социальный образ мужчины.
Кризис маскулинности.


Содержание лекции
Тема 1. Цель, задачи, содержание дисциплины, требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения психологии гендерных отношений, рассматривающей взаимоотношения как между полами, так и внутри одного пола.
«Гендер» как термин стали применять в психологических и социальных науках. «Гендер» применяется в том случае, если надо не только разделить «мужской» и «женский» по половому признаку, но и включить гендерное описание, такое как «маскулинный» и «феминный».
Термин «гендер» в социально-психологическом контексте обозначает социокультурные представления о личности мужчин и женщин и индивидуальные когнитивные схемы в отношении личности людей разного пола и разных сексуальных предпочтений.
[1, C. 9]
Целью освоения учебной дисциплины «Психология гендерных отношений» являются овладение студентами базовых теоретических знаний, психологических приемов, применяемых психологом в своей профессиональной деятельности, формирование компетенций в области гендерных знаний, необходимых для внедрения их принципов, технологий и методик в практику психологической деятельности.
Синонимом «гендерной роли» иногда в психологической литературе применяют термин «половая роль» в силу сложившейся традиции.
Гендерной психологией является раздел дифференциальной психологии, где изучаются закономерности поведения человека,
определенные его биологическим полом, как в обществе, так и социальным полом, то есть гендером и их соотношением. В социальной психологии гендерных исследованиях изучаются такие феномены, как:
дискриминация, социализация, предрассудки, самоуважение, социальное восприятие и самовосприятие, возникновение социальных норм и ролей.
Предметом исследований гендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики, которые связаны с полом, с
гендерными отношениями, различиями и сходствами полов. Первые работы в области гендерных исследований проводились в русле полоролевого подхода. Теория социального конструирования гендера служит основной теорией, на которой базируются современные гендерные исследования.
Гендерными отношениями являются различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, которые возникают в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст. Они проявляются на разных уровнях социума. Это многоуровневые отношения, которые существуют как на макро -, мезо - и микроуровнях социальной реальности, так и на внутриличностном уровне.
Таким образом, гендерные отношения – это:
1. социально организованные отношения между государством и гендерными группами на уровне общества;
2. отношения между гендерными группами;
3. отношения между различными субъектами разного пола;
4. отношение личности к самой себе как к представителю какой-либо гендерной группы.
В гендерной психологии выделяют несколько основных направлений:
Первое направление – это психология сравнения мужчин и женщин,
которая заключается в изучении их специфических особенностей в установлении своеобразия полов.
Второе направление - психология женщины, которая заключается в изучении особенностей психического состояния женщины, с учетом ее физиологии, которой нет у мужчины.
Третье направление – это психология мужчины, которая заключается в изучении особенностей психического состояния мужчины, с учетом его мужской физиологии, которой нет у женщин.


Четвертое направление – это гендерная социализация, которая заключается в изучении формирования гендерной идентичности и освоении гендерных ролей.
Пятое направление – это психология гендерных отношений, которое рассматривает взаимоотношения, как между полами, так и внутри одного пола.
Шестое направление – это гендерная психология лидерства, которая заключается в изучении различий между мужчинами-лидерами и женщинами-лидерами, а также отношений доминации-подчинения.
Седьмое направление – это гендерная психология в спорте. Это та область гендерной психологии и психологии спорта, которая исследует особенности и различия спортивной деятельности в связи с половой и гендерной принадлежностью спортсмена или команды.
Задачами гендерной психологии и ее теоретическими аспектами является разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований. Задачами гендерной психологии и ее прикладным аспектам служат внедрения ее результатов и достижений в практику.
Неотъемлемой частью работы психолога служит гендерный подход и консультанта, и исследователя, и руководителя тренинговых групп.
В гендерной психологии в начале XX века были приняты следующие пять методов исследования:
1. Грубая индукция.
2. Эксперимент.
3. Дедукция.
4. Биографический метод.
5. Анкетирование.
Пол является природной характеристикой человека. На ее основе происходит первичное разделение людей на мужчин и женщин.
Современная биология выделяет четыре уровня половой организации человека:


генетический пол (определенный набор генов);

гонадный пол (железы внутренней секреции);

морфологический пол (строение наружных и внутренних половых органов);

церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона
). [2, С.7]
С самого раннего возраста представляет трудность для людей процесс общения с противоположным полом. Маленькие дети понимают, что мальчик разговаривает с девочкой не так, как девочка с девочкой или мальчик с мальчиком. Существует ряд объективных причин, которые приводят к проблемам в общении между женщинами и мужчинами. Знать эти причины и предвидеть их последствия необходимо каждому человеку.
Эти объективные причины, приводящие к проблемам в общении, связаны,
прежде всего, с «природными» различиями мужчины и женщины,
сформированные в ходе эволюции человека, и отражаются в их общении и поведении.
Природа создала разными мужчин и женщин. Мужчины умирают раньше женщин, больше подвержены воздействию стрессов. Это результат характерного для мужчины интенсивного контакта с окружающей средой,
его потребности активного воздействия на среду, которая заложена в мужском характере.
И женщины и мужчины обладают специфическими особенностями врожденной мимики и жестикуляции. Например, мужской жест – это кулак и женщины не могут его показывать, а если показывают, то выходит очень смешно. Многие физические действия по-разному совершаются мужчинами и женщинами. Например, обычно мужчины зажигают спичку движением к себе, а женщины – от себя. Притом, что мужчины обычно гасят спичку, подув на нее, а женщины горящей спичкой размахивают в воздухе.


Взгляд на предметы мужчины и женщины направляют по-разному.
Например, женщины смотрят на ногти, сжимая пальцы в кулак, держа пальцы согнутыми. А мужчины смотрят на ногти, распрямив пальцы в разные стороны. Женщина смотрит на потолок, обычно слегка приподнимая подбородок и поднимая взгляд вверх. Мужчина же обычно просто задирает голову.
Мужчины, по сравнению с женщинами, плохо приспосабливаются к изменениям окружающей среды. Мужчине, чтобы выжить в неблагоприятной обстановке, необходимо активно взаимодействовать со средой, изменять ее, а не приспосабливаться к данной среде.
Установлено, что женщина при каком-либо изменении осваивается быстрее, чем мужчина. При этом она демонстрирует консервативную стратегию, т.е. стремится приспособиться, адаптироваться к новым условиям. Что касается мужчин, то в этих условиях они демонстрируют активную стратегию, т.е. они стараются активно воздействовать на обстоятельства, окружающую среду, изменить их в соответствии со своими представлениями и намерениями.
При всей своей природной активности мужская стратегия инерционна. Мужчина настойчив в своем стремлении достичь своей цели и очень неохотно, в отличие от женщины, отказывается от своих планов даже тогда, когда уже ясно, что осуществить план не удастся. Мужчину трудно «раскачать» и также трудно остановить.
Мужчина демонстрирует стратегию настойчивости, в то время как женщина склонна реализовать стратегию уступчивости. Мужчина настроен на решительность, готов что-то предпринять. Женщина, часто говорит мужчине фразу: «Ты же мужчина, придумай что-нибудь».
Различается общая ориентация личности и у мужчин, и у женщин.
Исследования показывают, что у 75% мужчин и женщин ориентация в жизни оказывается практически противоположной.
Сравните:

Ориентация женщины
Ориентация мужчины
Домовитость
Деловитость
Влечение к семье
Влечение к коллективу
Влечение к учебе
Влечение к политике
Для мужчины основным ориентиром служит работа и познание внешнего мира. Именно этому он хочет посвятить основное время.
Женщины ориентированы на семью и пополнение знаний. Именно поэтому большинство девочек учатся лучше мальчиков.
В гендерной психологии объектом исследования являютсямужчины и женщины как субъекты гендерных отношений.
«Гендерный дисплей» отражает как индивидуальные модели ситуативного поведения мужчин и женщин в различных ситуациях социально-профессиональной деятельности, так и механизм и показатели проявления половой принадлежности личности в социальном взаимодействии представителей разных полов.
Предметом исследования служит соотношение гендерных характеристик личности и групп, то есть гендерных представлений,
гендерных стереотипов, гендерных установок, гендерной идентичности и моделей гендерных отношений, реализуемых на различных уровнях социальной реальности субъектами гендерных отношений.
Психология гендерных отношений изучает и характеризует как «Ж - конфликт» при противоборстве между женщинами по отношению к мужчине, так и «М-конфликт», который представляет собой соперничество мужчин по отношению к женщине. А также рассматривает некоторые комплексы, например «Комплекс кастрации» Карена Хорни, который означает ощущение женской неполноценности из-за отсутствия пениса и др.
Психология гендерных отношений опирается на:

теоретические разработки социальных психологов по проблемам психологии больших групп, межгруппового взаимодействия и межличностного общения: В.С. Агеева, Г.М.Андреевой, Г.Г.Дилигенского;
исследования в области психологии половых различий: C.Gilligan,
J.Hyde, M. Horner, E.Maccoby, C.Jacklin, В.В.Абраменковой, И.С.Кона,
В.Е.Кагана, Т.А.Репиной, И.И.Лунина, Г.В.Турецкой, Т.И.Юферевой; работы в области гендерной психологии: S.Bem, K.Deaux, B.Lott,
R.Unger, Ш.Берн; работы психологов феминистской ориентации (N.Chodorow , R.J.Hare-
Mustin, Marecek, R.Unger).
[4, С.3]
В 1996 году была утверждена постановлением Правительства
Российской Федерации «Концепция улучшения положения женщины в
Российской Федерации».
Тема 2. Гендерные отношения в контексте социокультурной организации общества
Разновидностью социально-психологических отношений являются гендерные отношения. Гендерные отношения зависят от следующих факторов:
стереотипы, гендерные представления, установки, гендерная идентичность личности или групп, которые отражают социальную идентичность, установки, стереотипы и социальные представления.
Основой для формирования гендерных отношений, характерных для всех уровней, является: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, феномены неравенства,
доминирования, власти, подчинения. Поскольку социально- конструктивистская парадигма особое внимание уделяет этим феноменам,
можно рассматривать дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин, а также иерархичность, соподчиненность их позиций как основные параметры анализа гендерных отношений. Таким образом,
можно в целом выделить два вектора измерения гендерных отношений:
горизонтальный, где основным параметром является дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который определяется параметром иерархических позиций мужчин и женщин или гендерных групп.
К двум альтернативным моделям - партнерской и доминантно- зависимой сводится все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений.
Определены критерии измерения стратифицированного гендерного пространства:
– позиция в иерархии доходов, и как следствие – способы и формы потребления доступных материальных и социальных благ, как образ и стиль жизни;
– власть, как иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп друг на друга.
Разработана схема анализа систем гендерных отношений на макросоциальном уровне:
1. общество как государство группа мужчин или женщин;
2. общество как государство личность мужчины или женщины.
Социально-психологическими детерминантами гендерных отношений здесь выступают гендерные представления как разновидность социальных представлений.
Социальной политикой определяется специфика проявлений гендерных отношений с позиций государства, направленной на конкретную гендерную группу. Сама же политика определяется