Файл: Введение в изучение дисциплины. Гендерные отношения многоуровневый анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
доминирующей в обществе гендерной идеологией. Специфика проявлений гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, эти роли определяются как гендерные.
В процессе социально-ролевого взаимодействия контакты ограничиваются необходимостью конкретной ситуации, например, в транспорте, на улице, в магазине, на выставке и др. Основным принципом взаимоотношений на данном уровне служит знание норм и требований, а также их реализация участниками взаимодействия социальной среды.
Людей при деловом взаимодействии объединяют совместная деятельность и интересы дела, направленные на достижение взаимных целей.
Гендерные представления, заданные в виде образа «настоящего мужчины» или «настоящей женщины», касаются половой дифференциации социального поведения и участия в общественной жизни.
Такие гендерные представления существуют как на высших уровнях культуры, в рамках религиозных или философских систем, так и в обыденном повседневном сознании. Гендерные представления, в отличие от других видов социальных представлений, помогают индивиду осознать содержание гендерных ролей, определить свою позицию по отношению к системе нормативных предписаний о должном поведении мужчин и женщин в социуме, выработать свой стиль поведения в межполовом взаимодействии, конкретизировать ориентиры жизненного пути на основе принятого способа исполнения гендерной роли.
Гендерные представления отражают существующую в обществе половую дифференциацию и доминирующую идеологию государства в сфере межполовых отношений. Всю совокупность таких представлений можно оценивать с точки зрения двух полярностей, соответствующих двум типам гендерной идеологии. Это патриархальная или традиционная идеология, отражающаяся в патриархальных гендерных представлениях, и
эгалитарная идеология, которая отражается в эгалитарных гендерных представлениях.
Тема 3. Гендерный анализ межгрупповых отношений
Существуют свои особенности в межгрупповом взаимодействии гендерных отношений. Зарубежными и отечественными авторами, такими как Tajfel (1981, 1982); Turner (1985); Агеев (1983, 1985, 1986, 1990) в процессе изучения уровней гендерных отношений были установлены характерные черты, для межгруппового восприятия, объектом и субъектом которого являются социальные группы. Это:
1) объединение частных представлений в нечто целое, качественно отличающееся от составляющих его элементов, то есть целостность и стремление к унификации межгруппового восприятия;
2) схематизация и упрощение диапазона аспектов восприятия другой группы;
3) формирование недостаточно гибких межгрупповых представлений,
обладающих устойчивостью.
Последняя особенность касается динамических характеристик межгруппового восприятия. Эмпирические исследования гендерных групп позволяют выявить общие закономерности в ситуации гендерного взаимодействия. Унифицированы образы типичных мужчин и женщин,
характерные для представителей разных культур и народов. Они отличаются схематичностью, целостностью, эмоциональной окрашенностью, упрощенностью. Таким образом, структурные и динамические характеристики процесса восприятия мужчин и женщин как представителей социальных групп вписываются в общие закономерности,
характерные для межгруппового восприятия вообще.
Анализ гендерных отношений, который осуществляется в системе
«группа – группа» проводится на уровне межгруппового взаимодействия общностей, однородных по половому признаку. Здесь детерминирующими социально-психологическими факторами межполовых отношений

являются гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов.
Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация выявлены как особенности процессов многочисленных исследований межгруппового восприятия и взаимодействия. Внутригрупповым фаворитизмом принято считать стремление любым способом благоприятствовать членам собственной группы, но в противовес членам другой группы. Он может проявляться в различных ситуациях социального взаимодействия как во внешне наблюдаемом поведении, так и в процессе социального восприятия. Например, в процессе формирования мнений и оценок, которые относятся к членам как собственной, так и другой группы.
Межгрупповая дискриминация возникает в процессе установления различий между собственной и другой группами. При определенных условиях межгрупповые различия искусственно подчеркиваются и преувеличиваются. Наиболее распространенным результатом межгрупповой дискриминации является тенденция к установлению позитивно оцениваемых различий в пользу собственной группы.
Отметим особую актуальность для взаимодействия любых социальных групп проблема межгрупповой дискриминации и внутригруппового фаворитизма. При этом речь идет если не о вражде, то,
по меньшей мере, о поддержке своей группы в противовес другой.
Существовало предположение о том, что другие группы оцениваются ниже относительно своей группы исходя из внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации. Другими словами, в ситуации межгруппового восприятия женщины должны оценивать свою группу позитивнее, чем группу мужчин, и наоборот.
Но следует отметить, что эмпирические исследования не подтверждают данное представление. Выяснилось, что и мужчины и женщины приписывают больше положительных характеристик представителям мужской группы. Следовательно, внутригрупповой
фаворитизм как явление межгруппового восприятия и взаимодействия действует в отношении мужской группы и не действует в отношении женской (Клецина, 2004). В данном случае ведущую роль играют закономерности более высокого порядка, то есть не на уровне межгруппового взаимодействия, а на уровне функционирования макроструктуры. Здесь речь идет о влиянии особой культурной традиции –
андроцентризма. Это пример не внутригруппового, а внегруппового фаворитизма.
Причиной внегруппового фаворитизма служит различный социальный статус групп: низкостатусные группы в определенных социокультурных ситуациях склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеростереотипы (Донцов, Стефаненко, 2002). Группа мужчин, как любая другая общность с высоким статусом, оценивается и характеризуется с точки зрения компетентности и экономического успеха. Группа женщин,
оценивается и характеризуется с точки зрения группы с низким статусом,
то есть оценивается с точки зрения дружелюбия, гуманности, доброты и т.
д. Все позитивные женские черты, такие как сердечность, уступчивость,
теплота, эмоциональная поддержка, и другие, воспринимаются как типичная компенсация отсутствия значимых достижений на общественной арене. У женщин как у членов низкостатусной группы по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой.
Перенимая точку зрения мужчин как группы с высоким статусом, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои.
Специфика гендерных отношений на уровне межгруппового взаимодействия определяется тем, что на данном уровне индивидуальные различия нивелируются, а поведение унифицируется. Чаще всего такое неперсонифицированное взаимодействие осуществляется в типичных социальных ситуациях. Объединяет все эти ситуации то, что участники взаимодействия личностно в него не вовлечены, они контактируют, исходя

из ролевых предписаний и нормативов поведения, типичных для ситуации.
Наиболее распространенная классификация таких ситуаций включает в себя два вида взаимодействия: кратковременное социально-ситуационное общение или социально-ролевое и деловое общение.
Модель гендерных отношений в ситуации межгруппового взаимодействия может рассматриваться как доминантно-зависимая модель отношений при мужской доминирующей позиции, что подтверждает весомая статистика социологических и социально-психологических исследований.
Таблица 1

Соотношение видов гендерных отношений и гендерных
характеристик
№ п/
п
Уровни анализа гендерных отношений
Вид гендерных отношений
Субъективные детерминанты гендерных отношений
1.
Макроуровень: отношения типа «группы мужчин и женщин - государство»
Общественные
Гендерные представления
2.
Мезоуровень: отношения типа
«группа – группа» (отношения между группами мужчин и женщин)
Межгрупповые
Гендерные стереотипы
3.
Микроуровень: отношения типа «личность-личность»
(межличностные отношения между представителями разного пола)
Межличностные Гендерные установки
4.
Внутриличностный уровень: отношения типа «Я как
Самоотношение Гендерна
индивидуальность – Я как представитель гендерной группы»
Отметим, что взаимоотношения в группе, не может исходить только из ее формальной структуры. При выполнении совместной деятельности и при непосредственном общении, конкретные люди строят свои отношения не согласованно заранее заданной кем-то извне схеме подчинения. Каждая группа, в том числе и формальная, имеет свою неформальную структуру.
Следует отметить, что часто они не совпадают. Например, вместе со старостой в классе, как правило, есть неформальный лидер, которые не имеет какого-либо официального «поста» в системе ученического самоуправления. Более того, в рамках именно формальных сообществ,
часто возникают неформальные группы
. [3,С.10]
Тема 4. Теория и практика гендера в сфере межличностных отношений.
Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой.
Первая модель – партнерские отношения. Это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого.
Вторая модель – доминантно-зависимая. На противоположном полюсе стоит доминантно-зависимая модель отношений, которая не предполагает равноправия позиций: тут одна сторона занимает доминантную позицию,
другая – зависимую.

Представитель доминантной позиции стремится к соперничеству, он презирает слабость и стремится к силе как к самодовлеющей ценности.
В системе межгруппового взаимодействия проблема гендерных отношений наиболее актуальна в профессиональной сфере. В деловом общении и взаимодействии мужчины и женщины проявляют себя и как представители гендерных социальных групп, и как субъекты профессиональной деятельности.
Отличительной особенностью гендерных отношений в профессиональной сфере является неравенство статусов и позиций мужчин и женщин: мужчины во всем мире чаще пользуются более высоким статусом по сравнению с женщинами, а это обеспечивает им доступ к ресурсам и принятию ответственных решений. Это приводит к тому, что женщины существенно чаще мужчин оказываются в роли подчиненных,
зависимых, руководимых. Потребности женщины в профессиональном развитии, самореализации и продвижении по служебной лестнице удовлетворяются в меньшей степени, чем у мужчин.
Сложившаяся система гендерных отношений способствует закреплению у женщин таких качеств личности, проявляющихся в деловом взаимодействии, как пассивная подчиненность, слабоволие, склонность уступать всегда и всем, неуверенность в себе, боязливость и послушание.
Неравноправие женщин и мужчин в сфере производственных или деловых отношений отражает гендерные отношения межгруппового уровня.
Гендерное неравенство в деловом взаимодействии проявляется двумя способами.
Первое: распространенная практика профессиональной сегрегации,
из-за чего престижные профессии и должности менее доступны для женщины по сравнению с мужчинами.


Второе: выраженная склонность к дискриминации, когда женщины получают меньшее вознаграждение за труд по сравнению с мужчинами,
хотя выполняют ту же работу.
При рассмотрении гендерных отношений на уровне межличностного взаимодействия объектом анализа являются системы «личность- личность»; при этом речь идет о взаимодействии двух людей разного пола.
Гендерные отношения этого уровня детерминированы гендерными установками как разновидностью социальных установок.
Выделяют такие общие параметры анализа гендерных отношений независимо от уровня их функционирования, как поляризация,
дифференциация позиций мужчин и женщин, явления доминирования,
власти, подчинения. Дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин как субъектов межличностных отношений и иерархичность,
соподчиненность их позиций являются одними из основных параметров анализа гендерных отношений в микросреде. Эти параметры касаются и объективной стороны – реальных практик взаимодействия, и субъективной
– гендерных установок мужчин и женщин как субъектов межличностных отношений. Таким образом, от других типов гендерных отношений межличностные отношения отличает выраженная эмоциональная составляющая, сопровождающая весь процесс формирования и развития отношений. Кроме того, в гендерных межличностных отношениях очень значима роль личностных особенностей участников, а также процесса общения, на фоне которого отношения складываются и функционируют.
В качестве модели гендерных отношений межличностного уровня обычно рассматривают семейные, то есть супружеские отношения,
поскольку:
Первое - ярче всего представлены все характерные признаки межличностных отношений взаимная направленность субъектов отношений друг на друга, реальный непосредственный контакт,
выраженная эмоциональная основа, интенсивное общение.

Второе - в супружеских отношениях явно отражена специфика гендерных отношений, то есть тут различные социокультурные предписания влияют на содержание семейных ролей и их исполнение мужчинами и женщинами.
В современных семьях распространены два типа распределения семейных обязанностей. Менее распространен эгалитарный или равноправный вариант, когда все виды семейных забот не делятся жестко на мужские и женские, но мужья примерно в такой же степени, как и жены, включены в выполнение домашних дел. На практике либо муж и жена делят поровну все обязанности по дому и воспитанию детей, либо это зависит от ситуации, то есть больше времени дому и воспитанию детей посвящает тот из супругов, кто меньше занят на работе. При другом более распространенном варианте большую часть домашней работы выполняют жены. При этом дифференциация мужских и женских ролей в семье,
разделение семейных дел на женские и мужские сохраняется как устойчивое явление.
С позиции теории ресурсов домашняя работа понимается как труд,
для которого не требуются особые физические и психические характеристики. Иногда домашняя работа воспринимается как высокая квалификация исполнителя, но в большинстве случаев домашний труд требует наличия свободного времени. И обладают этим главным ресурсом те, кто якобы меньше занят или менее востребован на рынке труда.
Обычно, принято считать, что в эту категорию попадают женщины,
поэтому они и выполняют большую часть домашней работы.
Теория «Новой домашней экономики» как развитие выше обозначенного подхода, опирается на представление о семье как производственной единице, которая создает Основными ресурсами в производстве «семейного капитала» выступают как товары и услуги, так и время членов семьи. Ценность времени определяется альтернативными издержками. Например, рыночной ценой выполнения домашних работ