Файл: система экологического мониторинга оренбургской облости.docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экологический мониторинг»
Тема: «система экологического мониторинга оренбургской облости»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1.Понятие и виды экологического мониторинга………………………...4 Глава 2.Качество природной среды и состояние природных ресурсов в Оренбургской области……………………………………………………………9 2.1. Критерии санитарно-гигиенической оценки состояния воздуха………….9 2.2. Характеристика загрязнения атмосферного воздуха в промышленных городах Оренбургской области…………………………………………………14
2.3.Поверхностные и подземные воды…………………………………………25 2.4. Почвы и земельные ресурсы……………………………………………….31 2.5.Использование полезных ископаемых, основные результаты геологических работ……………………………………………………………..33 2.6.Радиационная обстановка…………………………………………………..34 Глава 3 Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования…………………………………………………………….373.1.Экологические программы и их реализация……………………………….37 Заключение……………………………………………………………………….42Список литературы………………………………………………………………43
Введение
В данной курсовой работе затронута тема экологического мониторинга, описаны современные методы экологического мониторинга и рассмотрена, в качестве примера, программа мониторинга Оренбургской области. Актуальность данной работы не вызывает сомнений, т.к. каждый из нас имеет право на безопасное состояние окружающей среды. Экологический мониторинг как система способствует общему улучшению экологии и осуществляет сбор и обработку всей необходимой информации о состоянии окружающей среды. Российская Федерация - огромная страна со своими особенностями и проблемами. Одной из таких проблем является защита экологии, которая должна волновать всех жителей нашей необъятной Родины. Без бережного отношения к окружающей среде, а также без разумного расходования имеющихся природных ресурсов наша страна рискует не только экономическим благосостоянием, но и здоровьем своих граждан. Цель курсовой работы: изучение существующей на территории РФ системы экологического мониторинга, ознакомиться с её принципами и методами.
Задачи курсовой работы: 1)изучение экологического мониторинга; 2)изучение деятельности системы экологического мониторинга; 3)рассмотрение экологического мониторинга на примере Оренбургской области.
Глава 1.Понятие и виды экологического мониторинга
Современный термин «мониторинг» обозначает наблюдение, анализ и оценку состояния окружающей среды, её изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека, а также прогнозирование этих изменений. Экологический мониторинг - совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.
Цели экологического мониторинга: наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; удовлетворение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений; формирование государственных данных о состоянии окружающей среды; обеспечение участия РФ в международных системах экологического мониторинга.
Минприроды РФ в целях осуществления экологического мониторинга: формирует государственную Систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивает функционирование этой системы; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга; принимает нормативно-методические документы по вопросам ведения государственного экологического мониторинга; обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет: ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении; формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения; информирование пользователей (потребителей) о составе предоставляемых сведений о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обеспечение пользователей (потребителей); обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде.
Существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зависимости от: масштабов системы мониторинга (глобальный, национальный, региональный, локальный); от уровня измененности человеком окружающей среды (фоновый и импактный); от объекта мониторинга (экологический, воздуха, вод, почв, животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический) . Глобальный экологический мониторинг, в соответствии с международными соглашениями, осуществляется системой станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, путем обмена полученных различными государствами данных в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том числе изменениями климата, создания системы данных, их распространения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияния на человека. Национальный экологический мониторинг осуществляется отдельными государствами в пределах своей территории. В России Единая государственная система экологического мониторинга создана в 1993 г. Ее задачами являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, оценка и прогноз изменений климата, водных ресурсов, трансграничного переноса загрязняющих веществ и т. д.
Региональный экологический мониторинг -система наблюдений за состоянием окружающей среды в пределах административно-территориальной обособленной единицы (субъекта РФ) или части такой единицы либо частей нескольких субъектов РФ, характеризующихся общностью природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников.
Локальный экологический мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом (например, в государственном заповеднике, в зоне экологического бедствия).
Фоновый экологический мониторинг представляет собой наблюдение за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках. Импактный экологический мониторинг (от англ, impakt - воздействие, влияние) -разновидность системы наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.
Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека (естественной и искусственной), а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
Мониторинг животного мира - государственная система регулярных наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среды их обитания, в том числе за миграционными путями, иными факторами в целях сохранения биоразнообразия, научно обоснованного использования и охраны животного мира, предотвращения распространения эпизоотии и иных негативных последствий.
Мониторинг атмосферного воздуха -система наблюдения за качеством атмосферного воздуха, количеством и составом содержащихся в нем вредных веществ и оказываемым на него антропогенным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников.
Мониторинг водных ресурсов - наблюдение за качеством поверхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими (по водной флоре и фауне) методами с помощью проб, отбираемых периодически (ежемесячно) или сезонно.
Мониторинг почв - система базовых, периодических и оперативных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием всех земель в РФ с целью выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационного обеспечения органов управления земельными ресурсами, а также владельцев земельных участков. Он осуществляется на федеральном, региональном и локальном уровнях Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами.
Радиационный мониторинг осуществляется ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки на территории РФ) для определения уровней радиоактивности средообразующих элементов (вод, воздуха, почв, растительности), ионизирующего излучения, количества и состава радиоактивных осадков. Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий.
Глава 2.Качество природной среды и состояние природных ресурсов в Оренбургской области.
2.1. Критерии санитарно-гигиенической оценки состояния воздуха.
Оценка уровня загрязнения атмосферы выражается через концентрацию примеси путем сравнения ее с гигиеническими нормативами. Наиболее распространенными в настоящее время критериями оценки качества природных сред (атмосферного воздуха и вод суши) являются предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в названных средах. Нормативы ПДК различных веществ, утвержденные Минздравом России, едины для всего государства. В России установлены ПДК для более 600 различных атмосферных примесей (ГН 2.1.6.3492-17).
Предельно допустимая концентрация – это максимальная концентрация примеси в атмосферном воздухе, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека и его потомства не оказывает и не окажет прямого или косвенного влияния на него (включая отдаленные последствия) и на окружающую среду в целом. В связи с тем, что кратковременные воздействия не обнаруживаемых по запаху вредных веществ могут вызывать функциональные изменения в коре головного мозга и зрительном анализаторе, были введены значения максимальных разовых ПДК. С учетом вероятности длительного воздействия вредных веществ на организм человека были введены значения средних суточных ПДК. Таким образом, установлены для каждого вещества два норматива: – максимально разовая предельно допустимая концентрация (ПДКм.р.) – максимальная 20- 30 мин. концентрация, при воздействии которой не возникают рефлекторные реакции у человека (задержка дыхания, раздражение слизистой оболочки глаз, верхних дыхательных путей и др.); – среднесуточная предельно допустимая концентрация (ПДКс.с.) – средняя за сутки концентрация, при воздействии которой не развиваются общетоксичные, мутагенные, канцерогенные эффекты при неограниченно длительном вдыхании. Предельно допустимые концентрации веществ, определяемых в атмосферном воздухе на территории Оренбургской области, приведены ниже в таблице 1.1. Во второй графе таблицы приведены классы опасности веществ: 1 – чрезвычайно опасные, 2 – высокоопасные, 3 – умеренно опасные, 4 – малоопасные.