Файл: Введение в изучение дисциплины. Классификация аддикций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аддиктология и методы контраддиктивной стимуляции
Тема лекции: Введение в изучение дисциплины. Классификация аддикций.
Психотерапия игровой зависимости
План лекции:
1. Цель, задачи, содержание дисциплины «Аддиктология и методы контраддиктивной стимуляции».
2. Фиксация
3. Причина аддиктивности.
4. Нехимические аддикции
5. Аддикций к еде
6. Аддикция к разрушению и саморазрушению
7. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции (КАС).
Аннотация. Представленная лекция содержит основные базовые теоретические знания и совокупность психологических приемов, применяемых психологом при работе с зависимыми. Состоит из 7 основных тем, в которых даны определения аддиктологии, рассмотрены термины аддикция, аддикт,
«болезнь зависимого поведения». Изучается общий признак аддиктивных нарушений. Представлена классификация аддикций.
Содержание лекции
Тема 1. Цель, задачи, содержание дисциплины «Аддиктология и методы контраддиктивной стимуляции».
Аддиктология – это наука о химических и нехимических зависимостях,
которая изучает механизмы их формирования и развития, а также методы диагностики, профилактики, лечения и реабилитации. Аддиктологией называют новый раздел современной психиатрии, который требует разработки инновационных подходов.

Аддиктология является мультидисциплинарной наукой, системно и комплексно изучающей все формы и типы аддиктивного поведения, его механизмы, профилактику, терапию и реабилитацию пациентов/клиентов [1.,
С.3].
В настоящее время растет число людей с аддиктивным, т.е. зависимым поведением, что позволяет расширить границы аддикций за счет выявления новых знаний в таких дисциплинах как аддиктология, психотерапия,
психокоррекция, медицинская психология и др..
Целями освоения учебной дисциплины «Аддиктология и методы контраддиктивной стимуляции» являются овладение базовыми теоретическими знаниями и совокупностью психологических приемов, применяемых психологом в профессиональной деятельности, формирование у будущих психологов готовности осуществлять процесс предупреждения и преодоления зависимого поведения у различных категорий людей.
Основными задачами курса являются:
1) раскрытие специфики психологии зависимого поведения как направления психологической науки, аддиктологии;
2) определение механизмов развития зависимого поведения как в целом, так и отдельных его видов;
3) рассмотрение специфики организации психопрофилактической работы с различными видами зависимостей;
4) определение содержания и методов психологической диагностики зависимого поведения;
5) освоение основных методов и приемов преодоления различных форм зависимого поведения.
В современной аддиктологии первоначальное значение в глазах профессиональных психологов приобрели особенности личности зависимых пациентов. Основой аддиктивной личности является не только нормативный тип характера или возможно его крайний вариант, но и совершенно определенный личностный дефицит. Представление о дефекте расстройства личности аддикта с

химической зависимостью, когда личность пытается смягчить какими-то
«дополнениями», «добавлениями», преобразует аддиктологию в «дефектологию»,
которая при решении личностных проблем направляет ее в рациональную сторону.
Определенный характерологический дисбаланс или личностный дефицит аддикта с химической зависимостью приводит ее к психосоциальной дезадаптации. Условия приобщения к психоактивному веществу и нестандартные жизненные ситуации подходят как ключ к замку к этим личностным особенностям и вызывают увеличение, усиление дезадаптации.
Задача аддиктологии заключается в извлечении зависимого пациента из сложной ситуации, в направлении изменения личности, в подборе иных ситуаций и условий, также подходящих к личности индивида как ключ к замку, но с другими свойствами, компенсирующие дефекты или дефицит и повышающие его адаптацию. По определению дефект или дефицит подразумевают некую компенсацию, то есть необходимость внешнего дополнения в той области, в которой и наблюдается указанный недостаток.
Термин аддикция содержит не только новое расширенное содержание, но иную лингвистическую трактовку. Слово аддикт несет сопутствующий смысл,
заключающийся в обязательном присоединении, добавлении того, без чего не может жить человек.
Аддиктом преследуется цель достижения определенного психофизического состояния. При этом наблюдается избыточное использование привычных действий, окружающих объектов или лиц.
Ученые утверждают, что развитие зависимости, аддикции происходит не только от вводимых в организм веществ, но и от производимых субъектом действий и сопровождающих их эмоций.
Существует термин «болезнь зависимого поведения» как хроническое психогенное не психотическое психическое расстройство, которое заключается в этапном патологическом развитии личности, приводящем к возникновению,
закреплению и трансформации патологической потребности в совершении повторных трудно- или неконтролируемых поведенческих актов.
Таким образом, аддикцию можно определить как систематическое повторение действий, лишенное целесообразности и реального приспособительного значения, ведущее к снижению социальной адаптации или дезадаптации. Отметим, что у личности вне указанных действий возникает состояние актуализации психологической декомпенсации, психофизического дискомфорта и личностного дефицита. Также происходит процесс их углубления вследствие возникновения нервно-психических расстройств.
Следует отметить, что общий признак аддиктивных нарушений заключается в том, что они связаны с двоякими состояниями: вначале получают удовольствие,
а затем негатив. В случае лишения получения удовольствия возникают негативные переживания, психофизический дискомфорт.
Классификация аддикций по Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой:
Нехимические адикции:

гэмблинг или страсть к азартным играм;

интернет-аддикция;

любовная аддикци;

сексуальная аддикция;

аддикция отношений или созависимость;

работогольная аддикция;

шопинг или аддикция к трате денег;

ургентная аддикция и т.д.
Химические аддикции:

алкоголизм;

наркомания;

токсикомания;

табакокурение.
Промежуточная группа:

аддиктивное переедание;



аддиктивное голодание.
[2., С. 6
]
Классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра выделяет и позволяет диагностировать следующие формы поведения, которые можно отнести к зависимым:
F1 — Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ:
F10 . алкоголя;
F11 .опиоидов;
F12 .каннабиноидов;
F13 . седативных и снотворных веществ;
F14 . кокаина;
F15 . стимуляторов, включая кофеин;
F16 . галлюциногенов;
F17 . табака;
F18. . летучих растворителей.
F5 — Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами:
• F50 — расстройства приема пищи:
• ...нервная анорексия;
• ...нервная булимия:
• F55 —злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости:
• ...антидепрессантами;
• ...слабительными;
• ...анальгетиками;
• ... средствами снижения кислотности;
• ... витаминами;
• ... стероидами или гормонами;
• ... специфическими травами и народными средствами.
F60.7 — Зависимое расстройство личности.

F63 — Расстройства привычек и влечений:
• патологическая склонность к азартным играм (гемблинг);
• патологические поджоги (пиромания);
• патологическое воровство (клептомания);
• трихотилломания.
F64 — расстройства половой идентификации:
• трансвестизм двойной роли.
F65 — расстройства сексуального предпочтения (парафилии):
• фетишизм;
• фетишистский трансвестизм;
• эксгибиционизм;

вуайеризм;
Современная аддиктология
• педофилия;
• садомазохизм.
F91.2 — социализированное расстройство поведения:
• расстройство поведения, групповой тип;
• групповая делинквентность;
• воровство в компании;
• прогулы школы.
F93.0 — тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте.
F94.2 — расторможенное расстройство привязанности детского возраста.
F98.4 — стереотипные двигательные расстройства [1.,C. 5].
Привычка человека к определенному типу отношений характеризует аддикцию отношений. Аддикты отношений создают, например, группу "по интересам". Члены этой группы постоянно и с удовольствием общаются друг с другом, проводят совместно много времени, а жизнь между встречами сопровождается постоянными мыслями о предстоящем общении при встрече.
В современном обществе достаточно много различных видов расстройств поведения, где проявляется аддикция.

Достаточно большой список объектов зависимости. Это различные ПАВ,
источники информации в виде всемирной Интернет сети, компьютерные игры,
работа, различного рода эстетические наслаждения, культы и так далее.
Некоторые зависимости имеют статус социально опасных. Другие с течением времени начинают представлять личностную проблему для индивида, но не являются социально опасными. Третьи одобряются социумом.
Определены варианты состояния аддикции:
1)
эйфоризирующие:

гиперсексуальность;

просмотр порнографии;

опиомания;
2) психостимулирующие, будоражащие:

экстремальная и спортивная деятельность;

просмотр спортивных зрелищ;

игровая зависимость;

серийные убийства;

клептомания;

пиромания;
3) викарные (заполняющие психологическую пустоту):

симптом «замещающего шума»;

«запойное» чтение;

созависимость;

светские развлечения;

накопительство;

трудоголизм;
4) одурманивания, погружения в мир грез:

наркотики;

галлюциногены;

кино-зависимость;
5) изменения внешности и соматического состояния:



булимия (анорексия);

анаболики.
Аддикта характеризует стремление человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем развития и поддержания интенсивных эмоций через прием психоактивных веществ или посредством чрезмерной фиксации на определенных видах деятельности.
Исследователи выделяют 5 этапов развития аддикции:
1. человек открывает способ, при помощи которого может достаточно легко менять свое психическое состояние;
2. человек привычно использует данный способ в трудные моменты;
3. аддиктивное поведение становится неотделимой частью его личности и не подлежит критике;
4. аддиктивная часть личности начинает полностью управлять жизнью аддикта;
5. катастрофа, когда разрушается психика и организм, то есть происходит разрушение биологических процессов организма. [3, С.13]
Существуют основные подходы к изучению аддиктивного поведения:
1. Персонологический подход, при котором одни типы личности более склонны к аддиктивному поведению, чем другие. Пример: при изучении алкогольной зависимости, сделан вывод, что специфической алкогольной личности не существует.
2. Психодинамический подход, при котором выявляется множественная причинность, зависящая не только от особенностей личности, но и от окружения и особенностей взаимодействия личности с окружением. Личностные особенности играют роль лишь предрасполагающих факторов.
3. Мотивационный подход, при котором особенности аддиктивного поведения отражены в теории реактивного сопротивления. По её положениям,
мотивация актуализируется при появлении угрозы свободе поведения индивида.
Реактивное сопротивление имеет следующие основные параметры: важность
свободы для личности, сила угрозы свободе, соотнесение угрозы со своей свободой, предварительное ожидание свободы.
4. Теория социального научения,
при которой происходит процесс анализа факторов, вызывающих и подкрепляющих употребление психоактивных агентов.
5. Теория ожидаемого действия,
при которой происходит процесс включения в модель аддикции когнитивного компонента, где аддикция понимается как альтернативная реакция преодоления. Ожидание позитивных эффектов от наркотиков повышает вероятность такого понимания.
Соответственно, потребление позволяет нивелировать чувство ответственности за свои действия.
Тема 2. Фиксация
Термин фиксация происходит от позднелатинского fixatio, к латинскому fixus, что означает закреплённый, прочный, нерушимый, твердый, крепкий.
Соответственно, фиксация это процесс закрепления чего-либо где-либо каким- либо способом.
Новейший философский словарь гласит, что фиксация в психоанализе
Фрейда имеет описательное понятие, обозначающее наличие закрепленной привязанности к объектам, периодам, фазам, предшествующего опыта,
закрепленным в нем способам удовлетворения, отношениям, ситуациям,
воспоминаниям, образам, симптомам, стереотипам поведения и т.д.,
выступающей в качестве важного внутреннего фактора амбивалентности,
психических конфликтов и происхождения неврозов. Считается, что феномен фиксации свидетельствует о существовании некой задержки, остановки и регрессии.
Фрейд употреблял понятие фиксация в различных сопрягающихся значениях.
Первое. Фиксация влечения, то есть остановка и закрепление влечения - в особенности частного - на каком-то уровне, ступени, фазе, периоде развития и

объекте.
Второе. Фиксация либидо, то есть закрепление либидо на объекте,
элементе, моменте, цели, типе деятельности и т.д., выступающая в качестве внутреннего предрасполагающего фактора этиологии неврозов.
Третье. Фиксация на травме, то есть закрепление жизненных интересов и установок человека на каком-то определенном травмировавшим его событии, в силу чего настоящее и будущее становятся для него в той или иной степени чуждыми. Данная разновидность фиксации выступает в качестве общей и практически очень значимой предпосылки и черты всякого невроза.
Четвертое. Фиксация поведения, то есть преимущественно неосознаваемая тенденция к сохранению апробированных эффективных стереотипов поведения.
[4, С.233]
Таким образом, фиксацией называется сохраняющаяся привязанность человека к определенным объектам и целям, фазам и стадиям развития, образам и фантазиям, способам поведения и удовлетворения, отношениям и конфликтам.
Акцентируем внимание на том, что существует два вида фиксации:
позитивная и негативная или приятная и неприятная. Но в любом случае на это затрачивается энергия.
Позитивная или приятная фиксация происходит при стремлении психологической энергии, направленной на что-то хорошее из прошлого, но не нужное и не работающее сейчас. Обычно проявляется в виде инфантилизма.
Негативная или неприятная фиксация происходит при стремлении психологической энергии от ситуации или негативного периода, но каждый раз идет возврат для решения проблемы и таким образом, получается замкнутый круг. Происходит механизм закрепления стойкого доминирования тех или иных потребностей.
Именно с фиксации начинается развитие аддиктивного поведения.
Фиксация происходит при встрече с воздействием сильного впечатления на будущего аддикта, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокого подсознания. Фиксация может быть связана с воздействием изменяющего
психическое состояние вещества, участием в каком-то виде активности, включая игровую и т. д. Особенность фиксации заключается в том, что она влечет за собой сильное желание повторить пережитое измененное состояние ещё раз. Такое непреодолимое стремление в последующем повторяется всё более часто. Обычно процесс развивается таким образом, что мысли о реализациях, их осуществление занимают всё большее количество времени, что мешает самовыражению в других направлениях и затрудняет критическое отношение. Во время аддиктивных реализаций аддикт переживает очень интенсивные и приятные ощущения,
которые не идут ни в какое сравнение с переживаниями, характерными для обычной жизни. «Приятность» этих состояний связана с возникающими у человека иллюзиями контроля, комфорта и совершенства. Жизнь вне реализации воспринимается как серая и неинтересная. Эмоциональная зависимость является чрезмерной фиксацией на определенных видах деятельности, проявляется, в частности, азартным поведением. [2., С. 8]
Тема 3. Причина аддиктивности.
Невозможно выделить однозначные причины развития аддиктивного поведения, поскольку происходит влияние сочетания различных неблагоприятных факторов внешней среды и личностных особенностей каждого конкретного человека.
Неудовлетворенная потребность как причина аддиктивности.
В основе аддиктивности человека можно обнаружить определенные основные потребности, к числу которых относятся:
а) любовь и чувство принадлежности;
б) стремление к власти;
в) необходимость быть свободным/свободной;
г) стремление к получению удовольствия.
Реализация этих потребностей в реальной жизни может быть значительно затруднена и ограничена, что вызывает чувство хронического психологического дискомфорта. У человека в памяти остаются частично