Файл: Введение в изучение дисциплины. Классификация аддикций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
этих подростков основывалась на идентификации с матерью, со стороны которой они не получили достаточно любви и привязанности. [3, С.189]
Тема 7. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции (КАС).
Метод контраддиктивной стимуляции (КАС) применяется при любой зависимости. Данный метод, предположим применительно к игровой зависимости, основан на понимании феномена болезненного пристрастия к игре как патологической поведенческой модели аддиктивной реализации принципа гедонизма. В процессе формирования игровой зависимости азартный игрок - аддикт, а если рассматривать шире, то любой зависимый человек - аддикт в силу ряда причин гипертрофирует субъективную значимость, то есть преувеличивает роль удовольствия от игры. Далее игра для него становится самоцелью, а не способом получения удовольствия. Другими словами игра ради игры как самого процесса.
Суть метода КАС – в полной психологической переориентации личности пациента с вытеснением из поля его сознания и подсознания иллюзорно- мифических, суррогатных влечений и желаний (физический и психический компоненты зависимости) и заменой патологических ритуальных навязчивых стереотипов, трафаретов поведения, двигательных навыков (поведенческая,
моторная зависимость от ритуальных цепочек) на новые, здоровые алгоритмы поведения. При этом ведется активный поиск других источников жизненных радостей и удовольствий.
Главная задача метода – подавление патологического возбуждения в психике и головном мозгу и активное побуждение психотерапевтом пациента к деятельности в направлениях, противоположных его аддикции, выбранным им болезненным способам психического функционирования, суррогатно- аддиктивной самореализации, самовыражения, разрушающим его.
Метод КАС направлен на создание системы контрастной замены наркотика
(игры и др.) на многие другие занятия и удовольствия, точнее, занятия,
приносящие удовольствия, с расфокусировкой рассредоточением поля сознания
на множество внешних объектов – источников реальных, жизненных удовольствий. Это, с одной стороны, избавляет от аддиктивного погружения в одно занятие, приносящее удовольствие, с другой, позволяет постоянно осознанно контролировать свое поведение и источники, способы получения удовольствия.
Метод контраддиктивной стимуляции реализуется в тренинговом моделировании игровых ситуаций в целях переструктурирования личности, т.е.
формирования более реальных, здоровых жизненных мотивов, установок,
ценностей и целей при изменении всего образа жизни. Игрок играет в азартные игры, а психотерапевт «играет» с ним, проигрывая с пациентом модельные игровые ситуации.
Игровая зависимость относится к информационным, социально- психологическим, т.е. нехимическим, наркоманиям. Ведущим компонентом в структуре игровой зависимости выступает психическая зависимость. Однако постоянная бомбардировка психики игрой, стимуляция от азарта, постоянные колебания настроения от выигрышей-проигрышей, приводят игрока в такое возбужденное психоэмоциональное состояние, при котором в организме в колоссальных количествах вырабатываются собственные внутренние наркотики
(эндорфины), стрессовые гормоны, витамины, ферменты, энзимы, с большим напряжением работают сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная системы,
которые быстро истощаются, как и психика. При этом в головном мозгу игрока формируются очаги сильного возбуждения по типу нейрофизиологических доминант, которое постоянно подпитывается новыми сеансами игры и новыми порциями внутренних допингов, стимуляторов [5., C.38].
Поэтому задача первых этапов лечения – подавить эти очаги игрового возбуждения, затормозив его. Это достигается в Центре «Бехтерев», во-первых,
сеансами психотерапии (длительность ее индивидуальна, обычно 6-8 сеансов), во- вторых, аурикулярным микрочиповым программированием (рефлекторное,
длительное, непрерывное, но слабое воздействие /давление колечками/ на биологически активные точки на ушной раковине, связанные с возбужденными


«центрами удовольствия» от игры в головном мозгу). Этот этап лечения заканчивается интракраниальной транслокацией – лазерным и электроимпульсным воздействием на очаги возбуждения в целях подавления влечения к игре. Но на всех этапах лечения ведущим методом остается психотерапия.
На последующих этапах психотерапевтического лечения с помощью психотерапевта у игрока меняется внутреннее состояние (возможно подключение малых нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов), создается новая система ценностей, выдвигаются другие цели, формируется иное отношение к себе, окружающим, всей жизни. Изменяется образ жизни, вырабатывается целая система замены на другие способы получения удовольствия. Один из общих вариантов замены при игровой зависимости – другая игровая деятельность,
азартную игру на деньги заменяем другой игрой, например театром или спортивными играми.
Человек вновь учится наслаждаться всей полнотой бытия.
Выраженные степени аддикции и психологической зависимости –
патологические процессы, нередко они носят труднообратимый, навязчиво- компульсивный (неодолимый) характер. Самому игроку справиться с ними очень трудно, но в принципе возможно. Поэтому метод КАС включает ряд этапов и реализуется в процессе как индивидуальной, так и групповой психотерапии.
Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы цель, задачи, содержание дисциплины «Аддиктология и методы контраддиктивной стимуляции»?
2. Какова классификация психических и поведенческих расстройств 10- го пересмотра?
3. Какова особенность классификации аддикций по Ц.П. Короленко и

Н.В. Дмитриевой?
4. В чем заключается особенность фиксации?

5. Каковы этапов развития аддикции?
6. В чем заключается основная причина аддиктивности?


7. Какова особенность аддикций к еде?
8. Какова особенность аддикции к разрушению и саморазрушению?

9. Какова особенность психотерапевтического метода контраддиктивной стимуляции (КАС)?
10.В чем заключается суть метода КАС?
Список источников:
1.
Руководство по аддиктологии / Под ред. профиксация В. Д.
Менделевича. СПб.: Речь, 2007.—768 с.
2.
Ц.П.Короленко,
Н.В.Дмитриева.
Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001 - 251с.
3. Старшенбаум Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей [Электронный ресурс]/ Старшенбаум Г.В.— Электрон.
текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2006.— 367 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/15231.html.— ЭБС «IPRbooks»
4. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А.
Грицанов. 1999.
5.
Козлов В.В. Психология игровой зависимости [Электронный ресурс]/
Козлов В.В., Карпов А.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов:
Вузовское образование, 2014.— 218 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18330.html.— ЭБС «IPRbooks»