Файл: Требования к тексту и необходимость редактирования. Редактор занимает особую позицию и особое положение он является посредником.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Требования к тексту и необходимость редактирования.
Редактор занимает особую позицию и особое положение: он является посредником. В схеме мысль-оригинал (мысль пишущего) и мысль-копия (то, как считывает мысль автора читатель) роль редактора - мысль-контролер.
Редактор пытается установить тождество между мыслью оригиналом и мыслью копией.
Редактор проникает в текст, пытается проявить эту мысль.
Требования к речи.
-
Языковая правильность (на всех уровнях языка). Гурману, придерживающемуся диетическое ориентации, можно порекомендовать норвежский паровой лосось со спаржей. Языковая неправильность -
Соответствие стилистическим нормам. Степашина все-таки проголосуют в Думе. Нарушение стилистических норм. -
Соответствие коммуникативным нормам. Березовский в очередной раз лгал, но при этом ни один волос не упал с его головы. Нарушение коммуникативных норм. -
Логичность. Перед нами избы, расписанные резными наличниками. Алогизм. -
Точность. Музыка в этих фильмах подобна кремовому украшению на бисквите жизни. Неточность. -
Ясность. До 67 календарных дней увеличен отдых шахтеров из числа подземных рабочих. Неясность. -
Информативная новизна. В среде оценщиков известие о предстощем конкурсе вызвало интерес. "Нам этот конкурс чрезвычайно интересен". Бессодержательность. -
Выразительность. Грызлов перечислил основные программы, по которым работает сейчас партия: "Крепкая семья", "Чистая вода", "Достойный труд"... Все прилагательные и существительные в этих программах можно без особого вреда для здравого смысла менять местами". Безвыразительность.
Литература.
Этические основы редактирования.
Этика работы редактора
Автор всегда стоит на позиции точности. Редактор - на позиции ясности.
Редактор пытается убедить автора отступить от точности ради ясности.
При правке должна быть опора на цитаты авторитетного источника, общие незыблемые правила.
Когда мы работаем с автором, важны два момента:
-
Нам нужны аргументы, чтобы воздействовать на его разум и заставили бы его отступить. -
Найти аргументы, влияющие на эмоции.
Виды редактирования. Редакторский анализ текст
Работа редактора затрагивает все вопросы, касающиеся формы и содержания текста. Работу редактора над содержанием текста называют политическим и научным редактированием, а работу редактора над формой, т.е. работой над стилем, грамматика, пунктуацией, композицией и т.д. называют литературным редактированием. На практике они практически не существуют раздельно.
Политическое редактирование: сохранение тайн (следственный, коммерческая, личная тайна, врачебная, банковская и т .д .).
Научное редактирование: проверка имен, дат, цифр, чисел, фактов, научных фактов и законов, соотношение цифр.
Серая крыса - космополит, распространенный по всему земному шару
Редактирование функциональных типов речи
Повествование -набор событий, который сменяют друг друга в определённой последовательности.
Узлы повествования - это указание на то, как происходила смена событий. Быстро или медленно, комично или драматично и т.д.
Редактирование повествования
-
Оцениваем правильность выбора событий и их чистоту. -
Оцениваем последовательность расположения событий. -
Законченность действия. Начало-конец. -
Смотрим, есть ли в тексте узлы повествования.
Редактирование описания
Описание - набор признаков. Признак один, признак два.
-
Оцениваем направление описание: от общего к частному или от частного к общему. -
Анализируем признаки описания с точки зрения соответствия реальному положению дел и информативности этих признаков-
Наглядность изображения -
Проверяем, отражены ли все существенные признаки и нет ли между ними противоречий -
При описании реального человека нужно следить за тем, чтобы эти признаки не наносить обиду самому человеку
-
Редактирование рассуждения
Рассуждение - тезис и набор аргументов
-
Тезис должен быть отделен от аргументами -
Лексические повторы не должны встречаться -
Рассуждение не может быть без сложных подчинительных союзов. Мы должны установить корректность связей. -
?
Логика. Законы логики. Алогизмы.
Соблюдение законов логики:
-
Закон тождества А=А. (Пропуск смыслового звена) -
Закон противоречия А есть Б, А не есть Б -
Закон исключенного третьего -
Закон достаточного основания
Соблюдение правил операции и с понятиями
-
Правила классификации понятий
Мы можем править образное противоречие, если это провоцируемый образ
-
Правила?
Лекция 5. Тема -?
-
Тавтология - ситуативная и? -
Речевая недостаточность -
Неточность высказывания -
Неясность высказывания - субьективная неясность, непонятость, и объективная неясность
Причины возникновения неясности
Креолизованный текст - поликодовый текст. Используется несколько кодов для формирования смыслов.
Креолизованный текст это текст, фактура которого состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и визуальной.
Иконический знак - перевод:изображение. Такое изображение, которое связано с комплексной ситуацией, развернутой ситуацией.
Креолизация - смешение, выращивание новых смыслов.
Функции креолизации.
-
Информативная -
Аттракционная (привлечение внимание, схватывание внимания) -
Эмоционально-оценочная -
Эстетическая
В рекламе может быть отступление от норм пунктуации, прописных и стройных букв и др.
Реклама состоит из визуальной части и текстовой части. Элементы текстовой части - слоган, зачин. Зачин должен заставить прочитать рекламу и слоган. Также состоит из основной части где описываются преимущества товара и услуги. Последний элемент - заключение. Как правило, это адрес. В традиционном тексте все элементы располагаются последовательно, в нетрадиционном - в произвольном.
Все рекламные тексты должны отвечать речевым требованиям.
Нейтральный информационный рекламный текст содержит название фирмы, логотип, сведения о предлагаемой услуге, справочные данные. Должен содержать фигуры ораторской речи.
Приёмы работы с информационным рекламным текстом.
-
Редактор осмысляет , как расположены компоненты сообщения -
Редактор оценивает информативную значимость слов.
Экспрессивный рекламный текст
Редактирование пресс-релиза
При редактировании пресс-релиза важнейшим является точной следование жанровой формы пресс-релиза и второе - ориентация изложения не столько на специфику газетной речи, художественной речи, сколько на научную и официально-деловое письмо.
Шапка
Заголовок
Врезка
Лид
Основная часть
Заключение
В заголовке как правило используется двусоставное простое предложение. Содержится субьект пиара и действие.
Заголовок - это тема! То, что уже известно.
Во врезке мы сообщаем рему о теме, потом - рему о лиде, далее рему и основной части, рему о заключении. Темо-рематическая структура определяет жесткую композицию.
В лиде должны содержаться если не цифры, то информация о том, кто, когда, где, что сделал.
Обязательно абзацное членение. Отбиваются пустым интервалом.
Лид не больше 11 слов
В композиции основной части тема-рематическая связь ослабевает