Файл: Общая характеристика проектной деятельности и педагогического проектирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие метода проектов в России связано с именами других отечественных педагогов (Е.Г. Каганов, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин и др.). Так, Е.Г. Каганов определил проект как «всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью, а также указал отличительные черты проектного метода (опора на детские интересы сегодняшнего дня, связь с различными сторонами хозяйственной жизни страны, самостоятельности и творчество учащихся, слияние теории и практики). Автор выделяет три этапа выполнения проектов: составление плана; выполнение проекта; подведение итогов работы, коллективное обсуждение, оценка ее и составление отчета. В разработках В.В. Игнатьева, М.В. Крупениной метод проектов трактуется как комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и др.

В последние десятилетия технология проектирования получила большое развитие, впитав в себя совокупность процедур постановки задачи, генерации вариантов, выбора, оптимизации, принятия решений и других. В настоящее время общепризнанно, что почти любая преобразующая и (или) созидательная деятельность человека может и должна опираться на методологию проектирования или ее отдельные процедуры.

Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с явлением и интенсивным развитием сетевых (и) информационно-коммуникационных технологий. Постепенно проектные свойства и характеристики присваивались образовательным процессом и образовательной системой в целом. По мере развития общества проектирование охватывает все больше образовательное пространство. От единичного средства оно расширяется до образовательной идеологии в целом. Этому способствует процесс изменения соотношения науки и образования, сформировавшегося еще в эпоху Просвещения. Сегодня утверждается способность получения нового научного знания внутри образовательной системы, что ведет к формированию нового социального статуса образования как сферы производства нового знания. Это требует массового распространения способов обучения, имеющих исследовательскую, опытно-экспериментальную, проектную природу.

Таким образом, сравнительный анализ истории становления теории и практики проектного обучения показал, что в отечественной педагогике этот метод рассматривался как средство:


  • всестороннего упражнения ума и развития мышления (П.Ф. Каптерев);

  • развития творческих способностей (П.П. Блонский);

  • развития самодеятельности и подготовки школьников к само-стоятельной трудовой жизни (С.Т. Шацкий);

  • подготовки воспитанников к профессиональной деятельности (А.С. Макаренко);

  • слияния теории и практики в обучении (Е.Г. Каганов, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин).


2. Основные понятия педагогического проектирования

Проект (от лат projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) - план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание

Проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В. Н. Бурков, Д. А. Новиков).

А.В. Сухомлинов выделил основные признаки проектов:

Направленность на достижение целей. Проекты направлены на получение конкретных результатов. Именно цели являются движущей силой проектов; формулирование цели является важной чертой управления проектами.

Координированное выполнение взаимосвязанных действий. Проект – это динамическая система, складывающаяся из взаимосвязанных частей, следовательно, требующая особых подходов к управлению.

Динамичность. Условия реализации проекта меняются, могут меняться первоначально запланированные цели и методы их достижения. При выполнении проектов должен проводиться мониторинг внешних условий и определяться необходимость корректировки планов.

Неопределенность. Невозможно заранее предсказать все условия, в которых выполняется проект.

Ограниченность средств (ресурсов). Средства (ресурсы) для реализации проекта всегда ограничены (исполнители, время, финансы, законы государства и природы и т.п.)

Можно выделить несколько подходов к типологии проектов.

По доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, четко обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов исследования (в том числе, экспериментальных и опытных работ) и обработки результатов.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов, но, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников.



Ролевые, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (или информационные) проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

По предметно-содержательной области:

Монопроект (в рамках одной области знаний).

Межпредметный (в рамках нескольких областей знаний).

По характеру координации проекта:

Непосредственный (явный характер участия в проекте педагога или специалиста в той области знаний, которая подлежит изучению).

Скрытый (неявный или имитирующий участие в проекте педагога или специалиста в той области знаний, которая подлежит изучению).

По характеру контактов:

Внутренние.

Локальные.

Региональные.

Международные.

По количеству участников проекта:

Личностные (индивидуальные).

Парные.

Групповые.

По временной продолжительности:

Краткосрочные. Связаны с решением одной небольшой проблемы или части проблемы – в пределах месяца).

Среднесрочные. Полгода – год.

Долгосрочные. Год и более.

В образовании проектная деятельность часто выступает в качестве средства обучения (воспитания), выполняя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности (примером может служить выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов). Проектирование может быть формой организованного педагогического взаимодействия во времени, распадаясь на относительно самостоятельные линии деятельностей педагога и учащихся.

Расширенное понимание проекта педагогами, взятое у методологов, способно помочь более полно представить педагогические возможности проектной деятельности, требований к ее процедуре и продукту.

В интернет-версии словаря педагогических терминов педагогический проект трактуется как:

Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течении заданного периода времени при установленном бюджете с четкими требованиям к качеству результатов и специфики организации.

Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.


» .

В приведенных определениях заложены: фактор времени, целенаправленность, нормированность изменений, с п е ц и ф и к а организации деятельности. Современное понимание термина «проект» имеет и другие толкования, вполне соотносимые с образовательным контекстом:

- предварительный, предположительный текст какого – либо документа (например, проект закона, проект программы);

-некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или имеющих общую организационную форму целенаправленной деятельности (например, образовательный проект, издательский проект, телевизионный проект);

-завершенный цикл продуктивной индивидуальной или совместной деятельности (отдельного учащегося, проектной группы, обучающегося коллектива, образовательной организации, корпорации).

Проектирование — тесно связанная с наукой деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого или возможного явления, объекта; состояние предшествующее воплощению задуманного в реальном продукте.

Проектирование это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени; направленная на достижение заранее определённого результата(цели), создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:

- практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности

- новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А.П. Тряпицына ) ;

- прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, образования, совершенствования, разрешения противоречий современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек);

- способ нормирования и трансляции педагогической и научно-следовательской деятельности (Н.А. Масюкова);

- процесс создания и реализации педагогического проекта;

-специфический способ развития личности;

-технология обучения.

Под проектным обучением подразумевается обучение, приоритетно построенное на основе метода проектов. Это обучение в проекте и с помощью проекта. Если сравнить концептуальные основания метода проектов и продуктивного проектного обучения, мы обнаружим много аналогий. Педагогический и проектный замысел здесь разворачиваются параллельно. И в том и в другом случае педагогические действия направлены на:


-активизацию процесса познания;

-обогащение форм процесса обучения;

-формирование определенного типа мышления (проектного) и отношения к окружающей действительности;

-обучение собственно проектной деятельности;

-изменение образовательной парадигмы в целом.

Проектное обучение предполагает построение процесса обучения в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика; комплексный подход к разработке проекта, обеспечивающий сбалансированность личностного развития; вариативность использования базовых знаний и умений в реальных ситуациях, проживаемых учащимися.

Проективное обучение основано на проектной активности учащихся, применении и развитии их способности к совместной преобразовательной деятельности.

Проектное воспитание (О.С. Газман) ориентировано не на социальный заказ в виде нормативной модели личности, но на своеобразный педагогический «самозаказ», на основе которого с учетом государственных и общественных потребностей проектируется вероятностная модель социального и индивидуального поведения человека в ситуации неопределенности.

Проективное образование преемственно по отношению к развивающему и проблемному. Однако интегрируясь с возможностями проектирования, оно делает дальнейший шаг на пути совершенствования обучения, ориентируя учащихся на формирование собственного взгляда не только на мир и окружающую действительность, но и непосредственно на содержание своего обучения. Образование трактуется в данном случае как проектирование человеком жизнедеятельности, а сфера образования — как область социальной жизни, где создаются условия для такого проектирования (Г.Л. Ильин ). Смысл проективного образования — не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего его личностный и общекультурный рост. При этом важно, что учитель обеспечивает деятельность ученика по сопоставлению его личного образовательного результата с культурными аналогами. Проживая в собственном творчестве специально организованные образовательные ситуации, ученик воспроизводит культурные образцы жизни и деятельности, тем самым развивая свой внутренний мир, умственные возможности и способности.

Чтобы лучше разобраться в природе педагогического проектирования, обратимся