Файл: Общая характеристика проектной деятельности и педагогического проектирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
к идеям, лежащим в основе проектирования как особого способа познания и преобразования действительности. Среди них центральными являются:
-идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове «проект» (бросок в будущее);
-идея «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования (каково оно есть) и желаемым (каким оно должно быть);
-идея пошаговости (постепенного, поэтапного приближения «потребного будущего»);
-идея совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;
-идея «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий.
Проектная деятельность носит ярко выраженный общественный характер. Это связано с социальной обусловленностью выбора проблематики проектов, использованием при проектировании сложных видов коммуникации, необходимостью самоопределиться в общем с другими людьми предметном или профессиональном поле, получением социально значимого результата.
Характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Оно представляет собой особый тип научно-прогностического видения действительности, который охватывает и изменяет ее согласно требованиям развития практики. Проектная деятельность — это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проектирования, будущее. Педагогическое проектирование, кроме того, преследует дополнительную цель: изменение людей, осуществляющих проект.
Практика показывает, что проектной деятельности объективно присущ педагогический потенциал. По мнению О.С. Газмана, это комплексная деятельность, одной из отличительных особенностей которой является автодидактизм — способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей.
Представляется, что в современном образовании активно развиваются три основных вида педагогического проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату:
- социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
- психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
- образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.
Кроме этого, выделяют учебное проектирование, досуговое проектирование, грантовое педагогическое проектирование, инновационное педагогическое проектирование, проектирование систем образования, проектирование воспитательной системы образовательного учреждения, проектирование программы развития образовательного учреждения, проекты личностного становления (развития) педагога, ИКТ-проектная педагогическая деятельность, сетевое проектирование и пр.
3. Характерологические особенности проектной деятельности
Принципы проектной деятельности:
Принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Особенно ярко он проявляется при использовании проектирования для создания инновационных образцов. В этом смысле проект может быть определен как пошаговое осуществление потребного будущего.
Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него — к программе действий и ее реализации. Причем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.
Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур.
Принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия.
Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость.
Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Опасность получения проектного результата, лежащего вне культурного ноля, снимается, если у участников проектной деятельности есть понимание того, что индивидуальное творчество ученика или педагога не является самодостаточным. Чтобы быть включенным в культурный процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать свое место в нем, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурно-исторических аналогов. При этом получение научных знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности.
Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.
Успешная организация проектной деятельности связана с выполнением ряда требований.
• Требование контекстности, т.е. не изолированного представления предмета проектирования, а в соотнесении с определенным контекстом (контекстами). К примеру педагогическое проектирование связано с оперированием знаниями междисциплинарного характера, отражающими широкий спектр наук.
• Требование активности участников проектирования. Одно из выражений активности — добровольная включенность и эмоционально-ценностное проживание своего участия в проекте.
• Требование реалистичности связано с обеспечением гарантий достижимости проектных целей.
• Требование управляемости. Эффективность управления проектом во многом обусловлена наличием проектной дисциплины, связанной с необходимостью временной регламентации действий, содержательной и технологической определенностью выполняемых процедур.
И.А. Колесниковой в зависимости от требований к результату и формам представления продукта выделены уровни проектирования:
- концептуальный – ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление. Продукт, полученный на этом уровне, имеет универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня;
- содержательный – предусматривает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования в практической деятельности;
- технологический – направлен на алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте;
- процессуальный – обеспечивает вывод проектной деятельности в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению.
По мнению Н.А. Каргапольцевой, можно выделить общие закономерные этапы педагогического проектирования, исходя из практических целей:
- Подготовительный этап, на котором актуализируется проблематика и целеполагание проекта.
- Реализация проекта включает в себя планирование и выполнение конкретных действий участниками проекта
, оценивание работы внутри группы и представление конечных результатов к обсуждению.
- Рефлексивный или оценочный этап предполагает определить качество проделанной работы, исходя из сопоставления результатов с поставленной в начале проекта целью.
- Постпроектный этап характеризуется рассмотрением вариантов продолжения работы по изучаемой проблематике и возможное распространение результатов исследования.
Данное построение работы в рамках проектной деятельности является обобщенным и отражает основные моменты проектирования образовательного процесса.
Процесс создания проектов несколько по иному определяет Н.В. Емельянова. В ее исследованиях выделяются такие этапы как: ценностно-ориентационный, планирование, конструктивный, презентационный, оценочно-рефлексивный.
На ценностно-ориентационном этапе разработчики на основе диагностических процедур выявляют проблему и осуществляют поиск путей ее решения, определяют цель, задачи и социальную значимость проекта, анализируют педагогическую ситуацию, выделяют сильные и слабые стороны объекта и выстраивают содержание деятельности. Результатом данного этапа является формирование образа результата – проекта авторской системы деятельности. Критерием освоенности ценностно-ориентационного этапа проектной деятельности является способность автора проекта обосновать его актуальность и практическую значимость. На данном этапе формируется умение работать самостоятельно.
На этапе планирования осуществляются подробное описание проекта и этапы его реализации, а также стратегическое, тактическое и детальное планирование. Результатом этапа планирования является план работ, включающий в себя строгую последовательность выполнения действий по созданию проекта. Критерием освоенности этапа планирования является способность автора проекта описать технологию создания и реализации проекта. В результате развивается творческое мышление.
На конструктивном этапе реализуется план проекта, выполнятся поставленные задачи. Результатом конструктивного этапа является готовый проект авторской системы деятельности. Критерием освоенности данного этапа является достижение целей проекта. Данный этап характеризуется формированием целеустремленности, направленной на достижение цели проекта.
На презентационном этапе осуществляется демонстрация проекта авторской системы деятельности. Критерием освоенности презентационного этапа является успешная защита проекта авторской системы деятельности. Презентационного этапа является успешная защита проекта авторской системы деятельности. На данном этапе происходит формирование ответственности за практический результат внедрения авторской системы деятельности.
На оценочно-рефлексивном этапе анализируются результаты деятельности. Соотносятся цели и задачи проекта с полученными результатами. Осуществляется проверка проекта независимыми экспертами и специалистами, заинтересованными в его реализации. Результатом этого этапа является приобретение знаний по созданию и практическому внедрению проекта авторской системы деятельности.
Предложенную последовательность мы дополняем обязательным этапом практического внедрения проектов.
Практическое внедрение проектов авторской системы деятельности дает студентам возможность реализовать свои профессиональные знания, умения и навыки, сформировать готовность к самостоятельному осуществлению инновационной деятельности. Разработчики оформляют их как результаты интеллектуальной деятельности, учатся работать в области инновационных педагогических технологий, развивают свои научно-творческие способности, реализуют на практике созданные интеллектуальные продукты.
Закончим словами В.Е. Родионова «В проектировании как деятельности можно обнаружить свою совокупность операциональных свойств, свой подход к информационным ресурсам, свой устойчивый склад мышления, свой ценностный мир».
-идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове «проект» (бросок в будущее);
-идея «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования (каково оно есть) и желаемым (каким оно должно быть);
-идея пошаговости (постепенного, поэтапного приближения «потребного будущего»);
-идея совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;
-идея «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий.
Проектная деятельность носит ярко выраженный общественный характер. Это связано с социальной обусловленностью выбора проблематики проектов, использованием при проектировании сложных видов коммуникации, необходимостью самоопределиться в общем с другими людьми предметном или профессиональном поле, получением социально значимого результата.
Характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Оно представляет собой особый тип научно-прогностического видения действительности, который охватывает и изменяет ее согласно требованиям развития практики. Проектная деятельность — это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проектирования, будущее. Педагогическое проектирование, кроме того, преследует дополнительную цель: изменение людей, осуществляющих проект.
Практика показывает, что проектной деятельности объективно присущ педагогический потенциал. По мнению О.С. Газмана, это комплексная деятельность, одной из отличительных особенностей которой является автодидактизм — способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей.
Представляется, что в современном образовании активно развиваются три основных вида педагогического проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату:
- социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
- психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
- образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.
Кроме этого, выделяют учебное проектирование, досуговое проектирование, грантовое педагогическое проектирование, инновационное педагогическое проектирование, проектирование систем образования, проектирование воспитательной системы образовательного учреждения, проектирование программы развития образовательного учреждения, проекты личностного становления (развития) педагога, ИКТ-проектная педагогическая деятельность, сетевое проектирование и пр.
3. Характерологические особенности проектной деятельности
Принципы проектной деятельности:
Принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Особенно ярко он проявляется при использовании проектирования для создания инновационных образцов. В этом смысле проект может быть определен как пошаговое осуществление потребного будущего.
Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него — к программе действий и ее реализации. Причем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.
Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур.
Принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия.
Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость.
Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Опасность получения проектного результата, лежащего вне культурного ноля, снимается, если у участников проектной деятельности есть понимание того, что индивидуальное творчество ученика или педагога не является самодостаточным. Чтобы быть включенным в культурный процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать свое место в нем, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурно-исторических аналогов. При этом получение научных знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности.
Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.
Успешная организация проектной деятельности связана с выполнением ряда требований.
• Требование контекстности, т.е. не изолированного представления предмета проектирования, а в соотнесении с определенным контекстом (контекстами). К примеру педагогическое проектирование связано с оперированием знаниями междисциплинарного характера, отражающими широкий спектр наук.
• Требование активности участников проектирования. Одно из выражений активности — добровольная включенность и эмоционально-ценностное проживание своего участия в проекте.
• Требование реалистичности связано с обеспечением гарантий достижимости проектных целей.
• Требование управляемости. Эффективность управления проектом во многом обусловлена наличием проектной дисциплины, связанной с необходимостью временной регламентации действий, содержательной и технологической определенностью выполняемых процедур.
И.А. Колесниковой в зависимости от требований к результату и формам представления продукта выделены уровни проектирования:
- концептуальный – ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление. Продукт, полученный на этом уровне, имеет универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня;
- содержательный – предусматривает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования в практической деятельности;
- технологический – направлен на алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте;
- процессуальный – обеспечивает вывод проектной деятельности в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению.
По мнению Н.А. Каргапольцевой, можно выделить общие закономерные этапы педагогического проектирования, исходя из практических целей:
- Подготовительный этап, на котором актуализируется проблематика и целеполагание проекта.
- Реализация проекта включает в себя планирование и выполнение конкретных действий участниками проекта
, оценивание работы внутри группы и представление конечных результатов к обсуждению.
- Рефлексивный или оценочный этап предполагает определить качество проделанной работы, исходя из сопоставления результатов с поставленной в начале проекта целью.
- Постпроектный этап характеризуется рассмотрением вариантов продолжения работы по изучаемой проблематике и возможное распространение результатов исследования.
Данное построение работы в рамках проектной деятельности является обобщенным и отражает основные моменты проектирования образовательного процесса.
Процесс создания проектов несколько по иному определяет Н.В. Емельянова. В ее исследованиях выделяются такие этапы как: ценностно-ориентационный, планирование, конструктивный, презентационный, оценочно-рефлексивный.
На ценностно-ориентационном этапе разработчики на основе диагностических процедур выявляют проблему и осуществляют поиск путей ее решения, определяют цель, задачи и социальную значимость проекта, анализируют педагогическую ситуацию, выделяют сильные и слабые стороны объекта и выстраивают содержание деятельности. Результатом данного этапа является формирование образа результата – проекта авторской системы деятельности. Критерием освоенности ценностно-ориентационного этапа проектной деятельности является способность автора проекта обосновать его актуальность и практическую значимость. На данном этапе формируется умение работать самостоятельно.
На этапе планирования осуществляются подробное описание проекта и этапы его реализации, а также стратегическое, тактическое и детальное планирование. Результатом этапа планирования является план работ, включающий в себя строгую последовательность выполнения действий по созданию проекта. Критерием освоенности этапа планирования является способность автора проекта описать технологию создания и реализации проекта. В результате развивается творческое мышление.
На конструктивном этапе реализуется план проекта, выполнятся поставленные задачи. Результатом конструктивного этапа является готовый проект авторской системы деятельности. Критерием освоенности данного этапа является достижение целей проекта. Данный этап характеризуется формированием целеустремленности, направленной на достижение цели проекта.
На презентационном этапе осуществляется демонстрация проекта авторской системы деятельности. Критерием освоенности презентационного этапа является успешная защита проекта авторской системы деятельности. Презентационного этапа является успешная защита проекта авторской системы деятельности. На данном этапе происходит формирование ответственности за практический результат внедрения авторской системы деятельности.
На оценочно-рефлексивном этапе анализируются результаты деятельности. Соотносятся цели и задачи проекта с полученными результатами. Осуществляется проверка проекта независимыми экспертами и специалистами, заинтересованными в его реализации. Результатом этого этапа является приобретение знаний по созданию и практическому внедрению проекта авторской системы деятельности.
Предложенную последовательность мы дополняем обязательным этапом практического внедрения проектов.
Практическое внедрение проектов авторской системы деятельности дает студентам возможность реализовать свои профессиональные знания, умения и навыки, сформировать готовность к самостоятельному осуществлению инновационной деятельности. Разработчики оформляют их как результаты интеллектуальной деятельности, учатся работать в области инновационных педагогических технологий, развивают свои научно-творческие способности, реализуют на практике созданные интеллектуальные продукты.
Закончим словами В.Е. Родионова «В проектировании как деятельности можно обнаружить свою совокупность операциональных свойств, свой подход к информационным ресурсам, свой устойчивый склад мышления, свой ценностный мир».