Файл: Проблемы выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Проблемы выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.

Ответ: В результате ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора. Выбор – это действие, связанное с отказом от чего-либо ради приобретения чего-то иного. При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домохозяйство. Свобода экономического выбора - это свобода экономических субъектов в принятии хозяйственных решений. Различают свободу (суверенитет) производителя и потребителя.

Цена выбора - это цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор. Иначе называется альтернативными издержками, скрытыми издержками, издержками упущенных возможностей.

Три фундаментальные проблемы экономики:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Проблему выбора можно изобразить при помощи графика, который называется «Кривая производственных возможностей» (КПВ).

Производственные возможности – это то максимальное количество товаров и услуг (в определенном наборе), которое может быть произведено за данный период времени при данных ресурсах и технологиях.

Кривая производственных возможностей – график, показывающий множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства.

- каждое последующее увеличение производства одного продукта в условиях полного использования ресурсов приводит в сокращению производства другого - закон замещения;

- каждое последующее увеличение выпуска одного из продуктов заставляет жертвовать все большим количеством данного продукта. Т.о., в экономике действует закон возрастания альтернативных издержек вследствие неполной заменяемости факторов производства. Поэтому КПВ имеет выпуклую, ниспадающую форму.

Альтернативные издержки производства – это количество товара, от производства которого приходится отказаться для того, чтобы произвести дополнительную единицу другого товара.

  1. Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, факторы спроса, эластичность спроса.

Ответ: Спрос – это совокупность потребностей, обеспеченных платежеспособностью. Индивидуальный спрос отражает спрос конкретного потребителя на конкретный товар.


Рыночный спрос – совокупность всех спросов субъектов на данном рынке.

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество товара готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. На графике кривая опускается сверху вниз,это обусловлено законом падающего спроса. ГРАФИК СПРОСА – график, показывающий зависимость величины спроса от цены.

Закон спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством товара. Если цена на товар сокращается и при этом все прочие параметры остаются неизменными, величина спроса на данный товар возрастает и наоборот, если при прочих равных условиях цена растет, то величина спроса падает. D=f(Р)

Исключение: эффект Гиффена( во времена голода в Ирландии рост цен на картофель, вызвал рост величины спроса на него, в связи с замещением картофелем других более дорогих пищевых продуктов)

Величина спроса – кол-во товара, которое может приобрести потребитель при данном уровне цен.

Цена спроса – это цена, по которой потребитель готов приобрести определенное кол-во продукции.

Функция спроса – это функция , определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него факторов.

Главным фактором, влияющим на спрос, является цена.

Неценовые факторы спроса:

  • предпочтения и вкусы потребителя,

  • уровень его доходов,

  • его ожидания(ожидание роста цены),

  • эффект Веблена (ситуация, когда покупатели воспринимают снижение цены товара как сигнал о снижении его качества или престижности, а повышение цены, наоборот, делает товар более привлекательным),

  • количество покупателей (при увеличении числа покупателей растёт спрос)

  • цена товаров-субститутов(товаров-заменителей). Если рост цены одного товара вызывает рост спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются товарами-субститутами.

  • товары – комплименты. Если рост цены одного товара вызывает падение спроса на другой товар при прочих равных условиях, то такие товары называются комплиментами (если цена на бензин возрастает, то спрос на автомобили, которые имеют большой расход топлива, падает)

  1. Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, факторы предложения и его эластичность.


Ответ: Предложение – динамика количества товара, отражающая зависимость его продаж от изменения цены на него. Индивидуальное предложение-предложение конкретного продавца на конкретном рынке. Рыночное предложение-суммарное предложение товара всеми производителями при любой возможной цене товара в течение определенного периода времени.

Кривая предложения - кривая, показывающая, какое количество блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Кривая задается формулой: S=f(P)

Закон: объем предложения товара при прочих равных условиях увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. Отсюда кривая возрастающая.

Величина предложения – это кол-во товаров, которые готовы реализовать продавцы при данной цене.

Цена предложения – это кол-во денежных средств, за которое продавцы готовы реализовать свой товар.

Основным фактором предложения является цена товара.
Неценовые факторы предложения :
1)Величина издержек предприятия (при увеличении издержек прибыль падает, предложение уменьшается)

2)Государственное регулирование:

установление налогов влечет рост издержек предприятия, следовательно, и рост цен, в результате чего спрос усеньшается

субсидирование покрывает издержки предприятия, следовательно это позволяет увеличить кол-во производимой продукции, предложение увеличивается

3) Изменение сущности технологии производства(модернизация) позволяет снижать издержки производства и следовательно увеличивать предложение товара.
4) Объём и доступность и цены ресурсов( когда увеличение требует больших затрат ресурсов кривая предложения становится более крутой)

5) количество продавцов

  1. Рыночное равновесие. Равновесная цена.

Ответ: Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.


Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.


  • Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

  • Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

  • Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

  • Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.


Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.
Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.
Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:
а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;
б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.
Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.
Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется "паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.


Рыночное равновесие – это компромисс между продавцами и покупателями. Оно достигается через механизмы равновесной цены.

Цена равновесия – это точка, в которой интересы покупателя и продавца совпадают.
Все, кто согласен платить цену равновесия, могут получить данный товар на рынке. Это и есть платежеспособный спрос.
Если рыночная цена выше цены равновесия, то это означает избыток товара на рынке, так как интересы продавца ставятся выше интересов покупателя, а снижение ниже цены равновесия приводит к возникновению дефицита, так как продавцам невыгодно выносить товары на рынок.

  1. Издержки экономические и бухгалтерские, бухгалтерская и экономическая прибыль.

Ответ: Издержки производства - потери, затраты фирмы, выраженные в денежной форме.

В своей деятельности фирма постоянно оценивает состояние своих активов и пассивов, постоянно выявляя затраты по использованию факторов производства и сопоставляя их со своим доходом, определяя эффективность деятельности фирмы по итогам предшествующего периода. Это так называемый бухгалтерский подход, результатом осуществления которого будет формирование бухгалтерских издержек.
Бухгалтерские издержки - издержки израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения.
Концепция бухгалтерских издержек является основой для оценки коммерческой деятельности фирмы: однозначно и объективно определяются денежные затраты фирмы по использованию ресурсов, внешние обязательства фирмы.

Бухгалтерские издержки включают затраты на сырье, материалы, оплату труда,

выплату кредитов и процентов по ним, амортизационные отчисления основной капитал, и т.д.

Экономические издержки это стоимость других благ товаров и услуг, которые можно было бы получить, при наиболее выголном из всех доступных альтернативных способов использования данного фактора производства.
При этом альтернативные издержки в отличие от бухгалтерских всегда являются гипотетическими. Фирма, отказавшись от альтернативного способа использования данного фактора производства, не узнает реальную величину упущенного дохода. Неопределенность экономических издержек определяется также необходимостью учета фактора времени - верный для настоящего времени расчет может

в будущем оказаться неточным в вследствие изменения конкурентной природы рынка.