Файл: 13. Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 13. Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте.
ЗАНЯТИЕ 1. Перспектива развития воздушного, морского и ж\д транспорта. Классификация и техническая характеристика воздушных и морских судов и подвижного состава ж\д. транспорта и метрополитена. Пожарная опасность транспортных средств. Характер пожара в зависимости от места его возникновения: салон, шасси, двигательные установки, трюм, твиндек, локомотив, вагон, станция, платформа, кабельный канал и т.п. Прогнозирование обстановки в зависимости от места возникновения пожара, вида защиты, пожарной опасности, класса пожарной нагрузки.
ЗАНЯТИЕ 2. Основные причины возникновения ЧС на транспорте. Состав аварийных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС. Особенности ведения аварийно-спасательных работ на транспорте. Информационные таблицы и аварийные карточки на опасные грузы. Знаки безопасности на грузах, перевозимых транспортными средствами, и выбор огнетушащих веществ для тушения пожаров таких грузов. Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара. Роль и задачи Государственной противопожарной службы МЧС России и аварийно-спасательных служб, принципы их взаимодействия. Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара. Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями основных (главных) действий.
Содержание:
1 учебный вопрос………………………………………………….…..2 стр 2 учебный вопрос………………………………………………….…..4 стр 3 учебный вопрос……………………………………………….…..17 стр
|
1). Подготовительная часть занятия – 5 минут
Проверка наличия личного состава и готовности его к занятиям.
Объявление темы и целей занятия.
2). Основная часть занятия – 75 минут
Перспектива развития воздушного, морского и ж/д транспорта.
Классификация и техническая характеристика воздушных и морских судов, подвижного состава ж/д транспорта и метрополитена.
Роль и задачи ГПС МЧС России и аварийно-спасательных служб, принципы их взаимодействия.
Транспортные средства автономны в пути следования и зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при ЧС или пожаре.
Транспорт осуществляет свои функции в различных, в том числе и особых, условиях: на земле, под землей, в воздухе, на воде.
Транспортные средства могут быть разделены на классы: наземный (подземный), воздушный (космический), водный (подводный), специальный и подклассы:
-
наземный безрельсовый - автомобили, автобусы, троллейбусы, тракторы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, снегоходы, вездеходы, телеги, сани; -
наземный (подземный) рельсовый - железнодорожные поезда, поезда метрополитена, трамваи, дрезины, монорельсовый; -
воздушный - самолеты, вертолеты, планеры, дельтапланы, дирижабли, аэростаты, амфибии (гидропланы и экранопланы); -
космические - спутники, станции, корабли; -
водный морской и водный речной - теплоходы, катера, танкеры, сухогрузы, паромы, баржи, буксиры, контейнеровозы, сейнеры, ледоколы, парусники, плоты, гребные суда, катамараны, суда на воздушной подушке; -
подводные - подводные лодки, батискафы, батисферы; -
специальные - эскалаторы, лифты, фуникулеры, канатные дороги, трубопроводы.
Все транспортные пути всегда опасны из-за движущихся по ним ТС. Опасны также остановки городского наземного транспорта, особенно во время посадки. При постоянном дефиците городского транспорта в часы пик возможно огромное скопление пассажиров на остановках, что чревато травмами. Но наибольшую опасность представляет перевозка на всех видах транспорта опасных грузов.
Рост грузооборот , использование транспортных средств повышенной грузоподъемности и применение тяжеловесных составов, увеличивают возможность распространения пожаров до крупных размеров. Количество погибших увеличивается в связи с тем, что происходит переход к массовой эксплуатации средств с большой вместимостью пассажиров.
Статистические данные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущерб от пожаров на транспорте не только не уменьшаются, но имеют тенденцию роста.
В связи с этим во всем мире уже изменилась или меняется роль пожарных служб. Пожарная служба по сути стала аварийно-спасательной, где доля числа пожаров от общего числа выездов колеблется от 30 % до 1- 2 %. При этом 80 % выездов приходиться на оказание медпомощи людям. Пожарный становиться не только спасателем, но в определенной степени медиком. Такая специализация ГПС начала развиваться и в России, когда были созданы специальные отряды и части. Оснащение их, помимо пожарного, аварийно-спасательным, медицинским оборудованием, приближает ГПС к мировым стандартам.
Кроме того ведение АСР на объектах транспорта требует привлечения других аварийно-спасательных служб и служб жизнеобеспечения: аварийноспасательные формирования; ПАСС аэропортов; пожарные поезда ж/д; службы медицины катастроф; ГИБДД и т.п. Для организации чёткого взаимодействия между службами в подразделениях и органах управления ГПС МЧС создаются инструкции и соглашения.
Пожарная опасность ТС. Характер пожара в зависимости от места его возникновения.
Прогнозирование обстановки в зависимости от места возникновения пожара, вида защиты, пожарной опасности, класса пожарной нагрузки.
Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара.
Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара.
Автомобильный транспорт является лидером по количеству жертв и материальному ущербу при ЧС. Кроме пассажиров, автотранспорт перевозит большое количество разнообразных грузов, среди которых многие являются опасными.
Основные причины ЧС на автотранспорте являются
• лобовое, боковое, касательное столкновение - 40 %;
• наезды на неподвижные или движущиеся объекты - 40 %;
• опрокидывание - 10 %;
• другие причины -10 %.
В результате происходит: деформация корпуса, заклинивание дверей, пожары и взрывы.
Типичные травмы у пассажиров и водителей
• ушибы;
• переломы;
• сотрясение мозга;
• повреждение внутренних органов; ожоги;
• смерть.
Часто при этом люди не могут самостоятельно покинуть машину, они оказываются прижатыми к передней или боковым стенкам салона, спинкам кресел, стойкам, перегородкам. Сначала спасатели (в качестве их выступают пожарные, оснащенные аварийно-спасательным оборудованием) оказывают помощь пострадавшим, которые не зажаты, а блокированы в деформированном салоне. Они могут покинуть его через не застекленные, оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей. А затем спасатели приступают к освобождению людей, зажатых в салонах.
В зависимости от ситуации осуществляются операции
• отгибание листового и разнопрофильного металла (разжимами, ломом, кувалдой, топором);
• перекусывание стоек, перегородок, сидений (гидроножницами);
• проделывание отверстий в корпусе, крыше, днище (циркулярной пилой);
• снятие крыши, когда это необходимо;
• поднятие машины домкратами, подъемником, рычагом, пневмоподушками или подкопом в грунте, если требуется извлечь человека.
Тушение пожаров в гаражах (троллейбусных и трамвайных парках).
Большие гаражи строятся на спец-но выделенных площадках с удобными подъездами. Основные здания для стоянки автомобилей чаще бывают 1 этажн. с покрытиями больших площадей (могут быть сгораемыми). В зданиях гаражей могут размещаются: ремонтные мастерские, аккумуляторные, вулканизационные и т.п. В полу гаража размещаются люки канализационной системы для стока воды и смотровые ямы.
Автомобили в гараже располагаются, как правило, группами:
- постоянно эксплуатируемые;
- резервные - могут быть на подставках для разгрузки рессор;
- автомобили в ремонте - на смотровых ямах и на домкратах.
Большее кол-во автомобилей и плотная парковка тр. средств в гаражах, на территории и на подъездных путях, особенно в ночное время, выходные и праздничные дни.
Наличие в гаражах тр.средств заправленных бензином (газом), в троллейбусных и трамвайных парках - эл.сетей под высоким напряжением.
В гаражах бывают 3и характерных вида пожаров:
- горение только автомобилей;
- горение строительных конструкции;
- горение автомобилей и строительных конструкции одновременно.
Наибольшую опасность возникновения и развития пожара представляют места стоянок ввиду наличия сгораемых частей способствующих распространению огня по поверхности автомобилей, стоящих близко друг от друга.
При пожаре возможно:
- резкое усиление горения и увеличение площади пожара при взрывах баков с ГСМ, при этом огонь может перейти на сгораемые покрытия (при этом пожар принимает сложный характер);
- образование новых очагов горения при попадании разлившегося горящего ГСМ в люки канализации;
- быстро задымление помещений гаража, высокая температура;
- выделение токсичных газов при горении полимерных материалов.
Действия по тушению. Основная задача пожарных подразделений по прибытию на пожар состоит в том, чтобы в первую очередь обеспечить сохранность подвижного состава. В зависимости от внешних признаков и информации встречающих лиц, принимается решение о первоначальной расстановке СиС и организации разведки пожара.
В разведке РТП устанавливает:
- места горения, его вид и площадь, угрозу распространения огня по автомобилям и строительным конструкциям;
- установить места складирования ГСМ, баллонов с газом (при необходимости организовать эвакуацию и защиту);
- количество автомобилей, их расположение и состояние (на ходу, в ремонте и т. п.);
- наличие стационарных установок пожаротушения их запуск;
- количество обслуживающего персонала, который можно привлечь для эвакуации автомобилей.
При расстановке СиС, прокладка рукавных линий не должны затруднять эвакуацию автомобилей из гаража.
Эвакуация транспорта организуется в зависимости от размера пожара и характера его развития, для этого:
- привлекают дежурных шоферов, ремонтных рабочих для эвакуации автомобилей своим ходом,
- используют исправные автомобили в качестве тягачей,
- для буксировки применяют жёсткие сцепки, тросы, выкидные (напорные) рукава,
- организуется выгон отдельных автомобилей вручную л/с прибывшего подразделения и рабочими.
Эвакуированные автомобили размещаются так, чтобы им не было угрозы загорания и они не мешали тушению пожара. Руководство эвакуацией автомобилей РТП может возглавить сам или же выделить 1го из ком.отд. в помощь местной администрации. Для обеспечения безопасности при эвакуации тр.средств могут вводится стволы на защиту путей эвакуации негорящих автомобилей и покрытия.
При горении 1го или нескольких автомобилей вблизи ворот организуется их эвакуацию путем буксировки. Для этой цели может быть использовано АЦ 2го отд (АН). В этом случае поданный ствол от АЦ 1го отд обеспечивает тушение горящих, эвакуированных автомобилей на свободной площадке. Вводят ствол от АЦ на сопровождение эвакуируемого горящего автомобиля для защиты соседних автомобилей от загорания и предотвращения взрыва бака с ГСМ.
При горении 1го или несколько автомобилей вдали от ворот, СиС вводятся для тушения и одновременно организуется эвакуация не горящих автомобилей. Первые стволы вводятся на ликвидацию открытого горения автомобилей и одновременно на защиту негорящих. Последующие стволы, чаще всего А, вводятся непосредственно в очаг горения и на защиту сгораемого покрытия снизу. Действующими стволами необходимо так же охлаждать баллоны и баки с ГСМ.
В случае взрывов баков с ГСМ и растекания горящего бензина вводят в действие стволы-распылители и СВП (ГПС), устраивают обвалования из песка и гравия на путях растекания ЛВЖ и ГЖ, необходимо исключить попадания ЛВЖ в канализацию, в противном случае крышки лючков вскрываются и вводится СВП (ГПС).
При развившихся пожарах (горение автомобилей и сгораемого покрытия)
- внутрь гаража вводятся стволы А для тушения основного очага пожара (задача этих стволов состоит в том, чтобы быстрее ликвидировать интенсивные очаги горения в зоне стоянки и обеспечить тушение и защиту покрытия снизу);