Файл: Темам 5 Криминальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: очно-заочная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ





Группа Кт20Ю271


Студент




Е.М.
















МОСКВА 20_22__

Практическое занятие 1 по теме (темам) № 5 «Криминальная психология».

Аннотация

В практическом занятии по теме «Требования к соблюдению основных принципов работы психолога» предполагается проверка качества знаний, полученных после изучения лекционного материала, посредством выполнения заданий. Психология преступного поведения и правонарушителей. Понятие криминальной психологии. Обобщенная психологическая характеристика преступлений и преступников. Структурнопсихологический анализ преступного деяния. Психология личности преступника: понятие и содержание личности преступника, его правосознание и психологические особенности. Психологические типы преступников. Понятие профессионального преступника. Психологические особенности отдельных категорий преступников. Насильственные преступники убийцы, причинители вреда здоровью, насильники, хулиганы. Психологические детерминанты криминальной агрессии. Корыстнонасильственные преступники-грабители, разбойники, бандиты, вымогатели. Корыстные преступники- воры, мошенники, расхитители. Психология терроризма. Обобщенный психологический портрет террориста. Психология группового преступного поведения. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп. Психологическая характеристика преступных групп, их противоправной деятельности. Типы и структура преступных групп.


Практическое занятие 1. Тема 5 «Криминальная психология»

  1. Опишите типичный портрет :

А. Субъекта, относящегося к корыстному типу преступников.

Б. Субъекта, относящегося к корыстно- насильственному и неустойчивому типу преступников.

В. Преступника, относящегося к категории насильников, злостных серийных маньяков- убийц.

Г. Субъекта, относящегося к ситуационному типу преступников, сексуально- насильственной направленности (педофил).

  1. Определите и подчеркните НЕверные утверждения:

А. Психопаты как правило, занимают подчиненное (ведомое ) положение в преступной группе.

Б. Олигофрены в степени дебильности более склонны к совершению корыстных преступлений, так как обладают повышенной адаптивностью, общительностью и осторожностью.

В. Мозг людей, склонных к насилию, убийствам и сексуальным преступлениям отличается от мозга здоровых субъектов, не совершавших преступлений.

Г. Психопаты, как правило, не раскаиваются в содеянном и не жалеют своих жертв.

Д. Существуют специфические гены, отвечающие за разные виды противоправного и девиантного поведения : ген склонности к сексуальным преступлениям, ген склонности к наркомании, ген вандализма, ген бродяжничества, ген проституции.

Е. Лица с умственной отсталостью занимают обычно ведомую роль в преступном сообществе.

Ж. Больше всего преступников, отбывающих наказание в местах лишения свободы ,имеют ту или иную степень снижения интеллекта (на уровне дебильности) .

З. Количество психопатов, отбывающих срок в местах лишения свободы, составляет примерно- 10-15%.

  1. Опишите некоторые виды девиантного поведения в детском, подростковом и зрелом возрасте по категориям:

А. Виды психопаталогического девиантного поведения.

Б. Виды патопсихологического девиантного поведения .

В. Виды аутодеструктивного девиантного поведения.

Г. Виды делинквентного девиантного поведения.



  1. Опишите основные функции юридического психолога в разных сферах юридической практики: СП экспертиза, профилактическая и психокоррекционная работа в ОВД, реабилитационная и адаптационная работа с заключенными, работа с несовершеннолетними правонарушителями и группой риска, профилактическая работа с населением по снижению количества рецидивов преступлений.



Ответ на п.4

4.1. Функции юридического психолога: СП экспертиза

При проведении однородной СПЭ психолог выступает как самостоятельный эксперт. Он проводит ЭПИ, в котором больший удельный вес обычно имеют методы, направленные на исследование личности, а не познавательных процессов (памяти, мышления, внимания). Кроме того, он обязательно проводит тщательный психологический анализ материалов уголовного или гражданского дела, приобщенных к нему



Рис. 4.1. Функции психолога при производстве судебно-психологической экспертизы

материалов (в первую очередь — медицинской документации). Ответы на вопросы, интересующие суд и следствие, базируются на сопоставительном анализе экспериментальных данных и результатов психологического анализа документов (рис. 4.1)

4.2. Функции юридического психолога: профилактическая и психокоррекционная работа в ОВД

- изучение индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов, поступающих на службу в ОВД, стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД России, прогнозирование успешности их профессиональной деятельности;

- обеспечение формирования благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах;

- осуществление психологической подготовки личного состава к выполнению оперативно-служебных задач;

- обеспечение развития психолого-педагогической компетентности руководящего состава, психологическое просвещение сотрудников;

- проведение психологического сопровождения работы с личным составом;

- осуществление психологической профилактики конфликтных ситуаций среди личного состава;

- оказание психологической помощи сотрудникам и членам их семей;

- внедрение в практику позитивного опыта проведения психологической работы, использования современных психологических технологий в работе с личным составом.

4.3. Функции юридического психолога: реабилитационная и адаптационная работа с заключенными

Первым этапом работы психолога с заключенным является преодоление стресса, связанного с арестом и помещением в изолятор.


Социально-педагогическая реабилитация строится на основе подробных социальных характеристик:

– уголовно-правовой;

– социально-демографической;

– социально-психологической;

– индивидуально-психологической.

Уголовно-правовая характеристика основывается на уголовно-правовых категориях, таких как вид, характер и степень тяжести совершенного преступления, соучастия, совершение преступления впервые или повторно, длительность преступной деятельности, форма вины, вид и размер назначенного наказания, статус в криминальной субкультуре. Эта информация содержится в документах, присылаемых вместе с осужденным в исправительное учреждение.

Социально-демографическая характеристика содержит информацию о социальном статусе, связях и социальных ролях осужденного (пол, возраст, образование, семейное, социальное положение и т.д.).

Социально-психологическая характеристика описывает социально-ролевые функции человека, его статус в семье, в трудовом коллективе. Например, характеристика с места учебы (школа, учреждение профессионального образования) может быть запрошена и использована в реабилитационной работе в целях профориентации, построении жизненных перспектив в рамках индивидуального консультирования.

Индивидуально-психологическая характеристика – это стабильная совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения.

4.4. Функции юридического психолога: работа с несовершеннолетними правонарушителями и группой риска

Определяющими направлениями работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в сегодняшних условиях становятся:

  • разработка на региональном уровне механизма взаимодействия служб и подразделений по делам несовершеннолетних и организации работы с несовершеннолетними правонарушителями с подключением широких слоев общественности;

  • активизация деятельности органов внутренних дел по предупреждению групповых проявлений преступности несовершеннолетних, выявлению и привлечению к ответственности лиц, вовлекающих подростков в совершение противоправных и антиобщественных действий;

  • систематический анализ, обобщение и направление в органы законодательной и исполнительной властей, органы местного самоуправления информации и предложений по вопросам предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав;

  • принятие дополнительных мер по созданию более эффективной социально-правовой и психологической профилактики.



Реабилитация подростков в специальных учебно-воспитательных учреждениях

Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. При этом проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы сочетается с определенным режимом содержания.

 

Обязательным условием для направления несовершеннолетних в специальные учебные заведения является постановка на учет и проведение профилактической работы по месту их жительства со стороны сотрудников органов внутренних дел соответствующего уровня (района, города и т.д.). Эти функции выполняют отделы по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН), которые есть в структуре Управлений внутренних дел всех уровней.

 

В том случае, если возникает необходимость направления несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заведение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путевки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующей Администрации (районной, городской и др.). Комиссия рассматривает заявку, выносит постановление о направлений несовершеннолетнего правонарушителям специальное учреждение (11-14 лет – в специальные школы, 14-18 лет – в специальные профессиональные училища) и выписывает ему путевку.

4.4. Функции юридического психолога: профилактическая работа с населением по снижению количества рецидивов преступлений

Профилактика рецидивных преступлений является частью общих профилактических мероприятий. Но она имеет свои характерные особенности. Предупреждение рецидивной преступности предполагает активное, целенаправленное воздействие на весь комплекс обусловливающих ее причин и условий. Это воздействие осуществляется путем применения различных по своему содержанию мер на общесоциальном, социально-криминологическом и индивидуальном уровнях. Особенности рецидивной преступности, специфика некоторых обстоятельств, ее обусловливающих, предопределяют необходимость осуществления ряда специальных мер правового, организационного, педагогического и иного характера, направленных на недопущение возврата на преступный путь тех, кто уже подвергался уголовному наказанию, предупреждение и снижение повторных преступлений. Целям предупреждения рецидива преступлений служит также рациональная система назначения и исполнения наказаний. Важную роль в предупреждении рецидива преступлений играет педагогический процесс, организуемый в исправительных учреждениях УИС. Он направлен на искоренение у осужденных антиобщественных взглядов и наклонностей, привитие им уважения к законам, на формирование привычки к труду, чувства долга и ответственности за свое поведение и других положительных качеств. Важной составной частью работы по предупреждению рецидива преступлений является подготовка к освобождению лиц, отбывших наказание. В процессе этой работы с ними проводятся беседы, в ходе которых выясняется, где они намерены проживать, работать или учиться после освобождения. При этом необходимо дать правильную оценку степени исправления каждого из осужденных, обеспечить строго индивидуальный подход к выбору оптимальных для данного лица путей и средств приобщения к честной трудовой жизни. Повышенного внимания на подготовительном этапе требуют инвалиды, престарелые,