Файл: Информационная система Вуза по дисциплине Управление данными.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М. А. БОНЧ -БРУЕВИЧА»(СПбГУТ)

____________________________________________________________________

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему:

Информационная система Вуза

по дисциплине «Управление данными»


Выполнил студент группы ИСТ-114, Степанов А.А.
13 января 2023 г. _________/А. А. Степанов/
Принял : Перевозник Ю. Я.
13 января 2023 г. __________/Я. Ю. Перевозник/

Санкт-Петербург

2023 г
1
Техническое задание № 4

на курсовепроектирование по дисциплине «Управление данными»

Студенту ________________________Группа____________________
Тема-Информационная система вуза
В учебном процессе вуза участвуют преподаватели кафедр ( ассистенты, преподаватели, доценты, профессора), кафедры относятся к одному из факультетов.

Учебный процесс в вузе регламентируется учебным планом, в котором указывают дисциплины, курс и семестр на котором они читаются для студентов каждой специальности, с указанием количества часов на каждый вид занятий по дисциплине (виды занятий: лекции, семинары, курсовые работы, лабораторные работы ) и формы контроля (зачет, экзамен)

Перед началом семестра деканаты раздают на кафедры учебную нагрузку, где указывается, какие кафедры (не обязательно данного факультета), какие дисциплины и для каких групп должны вести занятия в очередном семестре.

По одной дисциплине в одной группе разные виды занятий могут вести разные преподаватели кафедры.

Преподаватель может вести занятия по разным дисциплинам на разных факультетах.

Требования к функциональным характеристикам:

Информационная система должна обеспечивать возможность выполнения следующих функций:

Просмотр, добавление, удаление и редактирование информации:

Вывод:

1. Список преподавателей каждой кафедры, с указанием должности, года рождения , размера заработной платы;

2 . Список и общее число преподавателей, проводящих занятия по указанной дисциплине в указанной группе;


3. Список и общее число преподавателей, принимающих курсовые работы студентов в указанной группе;

4. Число преподавателей, занимающих соответствующую должность (ассистент, преподаватель, доцент, профессор) на указанной кафедре;

5. Нагрузка преподавателя (название дисциплины, количество часов по отдельным видам занятий в указанном семестре).

Стадии и этапы разработки:

1. Анализ предметной области

2. Создание инфологической модели

3. Разработка даталогической модели, запросов

4. Выявление и исправление ошибок

5. Оформление согласно ГОСТ
Исполнитель проекта ________________Степанов А.А.

Руководитель проекта ___________________Перевозник Ю. Я.

Дата выдачи задания ___________________

3

Оглавление

Введение ……...….…....…..........…......…....…........…........…....…....…........…..….4.

Описание предметной области ...…......…....…........…..…......…......…......…..……5.

Инфологическая модель .......…......…......…....…......…......…........…....…......…….6

Даталогическая модель ..…......…......…..…....……......…......…....….…..…...…..…8.

Запросы …………................…..................…......…....….…........…......…....…....…...17

Заключение ......…........…..........…....…......…..........…..........…......…........…......…..22.

Литература ........…..............…......…..............…........…........…..........…......…......….23.

Введение

Потоки информации, циркулирующие в мире, который нас окружает, огромны. Во времени они имеют тенденцию к увеличению. Поэтому в любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффек­тивную работу. Некоторые организации используют для этого шкафы с папками, но большинство предпочитают компьютеризированные способы – базы данных, позволяющие эф­фективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы дан­ных. И уже сегодня без баз данных невозможно представить работу большинства финансовых, промышленных, торговых и прочих организаций. Не будь баз данных, они бы просто захлебнулись в информационной лавине.
Создание информационной системы Вуза позволит структурировать информацию о преподавателях кафедр, учебном плане, специальности, количеству времени, выделенному на дисциплины

, а также облегчит контроль над самим процессом обучения.
В связи с увеличением количества информации за последние годы, организации, в том числе и образовательные, активно внедряют различные информационные системы и базы данных с использованием компьютеров для того, чтобы обеспечить надежное хранение данных и организовать быстрый доступ к ним, а также автоматизировать ряд задач.
Перед созданием данной информационной системы были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ предметной области

2. Создать инфологическую модель базы данных

3. Разработать даталогическую модель базы данных

4. Построить и выполнить SQL-запросы

5. Выявить и исправить ошибки

4

1. Описание предметной области


Предметной областью базы данных является Высшее учебное заведение
Вузов в городе достаточно большое количество. В каждом Высшем учебном заведении свои специальности, которые зависят от факультетов, предоставляемых университетом.

В Вузе работают преподаватели, занимающие соответствующую должность (ассистент, преподаватель, доцент, профессор) на указанной кафедре.

Также учебный план будет корректироваться в зависимости от курса, формы обучения и семестра.

У преподавателей имеется определенное количество студентов, обучающихся на одних формах обучения, специальностях и по одному учебному плану, формируются группы, которые имеют свой номер.

У дисциплин, указанных в учебном плане, могут быть разные формы контроля (Зачет и/или Экзамен).

Рассматривая данную тему, необходимо выделить основные объекты, которые являются ключевыми для создания модели данной системы.
БД хранить информацию о студентах разных групп и специальностей, учебном плане с указанием дисциплины, количества часов на каждый вид занятий по дисциплине, и формы контроля.
Преподаватели относятся к определенной кафедре и факультету, и подчиняются заведующему кафедры.

5

2. Инфологическая модель

Инфологическая модель- это модель предоставления ПО, ориентированная на человека и не зависящая от используемой СУБД.
Инфологическая модель определяет сущности, их атрибуты и отношения между ними.
Сущность- это абстракция реально существующего объекта.

Атрибут- это характеристика сущности, имеющая название и описывающая одно из свойств сущности.
Связь- это средство представления отношений между сущностями.
Инфологическая модель может быть описана при помощи ER (Entity Relationship) модели (модель «сущность-связь»).
В данной инфологической модели можно выделить следующие сущности:

1.СТ включает в себя информацию о студенте (Номер_зачетки, Дата_поступления, Номер_группы, Паспорт_ст, Фамилия, ст, Имя_ст, Отчество_ст, Факультет, Форма_обуч)

2.Группа включает в себя информацию о группе (Номер_группы, Направление)

3.Ведомость хранит информацию о сданных зачетах и экзаменах (Дата_сдачи, Семестр, Оценка, Номер_зачетки, Номер_дисц, Номер_преп, Форма_контр)

4.Дисциплина включает в себя информацию об учебном предмете (Номер_дисц, Наименование)

5.Учебный план хранит информацию о том, для студентов каких специальностей читается данная дисциплина (Код_уч_пл, Код_спец)

6.Часы включает в себя информацию о количестве часов на каждый вид занятий по определенной дисциплине (Курс, Семестр, Вид_зан, Номер_дисц, Часы, Код_уч_пл)

7.Преподаватель включает информацию о преподавательском составе вуза (Номер_преп, Фамилия_пр, Имя_пр, Отчество_пр, Должность, Факультет_пр, Паспорт_пр, Номер_каф, Подчиняется)

8.Кафедра включает в себя информацию о кафедре (Номер_каф, Наименование)

9.Специальность включает в себя информацию о специальности (Код_спец, Название)

10.Дисц_Пред включает в себя информацию о том, какую дисциплину ведет каждый преподаватель (Номер_дисц, преп)

11.Дисц_уч_план включает в себя информацию какая дисциплина прописана в каждом учебном плане (Номер_дисц, Код_уч_пл)
6
Между сущностями существуют следующие связи:

  1. В одной группе может учится много студентов, но один студент может учится только в одной группе (1:М).

  2. Один студент может сдавать экзамены и зачеты по многим дисциплинам, но по одной дисциплине могут сдавать экзамены и зачеты много студентов (М:М).

  3. В учебном плане хранится информация о многих дисциплинах, но одна и та же дисциплина может быть указана в нескольких учебных планах (М:М).

  4. Один преподаватель может работать на определенной кафедре, но на одной кафедре может работать много преподавателей (1:М).

  5. Один преподаватель может подчиняться заведующему кафедры, который также может преподавать, но у одного заведующего кафедры в подчинении может находиться много преподавателей (Унарная связь).

  6. Один преподаватель может вести много дисциплин, одну дисциплину может вести много преподавателей (М:М)



Логическая модель базы данных представлена на рисунке 1



7

3. Датологическое проектирование

3.1. Физическая модель с указанными типами данных

Для реализации связи М:М (многие ко многим) вводятся ассоциативные таблицы:

Для связи между таблицами Дисциплина и Учебный_план вводится таблица Дисц_Уч_план.

Для связи между таблицами Преподаватель и Дисциплина вводится таблица Дисц_Преп.

Физическая модель с указанными типами данных представлена на Рисунке 2.



Рисунок 2 – Физическая модель

8

Для поля Часы вводится значение по умолчанию. Для некоторых полей предусмотрено условия проверки вводимых пользователем значений. Результаты представлены на рисунках 3 и 4 соответственно.



Рисунок 3–Наложение значений по умолчанию



Рисунок 4 – Наложение условия проверки вводимых значений

9

3.2. Отчет по ошибкам из Validator

После проверки созданной модели программой ERwin Data Model Validator, ошибок обнаружено не было. Результат представлен на рисунке 5.



Рисунок 5 – Диагностика модели в Validator

3.3. Прямое проектирование

Было проведено прямое проектирование, в результате которого создаются объекты базы данных в Oracle. На рисунках 6 и 7 соответственно представлено начало и результат прямого проектирования.



Рисунок 6 – Начало прямого проектирования

10



Рисунок 7- Результат прямого проектирования

3.4. Заполнение таблицы

Таблицы БД SQL Developer необходимо заполнять данными в определенной последовательности. Сначала надо заполнять главные таблицы, а затем подчиненные. Заполнение таблиц для базы данных вуза целесообразно выполнять в такой последовательности: Группа, СТ, Дисциплина, Кафедра, Преподаватель, Ведомость, Специальность, Учебный_план, Часы, Дисц_уч_план, Дисц_Преп.