Файл: Информационная система Вуза по дисциплине Управление данными.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М. А. БОНЧ -БРУЕВИЧА»(СПбГУТ)
____________________________________________________________________
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему:
Информационная система Вуза
по дисциплине «Управление данными»
Выполнил студент группы ИСТ-114, Степанов А.А.
13 января 2023 г. _________/А. А. Степанов/
Принял : Перевозник Ю. Я.
13 января 2023 г. __________/Я. Ю. Перевозник/
Санкт-Петербург
2023 г
1
Техническое задание № 4
на курсовепроектирование по дисциплине «Управление данными»
Студенту ________________________Группа____________________
Тема-Информационная система вуза
В учебном процессе вуза участвуют преподаватели кафедр ( ассистенты, преподаватели, доценты, профессора), кафедры относятся к одному из факультетов.
Учебный процесс в вузе регламентируется учебным планом, в котором указывают дисциплины, курс и семестр на котором они читаются для студентов каждой специальности, с указанием количества часов на каждый вид занятий по дисциплине (виды занятий: лекции, семинары, курсовые работы, лабораторные работы ) и формы контроля (зачет, экзамен)
Перед началом семестра деканаты раздают на кафедры учебную нагрузку, где указывается, какие кафедры (не обязательно данного факультета), какие дисциплины и для каких групп должны вести занятия в очередном семестре.
По одной дисциплине в одной группе разные виды занятий могут вести разные преподаватели кафедры.
Преподаватель может вести занятия по разным дисциплинам на разных факультетах.
Требования к функциональным характеристикам:
Информационная система должна обеспечивать возможность выполнения следующих функций:
Просмотр, добавление, удаление и редактирование информации:
Вывод:
1. Список преподавателей каждой кафедры, с указанием должности, года рождения , размера заработной платы;
2 . Список и общее число преподавателей, проводящих занятия по указанной дисциплине в указанной группе;
3. Список и общее число преподавателей, принимающих курсовые работы студентов в указанной группе;
4. Число преподавателей, занимающих соответствующую должность (ассистент, преподаватель, доцент, профессор) на указанной кафедре;
5. Нагрузка преподавателя (название дисциплины, количество часов по отдельным видам занятий в указанном семестре).
Стадии и этапы разработки:
1. Анализ предметной области
2. Создание инфологической модели
3. Разработка даталогической модели, запросов
4. Выявление и исправление ошибок
5. Оформление согласно ГОСТ
Исполнитель проекта ________________Степанов А.А.
Руководитель проекта ___________________Перевозник Ю. Я.
Дата выдачи задания ___________________
3
Оглавление
Введение ……...….…....…..........…......…....…........…........…....…....…........…..….4.
Описание предметной области ...…......…....…........…..…......…......…......…..……5.
Инфологическая модель .......…......…......…....…......…......…........…....…......…….6
Даталогическая модель ..…......…......…..…....……......…......…....….…..…...…..…8.
Запросы …………................…..................…......…....….…........…......…....…....…...17
Заключение ......…........…..........…....…......…..........…..........…......…........…......…..22.
Литература ........…..............…......…..............…........…........…..........…......…......….23.
Введение
Потоки информации, циркулирующие в мире, который нас окружает, огромны. Во времени они имеют тенденцию к увеличению. Поэтому в любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Некоторые организации используют для этого шкафы с папками, но большинство предпочитают компьютеризированные способы – базы данных, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных. И уже сегодня без баз данных невозможно представить работу большинства финансовых, промышленных, торговых и прочих организаций. Не будь баз данных, они бы просто захлебнулись в информационной лавине.
Создание информационной системы Вуза позволит структурировать информацию о преподавателях кафедр, учебном плане, специальности, количеству времени, выделенному на дисциплины
, а также облегчит контроль над самим процессом обучения.
В связи с увеличением количества информации за последние годы, организации, в том числе и образовательные, активно внедряют различные информационные системы и базы данных с использованием компьютеров для того, чтобы обеспечить надежное хранение данных и организовать быстрый доступ к ним, а также автоматизировать ряд задач.
Перед созданием данной информационной системы были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ предметной области
2. Создать инфологическую модель базы данных
3. Разработать даталогическую модель базы данных
4. Построить и выполнить SQL-запросы
5. Выявить и исправить ошибки
4
1. Описание предметной области
Предметной областью базы данных является Высшее учебное заведение
Вузов в городе достаточно большое количество. В каждом Высшем учебном заведении свои специальности, которые зависят от факультетов, предоставляемых университетом.
В Вузе работают преподаватели, занимающие соответствующую должность (ассистент, преподаватель, доцент, профессор) на указанной кафедре.
Также учебный план будет корректироваться в зависимости от курса, формы обучения и семестра.
У преподавателей имеется определенное количество студентов, обучающихся на одних формах обучения, специальностях и по одному учебному плану, формируются группы, которые имеют свой номер.
У дисциплин, указанных в учебном плане, могут быть разные формы контроля (Зачет и/или Экзамен).
Рассматривая данную тему, необходимо выделить основные объекты, которые являются ключевыми для создания модели данной системы.
БД хранить информацию о студентах разных групп и специальностей, учебном плане с указанием дисциплины, количества часов на каждый вид занятий по дисциплине, и формы контроля.
Преподаватели относятся к определенной кафедре и факультету, и подчиняются заведующему кафедры.
5
2. Инфологическая модель
Инфологическая модель- это модель предоставления ПО, ориентированная на человека и не зависящая от используемой СУБД.
Инфологическая модель определяет сущности, их атрибуты и отношения между ними.
Сущность- это абстракция реально существующего объекта.
Атрибут- это характеристика сущности, имеющая название и описывающая одно из свойств сущности.
Связь- это средство представления отношений между сущностями.
Инфологическая модель может быть описана при помощи ER (Entity Relationship) модели (модель «сущность-связь»).
В данной инфологической модели можно выделить следующие сущности:
1.СТ включает в себя информацию о студенте (Номер_зачетки, Дата_поступления, Номер_группы, Паспорт_ст, Фамилия, ст, Имя_ст, Отчество_ст, Факультет, Форма_обуч)
2.Группа включает в себя информацию о группе (Номер_группы, Направление)
3.Ведомость хранит информацию о сданных зачетах и экзаменах (Дата_сдачи, Семестр, Оценка, Номер_зачетки, Номер_дисц, Номер_преп, Форма_контр)
4.Дисциплина включает в себя информацию об учебном предмете (Номер_дисц, Наименование)
5.Учебный план хранит информацию о том, для студентов каких специальностей читается данная дисциплина (Код_уч_пл, Код_спец)
6.Часы включает в себя информацию о количестве часов на каждый вид занятий по определенной дисциплине (Курс, Семестр, Вид_зан, Номер_дисц, Часы, Код_уч_пл)
7.Преподаватель включает информацию о преподавательском составе вуза (Номер_преп, Фамилия_пр, Имя_пр, Отчество_пр, Должность, Факультет_пр, Паспорт_пр, Номер_каф, Подчиняется)
8.Кафедра включает в себя информацию о кафедре (Номер_каф, Наименование)
9.Специальность включает в себя информацию о специальности (Код_спец, Название)
10.Дисц_Пред включает в себя информацию о том, какую дисциплину ведет каждый преподаватель (Номер_дисц, преп)
11.Дисц_уч_план включает в себя информацию какая дисциплина прописана в каждом учебном плане (Номер_дисц, Код_уч_пл)
6
Между сущностями существуют следующие связи:
-
В одной группе может учится много студентов, но один студент может учится только в одной группе (1:М). -
Один студент может сдавать экзамены и зачеты по многим дисциплинам, но по одной дисциплине могут сдавать экзамены и зачеты много студентов (М:М). -
В учебном плане хранится информация о многих дисциплинах, но одна и та же дисциплина может быть указана в нескольких учебных планах (М:М). -
Один преподаватель может работать на определенной кафедре, но на одной кафедре может работать много преподавателей (1:М). -
Один преподаватель может подчиняться заведующему кафедры, который также может преподавать, но у одного заведующего кафедры в подчинении может находиться много преподавателей (Унарная связь). -
Один преподаватель может вести много дисциплин, одну дисциплину может вести много преподавателей (М:М)
Логическая модель базы данных представлена на рисунке 1
7
3. Датологическое проектирование
3.1. Физическая модель с указанными типами данных
Для реализации связи М:М (многие ко многим) вводятся ассоциативные таблицы:
Для связи между таблицами Дисциплина и Учебный_план вводится таблица Дисц_Уч_план.
Для связи между таблицами Преподаватель и Дисциплина вводится таблица Дисц_Преп.
Физическая модель с указанными типами данных представлена на Рисунке 2.
Рисунок 2 – Физическая модель
8
Для поля Часы вводится значение по умолчанию. Для некоторых полей предусмотрено условия проверки вводимых пользователем значений. Результаты представлены на рисунках 3 и 4 соответственно.
Рисунок 3–Наложение значений по умолчанию
Рисунок 4 – Наложение условия проверки вводимых значений
9
3.2. Отчет по ошибкам из Validator
После проверки созданной модели программой ERwin Data Model Validator, ошибок обнаружено не было. Результат представлен на рисунке 5.
Рисунок 5 – Диагностика модели в Validator
3.3. Прямое проектирование
Было проведено прямое проектирование, в результате которого создаются объекты базы данных в Oracle. На рисунках 6 и 7 соответственно представлено начало и результат прямого проектирования.
Рисунок 6 – Начало прямого проектирования
10
Рисунок 7- Результат прямого проектирования
3.4. Заполнение таблицы
Таблицы БД SQL Developer необходимо заполнять данными в определенной последовательности. Сначала надо заполнять главные таблицы, а затем подчиненные. Заполнение таблиц для базы данных вуза целесообразно выполнять в такой последовательности: Группа, СТ, Дисциплина, Кафедра, Преподаватель, Ведомость, Специальность, Учебный_план, Часы, Дисц_уч_план, Дисц_Преп.