Файл: Рубежный контроль 2 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Рубежный контроль 2
по дисциплине «Человек и его права в контексте современной реальности»
ФИО студента | Гуркин Артём Александрович |
Направление подготовки | Педагогическое образование (физическая культура) |
Группа | ПОФ-Б-03.01-3-2022-А |
Москва, 2023
-
Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах?
Философия прав и свобод человека складывалась на протяжении тысячелетий и несет на себе следы основных вех развития человечества. Чередуются способы общественного производства и политические системы, претерпевают изменения критерии свободы и справедливости, представления о человеке как главной ценности, о его месте в обществе и в государстве, понимание предназначения государства, а также взаимоотношений гражданского и политического обществ. Религиозно-мистические представления о человеке, обществе и государстве, доминировавшие на протяжении тысячелетий, под влиянием эпохи Просвещения и социальных революций XVIII—XX вв. заменяются научно-теоретическими концепциями. В Новое время государство стало рассматриваться
как институт, формируемый обществом для защиты жизни, свободы, равенства его членов, для допущения несправедливости, вражды и анархии в социуме, защиты последнего от всех угроз, исходящих как изнутри, так и извне, а человек и гражданин — как главная цель, на которую должна быть ориентирована вся деятельность государственных и общественных институтов.
Первоначально в системе человеческих ценностей преобладают потребности преимущественно физиологического характера. Прежде всего, человек воспринимает себя как часть живой природы, как представитель животного мира. Позже Человек начинает находить в себе некое духовное начало и некую индивидуальность со специфическими данными, отличающими его от других ему подобных существ. Он начинает осознавать свои способности и дарования, испытывает радость и наслаждение в процессе их реализации.
Но и здесь люди еще не вполне дифференцированы друг от друга. Нет еще четких норм жизни, не сформировались понятия права, свободы, личной жизни.
Постепенно происходит естественная дифференциация общественных функций и обязанностей: наиболее сильные и ловкие охотятся, физически слабые (женщины и дети) собирают растительную пищу поблизости, готовят еду, присматривают за детьми.
-
Как изменился статус человека с образованием государства?
С образованием государств и институтов власти человек обретает новый статус, превращается в подданного или гражданина, на этой стадии развития человеческого общества уже четко формируются, наполняясь конкретным содержанием и обогащаясь, понятия долг и ответственность, права и обязан- ности, свобода и необходимость. Он принуждается к уплате налогов, призывается на военную службу с целью защиты государства и расширения его границ
, время от времени приглашается к участию в выборах должностных лиц, к оценке действий других граждан или подданных. На этой стадии развития человеческого общества уже четко формируются, наполняясь конкретным содержанием и обогащаясь, понятия долг и ответственность, права и обязанности, свобода и необходимость.
-
Опишите первые законы, определявшие права и обязанности человека.
За тысячелетия до «Великой хартии вольностей» и биллей о правах, права и обязанности человека, как они понимались в те времена, были отражены в законодательстве ряда стран Древнего Востока. Еще в XVIII веке до н. э. царь Вавилона Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) составил кодекс из 282 статей, в котором он «даровал право и законы на языке страны» с целью «водворения в стране справедливости и истребления беззакония, чтобы сильный не притеснял слабого». Первое упоминание слова «свобода» встречается в клинописных памятниках древнего города-государства Лагаш, а также в древнеиндийских религиозных текстах (свараджа). Утверждение права и справедливости — цель древнеиндийских «Законов Ману». В законах Ману можно увидеть попытки решения некоторых вопросов, которые составят одну из важнейших проблем ХХ века. Речь идет об обращении с мирным населением во время войн, об особом статусе женщин и детей. Законы Солона и Ликурга провозглашали личную свободу афинян и спартанцев, а также их равенство перед законом, считая все это основой общественного порядка. «Равноправие войны не производит», — считал Солон. Без свободы и равенства, полагал он, нет и государства, ибо в таком случае отсутствует общая ответственность.
В Древней Греции, пожалуй, впервые люди пришли к пониманию и признанию примата индивидуальной свободы и автономии личности
над свободой и автономией социума. Ставшая аксиомой формула «мера всех вещей — человек» принадлежит греческому философу Протагору. Эта формула лежит в основе понимания предназначения государства, которое, согласно Аристотелю, «создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо». Аристотель же одним из первых установил, что причиной конфликтов является отсутствие равенства и справедливости.
В III веке до н. э. в Риме был возведен храм в честь свободы. А свободы понимались тогда многопланово, в зависимости от социального положения субъекта свободы: как свобода римского народа, гарантированная властью народных трибунов и с правом апелляции к народному собранию; как авторитет сената и его свобода от самоуправства магистратов и претендентов на единоличную власть; как равенство граждан Рима перед законом. Законы XII Таблиц рассматривали свободу, честь и достоинство как высшие ценности человеческой жизни, а лишение их — как одно из самых суровых наказаний.
-
Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека.
Естественные законы и права человека долгое время отождествлялись людьми с законами Неба, творцом и верховным контролером которых является некое Верховное существо (Бог). Люди верили и верят в существование порожденных самой природой, лишь частью которой человек является, порядков, законов и норм жизни, которым отдавали и отдают приоритет. Соблюдение этих законов — норма жизни, отклонение от них, их нарушение — грех, зло.
Индуизм представляет собой своеобразную
конгрегацию древнейших верований людей. В отличие от мировых религий ближневосточного происхождения, он не имеет своего основателя, церковной организации и своего клира. Индуизм включает в себя все божества, верования и обычаи, характерные для индийского субконтинента, что делает его весьма терпимым ко всем другим религиям. Его приверженцы верят в вечный, совершенный и всеобъемлющий принцип, являющийся единственной действительностью, причиной, основой и целью всего сущего. Одна из важнейших характеристик индуизма — это ахизм (не наносить ущерба природе), являющийся одним из краеугольных камней его этики и обоснованием вегетарианства подавляющего большинства индуистов.
Реальное место индуиста в мире и в жизни определяется через его моральное поведение. Общественное неравенство в индуизме, — это не что-то изначальное, навязанное человеку извне, а результат его личной кармы — совокупности мыслей, чувств и деяний, совершенных человеком в прошлом и определивших его судьбу. Человек может изменить свое общественное положение, но только через мысли, чувства и деяния, через религиозную самоотверженность, любовь и полную самоотдачу. Этого можно достичь, в том числе, путем отказа от страстных желаний.
Буддизм отрицает кастовую систему и связанные с ней взгляды на общественное неравенство. Согласно ему, бытие человека — это жажда жизни, а жизнь — сплошное страдание, проявляющееся в страхе смерти, старости, болезнях, горе, заботах. Все зло общества проистекает из эгоизма человека, выражающегося в его приверженности к своему личному телу, личному бытию. Мера страданий и ответственности за страдания зависят от самого человека, его степени жадности и невежества. буддизм не столько религия, сколько философия жизни, где главным действующим лицом является сам человек, достижение целей которого зависит от соблюдения им некоторых законов