Файл: Отчет по формам, представленным в приложении тема Особенности организации занятий педагогом дополнительного образования по изо и дпи.pdf
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ
В процессе производственной практики ПМ.01 Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (изобразительная деятельность и декоративно- прикладное искусство)студент выполняет следующие виды работ:
Знакомство с базой практики, системой организации методической работы в
образовательном учреждении
1. Организация индивидуальной педагогической деятельности. Определение цели, задач и содержания практики. Оформление отчета. Составление индивидуального календарного плана прохождения практики (по дням). Проверка плана работы, согласование и утверждение программы и плана прохождения практики.
2. Ознакомление с образовательным учреждением, его структурой. Изучить на сайте образовательной организации общую информацию об образовательном учреждении.Собрать сведения об образовательном учреждении: его полное название, адрес, телефон, режим работы и др.
3.Посещение и анализ базы практики, изучение и обобщение опыта
организации методической работы в образовательном учреждении. Встреча с администрацией ДОО с целью знакомства с базой практики.
4. Знакомство с педагогом ИЗО и ДПИ, систематизация и обобщение опыта его
методической деятельности. Собрать сведения о педагоге: Ф.И.О., педагогический стаж, стаж работы, образование (какое учебное заведение закончил, в каком году, по какой специальности), квалификационная категория, звание (если есть) и т.п.
ИСПОЛЬЗУЯ НИЖЕ ПРИВЕДЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИХ АНАЛИЗ,
ОФОРМИТЕ ОТЧЕТ ПО ФОРМАМ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ В ПРИЛОЖЕНИИ
Тема 1. Особенности организации занятий педагогом дополнительного
образования по ИЗО и ДПИ.
Задание №1. Планирование и анализ воспитательной работы педагога по ИЗО
и ДПИ
Одним из направлений работы педагога по ИЗО и ДПИ является воспитательная работа, связанная с проведением различных мероприятий.
Этапы проектирования воспитательного дела.
В любом ВД выделяются следующие этапы:
1) целеполагание (анализ ситуации и формулирование целей);
2) планирование;
3) организация дела;
4) осуществление дела;
5) подведение итогов дела (анализ достигнутых результатов).
На основе анализа достигнутых результатов могут формулироваться цели следующего ВД, и тогда весь цикл опять повторяется.
Рассмотрим подробней каждый из этих этапов.
Целеполагание – этап анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей. На этом этапе педагог должен чётко представить особенности данного ученического коллектива, уровень его развития в направлении, соответствующем предполагаемой направленности ВД, а также ориентиры, признаки желаемого результата, средства его достижения. Для этого анализируются недостатки, выявленные практикой воспитательной работы в прошлом.
Технологические требования к этапу целеполагания.
1) Глубокое осмысление, умелая интерпретация и доведение до учеников конкретных задач ВД.
2) Проектирование ВД на основе деятельностного и комплексного подходов. Иначе говоря, в хорошем ВД дети должны быть вовлечены в интересную и разнообразную
деятельность, в которой реализуется целый комплекс действий, направленных на решение поставленных воспитательных задач.
3) Выделение главного звена, через которое решаются все остальные задачи.
4) Определение содержания ВД в связи с его задачами и условиями осуществления, с интересами и увлечениями воспитанников.
5) Рациональный подбор методов, приёмов и средств каждого этапа ВД таким образом, чтобы используемые методы, приёмы и средства обеспечивали максимальную активность, инициативность, самостоятельность детей.
6)
Достижение максимальной организационной четкости.
Подготовка вырабатывает инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях.
7) Нешаблонность, новизна, разнообразие в содержании и организации ВД.
Нередко удачный опыт, полученный в одном ученическом коллективе, не прививается в другом.
8) Эмоциональная насыщенность ВД, возможность получения детьми положительных эмоций (радости, гордости за себя и товарищей и т.д.).
1. На этапе планирования перед педагогом стоит задача определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав, что и как именно должно быть сделано.
Технологические требования: - следует опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывая их возрастные и личностные особенности; - воспитанники, участвующие в планировании, должны почувствовать ответственность за составляемый план, принять его как посильный обязательный для выполнения.
3. Этап организации связан с подготовкой дела.
Технологию этого этапа можно представить как решение следующих задач:
- ясное определение цели (чего необходимо достичь?);
- точное определение задач для каждого воспитанника (какие действий помогут этого достичь?);
- подготовка всего необходимого для предстоящей работы (какие средства использовать?);
- установление норм для измерения результатов (каковы количественные и (или) качественные показатели достижения желаемого результата?);
- распределение ответственности, определение времени отчётности о выполнении
(кто за что конкретно отвечает и когда это надо сделать?);
- инструктирование исполнителей (как именно выполнить данное действие? кто, с кем и как сотрудничает при подготовке и проведении дела?).
Основные рекомендации для этого этапа:
- чётко определите права и обязанности каждого участника предстоящего дела;
- каждому участнику дела отведите одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям;
- помните, что школьники не имеют навыков организации; придерживайтесь правила «от легкого к трудному», поддерживайте уверенность воспитанников в успех;
- приучайте ребят к мысли, что хорошая организация работы организация удесятеряет силы.
2. На этапе осуществления ВД педагогу необходимо обратить внимание на ряд моментов:
- педагог следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя ход на основе сценария,
- педагог наблюдает за коллективом в целом и за отдельными учениками, помня, что воспитательное дело развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы,
3) Выделение главного звена, через которое решаются все остальные задачи.
4) Определение содержания ВД в связи с его задачами и условиями осуществления, с интересами и увлечениями воспитанников.
5) Рациональный подбор методов, приёмов и средств каждого этапа ВД таким образом, чтобы используемые методы, приёмы и средства обеспечивали максимальную активность, инициативность, самостоятельность детей.
6)
Достижение максимальной организационной четкости.
Подготовка вырабатывает инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях.
7) Нешаблонность, новизна, разнообразие в содержании и организации ВД.
Нередко удачный опыт, полученный в одном ученическом коллективе, не прививается в другом.
8) Эмоциональная насыщенность ВД, возможность получения детьми положительных эмоций (радости, гордости за себя и товарищей и т.д.).
1. На этапе планирования перед педагогом стоит задача определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав, что и как именно должно быть сделано.
Технологические требования: - следует опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывая их возрастные и личностные особенности; - воспитанники, участвующие в планировании, должны почувствовать ответственность за составляемый план, принять его как посильный обязательный для выполнения.
3. Этап организации связан с подготовкой дела.
Технологию этого этапа можно представить как решение следующих задач:
- ясное определение цели (чего необходимо достичь?);
- точное определение задач для каждого воспитанника (какие действий помогут этого достичь?);
- подготовка всего необходимого для предстоящей работы (какие средства использовать?);
- установление норм для измерения результатов (каковы количественные и (или) качественные показатели достижения желаемого результата?);
- распределение ответственности, определение времени отчётности о выполнении
(кто за что конкретно отвечает и когда это надо сделать?);
- инструктирование исполнителей (как именно выполнить данное действие? кто, с кем и как сотрудничает при подготовке и проведении дела?).
Основные рекомендации для этого этапа:
- чётко определите права и обязанности каждого участника предстоящего дела;
- каждому участнику дела отведите одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям;
- помните, что школьники не имеют навыков организации; придерживайтесь правила «от легкого к трудному», поддерживайте уверенность воспитанников в успех;
- приучайте ребят к мысли, что хорошая организация работы организация удесятеряет силы.
2. На этапе осуществления ВД педагогу необходимо обратить внимание на ряд моментов:
- педагог следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя ход на основе сценария,
- педагог наблюдает за коллективом в целом и за отдельными учениками, помня, что воспитательное дело развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы,
- педагог следит за четким решением организационных вопросов,
3. Подведение итогов дела может происходить как коллективное обсуждение или как индивидуальный педагогический анализ.
5.Анализ воспитательного дела.
Целесообразно придерживаться следующей схемы анализа воспитательного дела:
1) Все ли пункты плана, этапы, действия удалось реализовать.
2) Отвечало ли содержание ВД намеченной цели.
3) Отвечала ли организация ВД его цели и задачам.
4) Все ли запланированные действия были подкреплены необходимыми средствами.
5) Какие части, эпизоды дела удались лучше других, почему.
6) Удалось ли уложиться в отведённые временные рамки.
7) Кто и почему срывал сроки.
8) Удалось ли реализовать в ВД систему воспитывающего взаимодействия или же оно было набором мало связанных между собой частей.
9) Удалось ли достичь эффекта новизны.
10) Отвечала ли эмоциональная окрашенность ВД его замыслу.
11) Удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему учеников, над какими вопросами заставило оно их задуматься.
12) Какой оценки заслуживает каждый участник дела.
13) Каким было поведение участников.
14) Причины отрицательной реакции детей на педагогические действия (если была).
15) Чего нужно избегать в будущем, что нового надо ввести в следующие ВД.
Цель воспитательной работы в объединении – способствовать формированию и раскрытию творческой индивидуальности личности каждого воспитанника.
Задачи:
. способствовать активизации и ориентации интересов воспитанников на интеллектуальное, физическое и духовное развитие.
. изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики детей;
. воспитывать в детях взаимоуважение (взаимопомощь, взаимоотношения, доброе отношение друг к другу);
. воспитывать бережное отношение к природе;
. создать условия для интеллектуального, эстетического, физического, коммуникативного, самовыражения личности учащегося;
. развивать творческую деятельность;
. развивать активную жизненную позицию ребенка.
. внедрение и соблюдение собственных ритуалов, традиций, законов
(«посвящение», «заповеди воспитанника»)
Функции педагога дополнительного образования как воспитателя:
1. Воздействие педагога на ученика:
. изучение индивидуальных особенностей развития ребенка, его окружения, его интересов;
. программирование воспитательного воздействия;
. реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
. анализ эффективности индивидуальных воздействий.
2. Создание воспитывающей среды:
. сплочение коллектива;
. формирование благотворной эмоциональной обстановки;
. включение обучающихся в разнообразные виды деятельности;
. развитие детского самоуправления
3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений:
. социальная помощь семье;
. нейтрализация негативных воздействий социума;
. взаимодействие с другими учреждениями.
Задание №2. Осуществление собственной педагогической деятельности в
качестве педагога дополнительного образования по ИЗО и ДПИ и её самооценка.
Проведите 7 занятия и осуществите самоанализ одного из них.
Для того, чтобы приобрести профессиональные качества учителя, студенту необходимо вырабатывать умение не только планировать, но и анализировать собственную деятельность и работу своих коллег. Постоянный анализ своей деятельности позволяет увидеть ошибки, совершенствовать свою работу, предвидеть возможные результаты.
Потребность в самосовершенствовании – одно из основных условий эффективности работы учителя. Необходимо не только пробовать свои силы в производственной практике, но и в дальнейшем вырабатывать у себя привычку к постоянному, каждодневному психологическому осмыслению собственного педагогического труда.
Анализ урока, как правило, включает в себя следующие основные разделы:
1. формулировка и обоснование целей и задач урока,
2. предварительный анализ содержания учебного материала и организации урока,
3. описание и анализ самого хода урока,
4. подведение итогов.
В последующем материале предлагаются рекомендации по каждому разделу, включающие наиболее важные вопросы, на которые нужно обратить внимание.
1. Цели и задачи урока.
Обучающие
Развивающие
Воспитательн ые
Цели, которые учитель ставит перед собой
Цели, которые учитель ставит и формулирует перед учащимися
Обучающие цели отвечают на вопрос, какие знания (понятия), действия, умения предполагается сформировать на данном уроке. Не рекомендуется вводить более 4-5 новых понятий, 2-3 закономерностей. Формулировка обучающих целей должна быть конкретной, лаконичной, неформальной.
Развивающие цели предполагают указание на то, какие познавательные и личностные свойства и способности изменяются и совершенствуются на данном уроке.
При формулировке развивающих целей следует использовать наименование конкретного вида свойств и способностей, с которыми будет производиться работа на данном уроке, например, развитие не просто « памяти», а развитие «вербальной, слуховой, оперативной памяти».
При формулировке воспитательных целей необходимо назвать, какие личностные свойства, качества, мотивы учитель намерен формировать на данном уроке. Следует
обратить внимание на то, что ни одна воспитательная (как, вероятно, и развивающая) цель не может рассматриваться как окончательная, т.е. такая, которую можно поставить и выполнить на одном уроке: процесс развития личности очень длительный, часто протекающий в неочевидной форме. Реализация воспитательных целей связана не только с содержанием урока, но и с особенностями его организации, с поведением самого учителя. В задачу учителя входит как управление учебным процессом, так и сведение до минимума числа отрицательных последствий стихийного воспитания. Нужно обратить внимание на то, что в прямой форме перед учащимися могут быть поставлены только обучающие и развивающие цели, воспитательные же цели либо вообще не формулируются перед учащимися, либо обозначаются в косвенной форме. При формулировке целей нужно сообщить не только то, что ученики должны будут знать и уметь по окончании урока, но и то, для чего это нужно знать и уметь, где эти знания могут пригодиться (причем, это может пояснить не только учитель, но и сам ученик, что будет способствовать повышению продуктивности его деятельности и активности на уроке )
Нужно заметить, что строгое деление целей на группы достаточно условно: довольно часто они интегрируются. Но на первом этапе овладения профессией такое деление необходимо и полезно, т.к. позволяет увидеть трудности в учебном процессе, обнаруживать и устранять ошибки.
2. Предварительный анализ содержания учебного материала и организации урока.
2.1.На начальном этапе освоения этой процедуры целесообразно идти не от содержания учебного материала, а от личностных и познавательных особенностей учащихся. Процесс анализа уместно начать с ответа на следующие вопросы:
- какие виды и свойства внимания необходимы ученику на уроке,
-какие свойства и виды восприятия, мышления, воображения должны быть сформированы у учащегося для усвоения темы,
-какие виды и свойства памяти актуализируются на данном уроке.
Размышляя над выбором требований, предъявляемых к личностным и познавательным свойствам учащихся на данном уроке, можно обратиться к основным классификациям данных процессов, представленным в учебниках по психологии, а также задавая вопросы себе и ведущему учителю. Например, для анализа роли памяти на данном уроке следует ответить на вопросы:
-можно ли необходимый материал запомнить непосредственно или для этого потребуется произвольное запоминание с использованием мнемотехнических приемов?
-на какой вид памяти ложится особая нагрузка?
2.2.Следующий этап анализа - сопоставление объективных требований урока с наличными возможностями учащихся данного класса и поиск средств снижения отрицательного эффекта от их расхождения. Основной путь – использование сильных сторон учащихся, уже сложившихся, развитых способностей, соответствующих возрасту и уровню умственного развития учащихся, ориентация «на зону ближайшего развития личности» (Л.С. Выготский). Способы изучения индивидуально- психологических особенностей личности изучались в лабораторном практикуме и описаны в рекомендованной литературе (см. список литературы).
2.3.Распределение времени по этапам урока. Обычно выделяют следующие основные этапы урока:
1. организационный момент — 1 мин.
2. проверка домашнего задания, знаний предыдущих разделов — 5-15 мин.
3. объяснение нового материала — 15-30 мин.
4. закрепление материала — 10-15 мин.
5. задание на дом — 1 мин.
6. итоги урока — 2-3 мин.
Нужно заметить, что строгое деление целей на группы достаточно условно: довольно часто они интегрируются. Но на первом этапе овладения профессией такое деление необходимо и полезно, т.к. позволяет увидеть трудности в учебном процессе, обнаруживать и устранять ошибки.
2. Предварительный анализ содержания учебного материала и организации урока.
2.1.На начальном этапе освоения этой процедуры целесообразно идти не от содержания учебного материала, а от личностных и познавательных особенностей учащихся. Процесс анализа уместно начать с ответа на следующие вопросы:
- какие виды и свойства внимания необходимы ученику на уроке,
-какие свойства и виды восприятия, мышления, воображения должны быть сформированы у учащегося для усвоения темы,
-какие виды и свойства памяти актуализируются на данном уроке.
Размышляя над выбором требований, предъявляемых к личностным и познавательным свойствам учащихся на данном уроке, можно обратиться к основным классификациям данных процессов, представленным в учебниках по психологии, а также задавая вопросы себе и ведущему учителю. Например, для анализа роли памяти на данном уроке следует ответить на вопросы:
-можно ли необходимый материал запомнить непосредственно или для этого потребуется произвольное запоминание с использованием мнемотехнических приемов?
-на какой вид памяти ложится особая нагрузка?
2.2.Следующий этап анализа - сопоставление объективных требований урока с наличными возможностями учащихся данного класса и поиск средств снижения отрицательного эффекта от их расхождения. Основной путь – использование сильных сторон учащихся, уже сложившихся, развитых способностей, соответствующих возрасту и уровню умственного развития учащихся, ориентация «на зону ближайшего развития личности» (Л.С. Выготский). Способы изучения индивидуально- психологических особенностей личности изучались в лабораторном практикуме и описаны в рекомендованной литературе (см. список литературы).
2.3.Распределение времени по этапам урока. Обычно выделяют следующие основные этапы урока:
1. организационный момент — 1 мин.
2. проверка домашнего задания, знаний предыдущих разделов — 5-15 мин.
3. объяснение нового материала — 15-30 мин.
4. закрепление материала — 10-15 мин.
5. задание на дом — 1 мин.
6. итоги урока — 2-3 мин.