Файл: Коррекционная педагогика как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА: КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

ПЛАН:

  1. Понятие о коррекционной педагогике

  2. Основные категории коррекционной педагогики


Как научное понятие коррекционная педагогика, в современной педагогической науке, обрела официальный статус совсем недавно (конец 90-х гг.). Ранее на факультетах дефектологии педвузов изучалась дефектология — (defectus - с лат.недостаток; logos - с греч. учение ) — наука, которая исследовала психофизиологические особенности развития аномальных детей (anomal - с греч. неправильный). В состав дефектологии входят различные отрасли специальной психологии и педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия и т.д.).

Однако в общей и специальной педагогике, существует немало моментов, когда бывает трудно, (да и не всегда необходимо), дать однозначный диагноз отклонениям в развитии и поведении ребенка. Это бывает тогда, когда дефект неярко выражен, а аномалии в развитии имеют не грубые формы, или имеющейся недостаток находится в пограничной зоне между нормой и патологией. Не случайно получила обоснование и реально складывается на практике самостоятельная отрасль в системе научного человек знания – коррекционная педагогика.

КОРРЕКЦИЯ(с латинского - correctio - исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического, социального развития детей.

Причем, под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (коррекция произношения, поведения), так и целостное влияние, поддержка и защита личности ребенка в целях достижения положительного результата в их развитии.

В настоящее время сложилось два подхода к рассмотрению, как проблем коррекционной педагогики, так и самого термина. Одни исследователи, сводят коррекционную педагогику к дефектологии, считая ее ветвью этой науки (В.П.Кащенко, Б.П.Пузанов, В.А.Карсонов). Другие, (Г.Ф.Кумарина, А.Д.Гонеев, Н.И. Лифинцева, И.П.Подласый, Н.В.Ялпаева) считают, что
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКАновая, самостоятельная область научного знания, которая изучает закономерности, причины возникновения проблем в развитии и поведении ребенка, разрабатывает пути и способы их исправления.

Из данной цели коррекционной педагогики вытекает комплекс задач:

  1. Основная задача — психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном...) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности каждого ребенка.

  2. Определение природы и сущности недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявление причин и условий их появления.

  3. Разработка технологий, методов, приемов и средств коррекционно-педагогического влияния на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

  4. Компенсация средствами организации педагогических влияний недостатков их семейного воспитания, дошкольного развития.

Объектом коррекционной педагогикиявляется личность ребенка, имеющего отклонения в психофизическом и/или социальном развитии.

Предметом служит процесс дифференциации и индивидуализации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в психофизическом и социальном развитии, а также определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей.

Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, (т.е. как специфическое действие, направленное на исправление какого-либо дефекта — речи, звуков, зрения), так и как составная часть учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.

Изучение индивидуально-типологических особенностей и вытекающих из них образовательных потребностей детей риска, выявление педагогических факторов, непосредственно влияющих на характер и динамику их развития, позволили обосновать и разработать новое направление в современной педагогической практике – коррекционно- развивающее образование.


Коррекционно-развивающее образование – это совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию состояний риска школьной дезаптации в развитии детей.

Коррекционная педагогика, ее теория и практика, на сегодняшний день, очень тесно оперирует общенаучными понятиями (формирование, развитие, личность, деятельность), общепедагогическими (воспитание, обучение, образование, метод, прием обучения), так и специальной терминологией: коррекция, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация, группа риска, девиантность поведения и др. (С).

Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:

  1. Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.

  2. Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков.

  3. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

  4. Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.

  5. Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

  6. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении.

2. Основные понятия коррекционной педагогики.

Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях. Понятия — это одна из форм отражения реального мира в процессе познания. В процессе развития любой науки понятия объединяются и укрепляются и преобразуются в категории науки. В коррекционной педагогике используется большое количество заимствованных из других наук понятий, например, личность, развитие, обучение, воспитание и т.д. Но существуют и собственные категории коррекционной педагогики, которые требуют более внимательного рассмотрения.

Коррекционно-педагогическая деятельность - планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс,
реализуемый с детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения несовершеннолетних, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум.

Коррекционно-педагогическая деятельность строится в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами.

К общепедагогическим можно отнести принципы: целенаправленности, целостности и системности, гуманистической направленности педагогического процесса, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, сознательности и активности личности, опоры на положительное в человеке, сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий и т.д.

К специфическим принципам: интеграции усилий ближайшего социального окружения, единства коррекционных, профилактических и развивающих задач, единства диагностики и коррекции, комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.

Стратегическими направлениями коррекционно-педагогической деятельности выступают:

  • Корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами – «терапия средой»;

  • Специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность);

  • Целенаправленный отбор культурно- массовых и оздоровительных мероприятий;

  • Психогигиена общения и семейного воспитания.

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная работа - совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

Коррекционно-развивающее обучение - система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Компенсация - сложный процесс перестройки или замещения нарушенных, или недоразвитых функций организма.


Школьная адаптация - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам, требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Школьная дезадаптация - результат нарушения процесса адаптации.

Профилактика - система специальных и общепедагогических мер, направленных на предупреждение возникновения недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Социальная реабилитация - процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность, адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Вопросы и задания:

  1. На стыке каких наук возникла коррекционная педагогика?

  2. Что является областью научных интересов и предметом исследования коррекционной педагогики?

  3. Сравните подходы к рассмотрению понятия «недостаток в развитии» в различных отраслях педагогики.

  4. Раскройте задачи коррекционной педагогики.

  5. Дайте определение основным понятиям, которыми оперирует коррекционная педагогика.

  6. Охарактеризуйте общепедагогические и специфические принципы организации коррекционно-педагогической деятельности.

  7. Составьте кроссворд, используя основные понятия коррекционной педагогики.

  8. Составьте схему взаимодействия коррекционной педагогики с другими науками.

  9. Подготовьте сообщение по теме.

Рекомендованная литература:



  1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников.- Ростов н./Д, 2004

  2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева; Под. ред.

В.А. Сластенина.- М., 2002

  1. Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1998.


ТЕМА: КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

ПЛАН:

  1. Понятие о коррекционной педагогике

  2. Основные категории коррекционной педагогики

КОРРЕКЦИЯ(с латинского - correctio - исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического, социального развития детей.