ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА: КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
ПЛАН:
-
Понятие о коррекционной педагогике -
Основные категории коррекционной педагогики
Как научное понятие коррекционная педагогика, в современной педагогической науке, обрела официальный статус совсем недавно (конец 90-х гг.). Ранее на факультетах дефектологии педвузов изучалась дефектология — (defectus - с лат.недостаток; logos - с греч. учение ) — наука, которая исследовала психофизиологические особенности развития аномальных детей (anomal - с греч. неправильный). В состав дефектологии входят различные отрасли специальной психологии и педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия и т.д.).
Однако в общей и специальной педагогике, существует немало моментов, когда бывает трудно, (да и не всегда необходимо), дать однозначный диагноз отклонениям в развитии и поведении ребенка. Это бывает тогда, когда дефект неярко выражен, а аномалии в развитии имеют не грубые формы, или имеющейся недостаток находится в пограничной зоне между нормой и патологией. Не случайно получила обоснование и реально складывается на практике самостоятельная отрасль в системе научного человек знания – коррекционная педагогика.
КОРРЕКЦИЯ – (с латинского - correctio - исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического, социального развития детей.
Причем, под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (коррекция произношения, поведения), так и целостное влияние, поддержка и защита личности ребенка в целях достижения положительного результата в их развитии.
В настоящее время сложилось два подхода к рассмотрению, как проблем коррекционной педагогики, так и самого термина. Одни исследователи, сводят коррекционную педагогику к дефектологии, считая ее ветвью этой науки (В.П.Кащенко, Б.П.Пузанов, В.А.Карсонов). Другие, (Г.Ф.Кумарина, А.Д.Гонеев, Н.И. Лифинцева, И.П.Подласый, Н.В.Ялпаева) считают, что
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА – новая, самостоятельная область научного знания, которая изучает закономерности, причины возникновения проблем в развитии и поведении ребенка, разрабатывает пути и способы их исправления.
Из данной цели коррекционной педагогики вытекает комплекс задач:
-
Основная задача — психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном...) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности каждого ребенка. -
Определение природы и сущности недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявление причин и условий их появления. -
Разработка технологий, методов, приемов и средств коррекционно-педагогического влияния на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. -
Компенсация средствами организации педагогических влияний недостатков их семейного воспитания, дошкольного развития.
Объектом коррекционной педагогикиявляется личность ребенка, имеющего отклонения в психофизическом и/или социальном развитии.
Предметом служит процесс дифференциации и индивидуализации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в психофизическом и социальном развитии, а также определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей.
Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, (т.е. как специфическое действие, направленное на исправление какого-либо дефекта — речи, звуков, зрения), так и как составная часть учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.
Изучение индивидуально-типологических особенностей и вытекающих из них образовательных потребностей детей риска, выявление педагогических факторов, непосредственно влияющих на характер и динамику их развития, позволили обосновать и разработать новое направление в современной педагогической практике – коррекционно- развивающее образование.
Коррекционно-развивающее образование – это совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию состояний риска школьной дезаптации в развитии детей.
Коррекционная педагогика, ее теория и практика, на сегодняшний день, очень тесно оперирует общенаучными понятиями (формирование, развитие, личность, деятельность), общепедагогическими (воспитание, обучение, образование, метод, прием обучения), так и специальной терминологией: коррекция, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация, группа риска, девиантность поведения и др. (С).
Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:
-
Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления. -
Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков. -
Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. -
Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы. -
Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. -
Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении.
2. Основные понятия коррекционной педагогики.
Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях. Понятия — это одна из форм отражения реального мира в процессе познания. В процессе развития любой науки понятия объединяются и укрепляются и преобразуются в категории науки. В коррекционной педагогике используется большое количество заимствованных из других наук понятий, например, личность, развитие, обучение, воспитание и т.д. Но существуют и собственные категории коррекционной педагогики, которые требуют более внимательного рассмотрения.
Коррекционно-педагогическая деятельность - планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс,
реализуемый с детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения несовершеннолетних, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум.
Коррекционно-педагогическая деятельность строится в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами.
К общепедагогическим можно отнести принципы: целенаправленности, целостности и системности, гуманистической направленности педагогического процесса, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, сознательности и активности личности, опоры на положительное в человеке, сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий и т.д.
К специфическим принципам: интеграции усилий ближайшего социального окружения, единства коррекционных, профилактических и развивающих задач, единства диагностики и коррекции, комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
Стратегическими направлениями коррекционно-педагогической деятельности выступают:
-
Корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами – «терапия средой»; -
Специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность); -
Целенаправленный отбор культурно- массовых и оздоровительных мероприятий; -
Психогигиена общения и семейного воспитания.
В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-воспитательная работа - совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
Коррекционно-развивающее обучение - система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.
Компенсация - сложный процесс перестройки или замещения нарушенных, или недоразвитых функций организма.
Школьная адаптация - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам, требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.
Школьная дезадаптация - результат нарушения процесса адаптации.
Профилактика - система специальных и общепедагогических мер, направленных на предупреждение возникновения недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Социальная реабилитация - процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность, адекватные взаимоотношения со сверстниками.
Вопросы и задания:
-
На стыке каких наук возникла коррекционная педагогика? -
Что является областью научных интересов и предметом исследования коррекционной педагогики? -
Сравните подходы к рассмотрению понятия «недостаток в развитии» в различных отраслях педагогики. -
Раскройте задачи коррекционной педагогики. -
Дайте определение основным понятиям, которыми оперирует коррекционная педагогика. -
Охарактеризуйте общепедагогические и специфические принципы организации коррекционно-педагогической деятельности. -
Составьте кроссворд, используя основные понятия коррекционной педагогики. -
Составьте схему взаимодействия коррекционной педагогики с другими науками. -
Подготовьте сообщение по теме.
Рекомендованная литература:
-
Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников.- Ростов н./Д, 2004 -
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева; Под. ред.
В.А. Сластенина.- М., 2002
-
Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1998.
ТЕМА: КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
ПЛАН:
-
Понятие о коррекционной педагогике -
Основные категории коррекционной педагогики
КОРРЕКЦИЯ – (с латинского - correctio - исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического, социального развития детей.