ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА – новая, самостоятельная область научного знания, которая изучает закономерности, причины возникновения проблем в развитии и поведении ребенка, разрабатывает пути и способы их исправления.
Из данной цели коррекционной педагогики вытекает комплекс задач:
-
Основная задача — психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном...) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности каждого ребенка. -
Определение природы и сущности недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявление причин и условий их появления. -
Разработка технологий, методов, приемов и средств коррекционно-педагогического влияния на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. -
Компенсация средствами организации педагогических влияний недостатков их семейного воспитания, дошкольного развития.
Объектом коррекционной педагогикиявляется личность ребенка, имеющего отклонения в психофизическом и/или социальном развитии.
Предметом служит процесс дифференциации и индивидуализации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в психофизическом и социальном развитии, а также определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей.
Коррекционно-развивающее образование – это совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию состояний риска школьной дезаптации в развитии детей.
Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:
-
Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления. -
Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков. -
Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. -
Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы. -
Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. -
Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении.
2. Основные понятия коррекционной педагогики.
Коррекционно-педагогическая деятельность - планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения несовершеннолетних, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум.
Коррекционно-педагогическая деятельность строится в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами.
Стратегическими направлениями коррекционно-педагогической деятельности выступают:
-
Корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами – «терапия средой»; -
Специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность); -
Целенаправленный отбор культурно- массовых и оздоровительных мероприятий; -
Психогигиена общения и семейного воспитания.
В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-воспитательная работа - совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
Коррекционно-развивающее обучение - система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.
Компенсация - сложный процесс перестройки или замещения нарушенных, или недоразвитых функций организма.
Школьная адаптация - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам, требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.
Школьная дезадаптация - результат нарушения процесса адаптации.
Профилактика - система специальных и общепедагогических мер, направленных на предупреждение возникновения недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Социальная реабилитация - процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность, адекватные взаимоотношения со сверстниками.