Файл: Коррекционная педагогика как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКАновая, самостоятельная область научного знания, которая изучает закономерности, причины возникновения проблем в развитии и поведении ребенка, разрабатывает пути и способы их исправления.

Из данной цели коррекционной педагогики вытекает комплекс задач:

  1. Основная задача — психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном...) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности каждого ребенка.

  2. Определение природы и сущности недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявление причин и условий их появления.

  3. Разработка технологий, методов, приемов и средств коррекционно-педагогического влияния на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

  4. Компенсация средствами организации педагогических влияний недостатков их семейного воспитания, дошкольного развития.

Объектом коррекционной педагогикиявляется личность ребенка, имеющего отклонения в психофизическом и/или социальном развитии.

Предметом служит процесс дифференциации и индивидуализации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в психофизическом и социальном развитии, а также определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей.

Коррекционно-развивающее образование – это совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию состояний риска школьной дезаптации в развитии детей.

Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:

        1. Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.

        2. Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков.

        3. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

        4. Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.

        5. Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

        6. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении.


2. Основные понятия коррекционной педагогики.

Коррекционно-педагогическая деятельность - планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения несовершеннолетних, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум.

Коррекционно-педагогическая деятельность строится в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами.

Стратегическими направлениями коррекционно-педагогической деятельности выступают:

  • Корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами – «терапия средой»;

  • Специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность);

  • Целенаправленный отбор культурно- массовых и оздоровительных мероприятий;

  • Психогигиена общения и семейного воспитания.

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная работа - совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

Коррекционно-развивающее обучение - система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Компенсация - сложный процесс перестройки или замещения нарушенных, или недоразвитых функций организма.

Школьная адаптация - процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам, требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Школьная дезадаптация - результат нарушения процесса адаптации.

Профилактика - система специальных и общепедагогических мер, направленных на предупреждение возникновения недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Социальная реабилитация - процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность, адекватные взаимоотношения со сверстниками.