Файл: 1 Основные международные организации вто, ес, нато, оон.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. До этого все указанные страны за исключением Узбекистана были участницами «Шанхайской пятёрки» - политического объединения, основанного на Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы (Шанхай, 1996) и Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы (Москва, 1997). Два этих документа заложили механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, способствовали установлению поистине партнёрских отношений. После включения в организацию Узбекистана (2001) «пятёрка» стала «шестёркой» и была переименована в ШОС.

Задачи Шанхайской организации сотрудничества первоначально лежали в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, которая вступила в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы организации, её структуру и основные направления деятельности. Кроме того, в 2006 году были анонсированы планы ШОС по борьбе с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, а в 2008 году - активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств государств-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе - активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

На заседании Совета глав государств-членов ШОС в Уфе 10 июля 2015 года было принято решение о запуске процедуры приёма новых членов Организации - Индии и Пакистана. Была достигнута договорённость о повышении статус участия в работе ШОС Республики Беларусь до государства-наблюдателя. Кроме того, Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал присоединяются к семье ШОС в качестве партнёров по диалогу.

8-9 июня 2017 года в городе Астане состоялось историческое заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которого статус государства-члена Организации был предоставлен Республике Индия и Исламской Республике Пакистан.


Восемь стран являются государствами-членами ШОС - Республика Индия, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан;

Четыре страны имеют статус государства-наблюдателя при ШОС - Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Исламская Республика Иран, Республика Монголия;

Шесть стран являются партнёрами ШОС по диалогу - Азербайджанская Республика, Республика Армения, Королевство Камбоджа, Федеративная Демократическая Республика Непал, Турецкая Республика, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.

Организация имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине (КНР) и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте (Республика Узбекистан).

Генеральный секретарь и Директор Исполнительного комитета назначаются Советом глав государств сроком на три года. С 1 января 2016 года эти посты занимают соответственно Рашид Кутбиддинович Алимов (Республика Таджикистан) и Евгений Сергеевич Сысоев (Российская Федерация).

В качестве официальных рабочих языков ШОС признаны русский и китайский.

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС)

ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;

  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.
    В рамках ЕАЭС:

  • функционирует внутренний рынок товаров;

  • применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС[1] и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;

  • действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран;

  • осуществляется единое таможенное регулирование;

  • осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).
    В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:


  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;

  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;

  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;

  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;

  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза:

Россия, Кыргызстан, Казахстан, Армения, Беларусь

Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.
2. Роль сырьевых ресурсов.

Проблемы и перспективы экономического развития.
Наличие сырьевых ресурсов предоставляет значительные возможности для развития. Вместе с тем в долгосрочном плане темпы экономического роста в странах, богатых природными ресурсами, как правило, оказываются ниже ожидаемых, поскольку сырьевая рента повышает макроэкономическую волатильность и снижает стимулы к улучшению качества институциональных структур. Чтобы избежать «ресурсной ловушки», такие страны разработали ряд стратегий экономической диверсификации; впрочем, их реализация не всегда была успешной. Ключевой задачей остается совершенствование институтов.
      Экономическое развитие стран, богатых ресурсами, в последние десять лет во многом зависело от характера использования  сырьевого богатства и решения  сопутствующих проблем. С одной  стороны, благодаря доходам от продажи сырья в распоряжении правительств оказались огромные бюджетные ресурсы. С другой — экспорт сырья и рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в добывающие отрасли способствовали масштабному притоку средств в иностранной валюте, что осложнило процесс управления экономикой на макроуровне и обусловило незащищенность этих стран от резких колебаний цен на сырье.
      В долгосрочной перспективе показатели роста стран, богатых ресурсами, нередко оказываются хуже, чем  в более бедных странах со сравнимым исходным уровнем доходов на душу населения. Это привело к возникновению концепции «ресурсного проклятия» в долгосрочном периоде изобилие ресурсов может не столько стимулировать, сколько замедлять экономическое развитие. В статье рассматриваются проблемы экономической политики, с которыми сталкиваются страны — крупные экспортеры сырья на постсоветском пространстве.
 
      Экономическое развитие в странах, богатых природными ресурсами
      В долгосрочном плане темпы роста  определяются темпами накопления капитала, увеличения численности рабочей силы и технологического прогресса. Доходы от природных ресурсов позволяют повысить темпы роста за счет финансирования накопления капитала и создания стимулов для привлечения частных инвестиций, особенно в сектор природных ресурсов. Кроме того, благодаря доходам от сырьевых ресурсов развивающиеся страны могут выбраться из «ловушки отсталости». Если вложения в разработку новых технологий связаны с существенными постоянными издержками, а спрос на продукцию определенного сектора зависит от капиталовложений в других секторах, экономика страны сталкивается с угрозой хронического недофинансирования и низких темпов роста. Имея сырьевые ресурсы, можно резко расширить агрегированный спрос, что приведет к росту инвестиций и позволит выбраться из этой ловушки.
      Но  наличие сырьевых ресурсов может  дестимулировать инвестиции, свести на нет положительный эффект ресурсного богатства и сформировать условия  для возникновения «ресурсного  проклятия». Они проявляются в  двух сферах: накоплении физического и человеческого капитала (особенно в секторах, не связанных с ресурсами) и развитии политических институтов. 
      Зависимость от природных ресурсов — очевидный  источник волатильности макроэкономических показателей. Высокие цены на сырье  вызывают экономический бум, который сменяется спадом при последующем снижении цен . Застраховаться от этих рисков можно, имея развитую финансовую систему (например, поставив погашение государственного долга в зависимость от динамики цен на нефть). Однако в отсутствие развитых финансовых рынков у инвесторов возникают проблемы со страхованием. В результате изменчивость условий внешней конъюнктуры отрицательно сказывается на темпах роста, поскольку хозяйствующие субъекты могут отказаться от проектов в экономической среде.
 
      Волатильность может отрицательно повлиять на процессы накопления человеческого капитала. Поскольку инвестиции в образование носят долгосрочный характер, в условиях, когда спрос на квалифицированную рабочую силу характеризуется повышенной неопределенностью, эти вложения становятся невыгодными, что и наблюдается в странах, богатых ресурсами.
      С волатильностью также связана проблема «голландской болезни» (когда экспорт  природных ресурсов может осуществляться в ущерб развитию обрабатывающего  производства). Инвестиции и потребление, обусловленные доходами от продажи сырья, приводят к повышению стоимости рабочей силы и относительных цен на неторгуемые товары (услуги). Рабочая сила и капитал перетекают в растущие отрасли добычи природных ресурсов, услуг и строительства жилья, что тормозит развитие обрабатывающей промышленности, а значит, и долгосрочный экономический рост.
      Кроме того, «голландская болезнь» может  усилить макроэкономическую волатильность. Если в обрабатывающей промышленности велика отдача от масштаба, то в периоды  повышения цен на ресурсы объем производства будет сокращаться. Но при падении этих цен не наблюдается его соответствующий рост: из-за снижения объемных показателей производительность труда в ней начинает отставать от индикаторов зарубежных стран. В результате конкурентоспособность обрабатывающей промышленности снижается, а восстановить ее трудно по причине потери доли рынка и динамического эффекта масштаба. Как следствие, в условиях снижения обменного курса показатели развития национальной экономики ухудшаются в большей степени, чем в иной ситуации. 
      Несмотря  на неутихающие споры на эту тему, в настоящее время складывается консенсус, базирующийся на результатах  межстрановых сравнительных исследований по проблемам экономического роста: богатые ресурсами страны развиваются менее успешно, чем бедные. Воздействие изобилия ресурсов на институты определяется исходными параметрами качества последних. Если оно изначально было низким, ресурсное богатство вредно для институционального развития и, следовательно, для экономического роста. Наоборот, в странах с развитыми институтами изобилие ресурсов не оказывает негативного воздействия на темпы экономического развития.