Файл: 1 Основные международные организации вто, ес, нато, оон.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

      Вопрос  о влиянии ресурсной ренты  на институты обсуждается в ряде работ. Показано, что доходы от продажи нефти негативно сказываются на состоянии имущественных прав, корпоративного управления, свободы СМИ, институтов демократии и реформ, улучшающих условия функционирования средних предприятий в отраслях, не связанных с ресурсами. В нестабильных обществах ресурсные доходы могут существенно подрывать социальную сплоченность, увеличивать вероятность гражданских беспорядков и вооруженных конфликтов.
      Дискуссия о «ресурсном проклятии» далека от завершения. Многие результаты межстрановых сравнительных исследований зависят от выборки изучаемых стран и периодов времени. Межстрановые регрессии также не могут разрешить ряд известных методологических проблем. 
      Наличие сырьевых ресурсов создает широкие возможности для финансирования инвестиций, образования и в конечном счете — для экономического роста. Вместе с тем нестабильность цен на ресурсы может вызвать волатильность макроэкономических показателей, что отрицательно сказывается на инвестиционной активности (в том числе и на инвестициях в человеческий капитал), особенно в странах с неразвитыми финансовыми институтами. Но главная проблема заключается в том, что в условиях высокой ресурсной ренты у элит появляется стимул к поиску личной выгоды, а не к созданию институтов с целью поддержать экономический рост.
      Чтобы решить эти проблемы, богатые ресурсами  страны могут обеспечить диверсификацию своих экономик с помощью ряда стратегий: прямые инвестиции в избранные  несырьевые отрасли; инвестиции в инфраструктуру и сферу образования в интересах  развития всех несырьевых отраслей; перераспределение бюджетных доходов для более равномерного доступа населения к ресурсному богатству; развитие финансовой системы и превращение ее в эффективно действующего посредника по привлечению средств, полученных от продажи сырья и из других источников, во все отрасли экономики. Они также могут создавать государственные фонды национального благосостояния для аккумулирования большой части доходов от углеводородов в целях устранения макроэкономической волатильности, защиты ресурсной ренты и обеспечения прозрачности ее использования.

      Институты очень важны для успешной диверсификации экономики, но изобилие ресурсов и недостаточная  степень диверсификации препятствуют их совершенствованию. Как богатые  нефтью страны могут вырваться из порочного круга институциональной слабости? В широком смысле меры по диверсификации охватывают не только промышленную политику, но и инструменты финансового развития наряду с контрциклической макроэкономической политикой. В рассматриваемых странах эти аспекты экономической политики в целом реализованы успешно, но, возможно, этого недостаточно, чтобы повлиять на структуру производства.
      Наконец, как показывает опыт создания государственных  фондов национального благосостояния, даже при наличии мощных стимулов к рентоориентированному поведению можно создавать новые институты, обеспечивающие защиту ресурсной ренты и ее более прозрачное использование. Проведению институциональных реформ могут способствовать рост численности среднего класса и развернувшаяся в мире конкуренция между новыми крупными рынками. Существуют и внешние побудительные мотивы для улучшения качества институтов, например Инициатива по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях (EITI), а также антикоррупционное законодательство, действующее на родине иностранных компаний и определяющее их поведение в странах — получателях ПИИ. Процесс создания институтов в богатых ресурсами странах скорее всего будет долгим и трудным, но хочется надеяться — успешным.  

Нефть как важнейший сырьевой ресурс и двигатель экономического развития
Нефть была, есть и в обозримом будущем  останется основным источником первичной  энергии, потребление которой неуклонно  расширяется в связи с дальнейшим развитием мировой экономики. Одновременно растет использование нефти и  нефтепродуктов в качестве сырья для химической промышленности, что, как известно, экономически более оправданно и эффективно по сравнению с прямым энергетическим использованием углеводородов.
Несмотря  на то что в течение последних 30 лет роль мирового рынка нефти в мировой экономике оставалась исключительно высокой, сам рынок вследствие различных геополитических процессов претерпевал практически революционные изменения: трансформировалась его структура, степень либерализации, принципы ценообразования.
Для экономики любой страны нефть является одним из важнейших продуктов, она служит не только сырьем для жидкого моторного топлива, но и источником большого числа ценных химических продуктов. Россия располагает значительными ресурсами нефти - примерно 13% всех мировых запасов нефти.
На начало 21 века нефть остается важнейшим  мировым энергетическим ресурсом и  крупнейшим объектом международной  торговли. Вместе с тем нефть является исчерпаемым ресурсом и по имеющимся  относительно новым прогнозам при  текущем уровне добычи мировая обеспеченность нефтью составляет по крайней мере порядка 40—50 лет. Эти оценки, сделанные в последние 5—10 лет, несравненно более оптимистичные, чем те, что имели место в 50—70 гг. истекшего столетия. Новые представления о степени обеспеченности мировыми запасами нефти обусловлены тем, что вследствие продолжающегося открытия все новых месторождений, а также использования достижений научно-технического прогресса, позволяющих увеличить степень извлекаемости нефти из недр и обеспечивающих возможность добычи нефти из месторождений, расположенных в отдаленных пока еще малоосвоенных районах, а также на мировом шельфе, на обозримую перспективу не предвидится острого дефицита нефти в мире вследствие абсолютного истощения ее геологических запасов. По показателю обеспеченности нефтяными ресурсами лидируют страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Иран), а также Россия.

Мировая добыча нефти неуклонно растет. Лидерство по объемам добычи нефти делят Саудовская Аравия, Россия и США, причем в последние годы из-за истощения природных запасов добыча нефти в США неуклонно снижается. Наиболее высокие темпы прироста добычи нефти в рассматриваемый период отмечены в России, Мексике, Норвегии.
Мировой рынок нефти традиционно характеризуется  высокой степенью монополизации: на 18 крупнейших нефтедобывающих компаний приходится около 60% мировой добычи нефти, причем только 5 из них являются частными компаниями, а остальные — государственные. Характерно при этом, что крупнейшие государственные нефтедобывающие компании имеют, как правило, существенно более высокий уровень обеспеченности нефтяными запасами, тогда как у крупных частных компаний уровень обеспеченности составляет 8—13 лет, который является с их точки зрения экономически более оправданным.
Потребление нефти в мире на протяжении последних 30 лет в абсолютном выражении также неуклонно росло. Крупнейшими потребителями нефти являются США, страны Западной Европы и Япония. При этом следует отметить, что наблюдается постепенное, но неуклонное снижение удельного потребления нефти на единицу ВВП как промышленно развитыми, так и развивающимися странами, вследствие все более интенсивного использования новейших энергосберегающих экологически чистых технологий и увеличения использования других альтернативных источников энергии. В то же время наиболее вероятно, что в обозримую перспективу не предвидится сколько-нибудь существенного падения спроса на нефть за счет использования других углеводородов и альтернативных источников энергии.
Объемы  международной торговли нефтью за последние 30 лет также неуклонно росли, причем вследствие уменьшения собственной  добычи и увеличивающейся потребности импорт нефти в США только за последние 10 лет увеличился более чем на 65%. Крупнейшими мировыми странами-экспортерами являются Саудовская Аравия, Россия, Норвегия, Иран, суммарная доля которых в поставках нефти на мировой рынок составляет чуть менее 40% и в последние годы оставалась практически неизменной.

     Мировой опыт функционирования нефтегазового  комплекса, например, в Норвегии, Великобритании, Саудовской Аравии и других странах, связанных с добычей и последующей  реализацией нефти и газа, показывает и доказывает необходимость активного участия государства в создании условий для его эффективной работы. Непременным условием решения государством стоящих перед ним задач является наличие детально проработанной политики в рассматриваемой сфере экономики. 

     Основополагающими  причинами бума на нефтяном рынке стали возросший спрос на углеводородное сырье, с одной стороны, и ограниченные мощности в добыче нефти (на фоне перебоев с ее поставками) и в нефтепереработке — с другой. При появлении существенного запаса в резервных мощностях добычи нефти и ее переработки влияние спроса и спекулятивных факторов на нефтяные цены будет значительно меньшим, чем сейчас. По аналитиков, в настоящее время формируются предпосылки для реализации именно такого сценария, при котором можно ожидать снижения нефтяных цен в среднесрочной перспективе. При этом рассчитывается на стабилизацию ситуации в Ираке и прекращение эскалации напряженности вокруг ядерной программы Ирана.
     Отставание развития нефтепереработки от растущего спроса на топливо, на взгляд аналитиков, является основной причиной повышения в недавнее  время цен на нефтяном рынке. Но с учетом надвигающегося глобального экономического и финансового кризиса резкое падение цен объяснимо замедлением темпов роста экономики.
     На  сегодняшний день мировые запасы нефти сконцентрированы, в основном, в наиболее нестабильных регионах мира. Как отмечает  Washington ProFile, государства Персидского залива ныне производят примерно 25 % мировой нефти, на их территории находится примерно     75 % всех разведанных месторождений.
     Фактически  ведущие экономики мира - США, Японии, Европы - напрямую зависят от поставок ближневосточной нефти.