Файл: Общая характеристика основных видов мта и технологические характеристики машинных агрегатов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возможность качественно выполнять сельскохозяйственные работы во многом зависит от схемы комплектования МТА. Схемы комплектования МТА зависят от приспособленности трактора к различным видам его соединения с сельскохозяйственными машинами, состава машин, их расположения относительно трактора и друг друга, способа привода рабочих органов в действие. Наиболее распространенные схемы МТА представлены на рисунке.
Элементы МТА и сельскохозяйственной машины можно разделить по назначению на несколько групп: источник энергии — Э, соединительные — Н, технологические — Т, передаточные и исполнительные механизмы — М, транспортирующие — П, обслуживания — О, управления — А, сервиса (удобства) — У, транспортные — Д.
В МТА сельскохозяйственные машины являются технологическими элементами, так как именно они выполняют технологический процесс. В сельскохозяйственной машине технологическими элементами будут являться рабочие органы.
Так как в технологическом процессе участвуют только технологические элементы, то целесообразно уменьшать долю всех других элементов в машине. Долю элементов А, О, У едва ли можно уменьшить в связи со стремлением снизить время на обслуживание, облегчить управление, улучшить условия труда и внедрить автоматизацию и компьютеризацию. Доля и сложность элемента М в машинах, выполненных на основе существующих рабочих органов, существенно уменьшена быть не может, поэтому большие резервы совершенствования заложены в совершенствовании элементов Н и П — соединительных и транспортирующих. Это направление совершенствования МТА привело к изменению его структуры — переходу от использования агрегатов из набора машин с использованием сцепок к использованию комбинированных широкозахватных машин (рис. 1.1, г, д) и модульных комбинированных МТА (рис. 1.1, в).
| |
| |
Тема 3
Энергетические и технологические средства МТА. Технический уровень современных тракторов.
Энергетические средства МТА
Мобильным энергетическим средством (МЭС), ведущим звеном МТА являются трактор, самоходное шасси или универсальное энергетическое средство, а ведомым — сельскохозяйственная машина или набор сельскохозяйственных машин.
Наибольшее распространение как мобильное энергетическое средство получили тракторы, поэтому последующее описание МЭС проводится применительно к трактору. Для эффективного использования МТА необходимо знать особенности устройства трактора, особенно тех его составных частей, которые определяют эффективные схемы его комплектования с сельскохозяйственными машинами и наиболее полного использования их возможностей, т.е. условия работы с наивысшей производительностью и качеством. Поэтому далее большое внимание уделяется назначению и характеристике гидравлической навесной системе, навесного механизма, ВОМ, дополнительного оборудования, особенно кабины, так как от условий работы тракториста в значительной степени зависит эффективное использование МТА.
Чтобы выполнить большое количество разнообразных по своему характеру работ, сельскому хозяйству нужны тракторы различных типов. Совокупность моделей тракторов, выпускаемых для удовлетворения потребностей сельского хозяйства, образует типаж тракторов. Классификационный показатель типажа — тяговый класс. Современный типаж тракторов состоит из тяговых классов, которые различаются значением номинального тягового усилия Pкр, Реализуемое трактором на стерне чернозема или суглинка нормальной влажности и плотности при условии, что буксование движителей не превышает допустимых значений.
В сельскохозяйственном производстве наибольшее применение получили тракторы девяти классов с тяговым усилием 2, 6, 9, 14, 20, 30, 40, 50, 60 кН, которые обозначаются как классы тракторов: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6. Каждый класс содержит одну базовую модель и ее несколько разновидностей (модификаций), которые используют для выполнения различных специальных сельскохозяйственных операций. Модификация представляет собой видоизмененную модель базового трактора, сохраняющую его основные агрегаты, но снабженную видоизмененными агрегатами
и дополнительным оборудованием.
Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по следующим признакам:
по назначению — общего назначения, универсально-пропашные, специализированные;
типу ходовой части — колесные и гусеничные;
типу остова — рамные, полурамные, безрамные.
Технологические средства МТА
К технологическим средствам МТА относятся сельскохозяйственные машины. Они имеют различное устройство в зависимости от вида выполняемой работы.
По назначению машины подразделяют на следующие группы: почвообрабатывающие; посевные и посадочные; для внесения удобрений; защиты растений от вредителей, болезней и сорняков; уборки трав и силосных культур; уборки зерновых колосовых и кукурузы на зерно, крупяных и масличных культур; сахарной свеклы, корнеплодов картофеля и овощей; уборки прядильных и плодово-ягодных культур; послеуборочной обработки зерна.
При существующих рабочих органах структура сельскохозяйственной машины в первую очередь определяется технологическими потоками (потоками обрабатываемого материала).
Технологические потоки (ТП) определяются начальным (до обработки) и конечным (после обработки) расположением материала, а также комплексом воздействий, необходимых для обработки материала, т.е. технологическим процессом машины.
Так как ТП вначале имеют большую массу, то структура машины должна быть такой, чтобы не создавать препятствий для ТП. Поэтому в машине нежелательны резкие изменения направлений ТП, особенно в начале технологического процесса при большой массе и объеме обрабатываемого материала.
Отечественные тракторы и зерноуборочные комбайны несколько уступают импортным по техническому уровню, но более предпочтительны из-за меньшей цены и затрат на эксплуатацию и ремонт. Отечественные почвообрабатывающие, посевные машины, а также машины для защиты растений и внесения удобрений не уступают зарубежным аналогам. Комбайн «Vektor» уже длительное время удовлетворяет европейским
стандартам.
К тому же нормативные затраты на техническое обслуживание (ТО) и ремонт (Р) за рубежом достаточно велики и составляют: по тракторам 80…120%; комбайнам — примерно 80% стоимости новой машины. В Германии фактические затраты на ТО и Р зерноуборочных комбайнов составляют: примерно 8 (при наработке 200 га); 18,4 (при наработке 1 000 га); 28,8 (при наработке 2 000 га); 34,4 евро/га (при наработке 2 500 га).
В Российской Федерации при отсутствии налаженной системы технического сервиса эти затраты по данным ВНИИЭСХ будут в 1,5…2,0 раза больше. Например, в МТС «Зирганская» стоимость запчастей на 100 комбайнов «CASE-236» в первый год работы составила 3,8, во второй — 7% балансовой стоимости. В МТС «Башкирская», «Нива» и «Зирганская» в структуре затрат на уборку урожая расходы соответственно составили: на ТО и Р 18,3; 23,2; 32,5; запчасти — 17,3; 20 и 21%. За три года расход запчастей вырос в указанных МТС в 2,7 … 3,7 раза.
3.3 Технический уровень современных тракторов
Среди выпускаемых тракторов наиболее распространены колесные полноприводные тракторы классической компоновки мощностью двигателя 50…100 кВт. Гусеничные тракторы выпускают в основном мощностью двигателя 40,5…70,0 кВт. Мощность некоторых моделей достигает 500 кВт. Выпускаются также тракторы интегральной схемы различной компоновки; в небольшом количестве выпускаются самоходные шасси.
В устройстве отечественных и зарубежных тракторов используются классические, проверенные временем конструкторские решения: двигатели внутреннего сгорания (с цилиндропоршневой группой), шестеренчатые коробки перемены передач и трансмиссии, колесные и гусеничные движители, гидронавесная системаи стандартная компоновка.
Значительно повышен уровень автоматизации и интеллектуализации тракторов за счет применения электроники. Предлагается даже робот-трактор. Предложена концепция гарантийно-адаптивного управления рабочими процессами МТА для обеспечения заданных агротехнологических показателей. Все это дает возможность повысить надежность тракторов, увеличить производительность МТА и на более высокий уровень поднять качество их работы. Рассматриваются вопросы разработки технологии создания «живых машин», которые будут сочетать положительные качества
живых организмов и технических систем.
Большое распространение на тракторах получили электронные системы управления дозированием топлива, скоростными и нагрузочными режимами работы бесступенчатых коробок перемены передач, независимой подвеской колес, гидронавесной системой, системой гашения колебаний сиденья, выравниванием кабины на склонах.
Иностранные дизельные двигатели имеют удельный расход топлива от 150 до 159 г/л.с.-ч, угар масла от 0,2…0,3%. В иностранных двигателях увеличивают число клапанов, что дает возможность уменьшить расход топлива, особенно на частичных нагрузках и холостом ходу, уменьшить токсичность выхлопных газов, внедряются электронные системы управления подачей топлива.
Применяются муфты сцепления, работающие в масле, многодисковые или в виде гидромуфт, которые по сравнению с «сухими» более износостойки.
Коробки перемены передач (КПП) колесных тракторов малой и средней мощности выполняют только синхронизированными; тракторов большой мощности — с переключением передач под нагрузкой (как и на отечественных) или бесступенчатыми гидрообъемными двухпоточными с электрогидравлическим программируемым переключением передач. Эти КПП имеют большее число ступеней и транспортные скорости у гусеничных тракторов до 30 и у колесных до 40…50 км/ч. На зарубежных тракторах применяются коробки перемены передач с автоматическим переключателем передач как внутри диапазонов, так и между ними. При этом электронная система управления производит автоматическое переключение передач и программирование их выбора в зависимости от режима работы двигателя и нагрузки.