Файл: 1. Абонент я пытался убедить мою партнершу пойти на консультацию, но она не хочет, она считает, что я один во всем виноват.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прежде всего, это поколение является не только пассивным свидетелем, но и активным участником, по крайней мере, четырех революционных социальных сдвигов: (а) предоставления равных возможностей развития всем, невзирая на различия пола (гендерная революция), (б) радикальных изменений в системе образования, которая становится более гибкой и дифференцированной, (в) феномена «глобализации», когда значимое событие, происходящее в самом отдаленном месте земного шара, имеет повсеместный отклик или неожиданное влияние на жизнь других стран мира, (г) информационной революции, связанной с глобальным развитием сетей интерактивной коммуникации.
Явления молодежной субкультуры, подобные «панкам» и «яппи», несомненно, также обладают определенным значением в контексте ее понимания, но в долговременной перспективе они вряд ли могут оказать серьезное влияние, подобное сдвигам, обозначенным выше.
Можно выделить несколько основных черт, присущих современным детям и подросткам. Они являются:
• поколением, обладающим международно признанными правами, о которых заявлено в Декларации прав ребенка, принятой ООН и одобренной большинством стран — членов ООН. Ее основным элементом является признание того, что ребенок обладает всеми гуманитарными правами, присущей ему уникальностью и целостностью в качестве человеческого существа, имеет свои особые нужды и потребности, а также вправе рассчитывать на заботу, поддержку и защиту. Современная молодежь не только пользуется полученными правами, но и активно участвует в их реализации;
• договаривающимся поколением, которое растет в семьях, изменяющих преимущественный стиль воспитания с авторитарного на конвенциональный, и дети принимают непосредственное участие в социализации, обладают равными правами в семье;
• институционализированным поколением, жизнь которого в гораздо большей мере подчинена организованной деятельности (в учреждениях) с широким вовлечением профессионалов в дифференцированное обучение и воспитание;
• поколением личностей, для которого приоритетными становятся не социальные ожидания или давление, все менее ригидные, а индивидуальные решения;
• поколением, обладающим множественным выбором карьеры и сталкивающимся с большей гибкостью будущей профессиональной направленности;
• поколением, на которое работает сфера потребления: дети и молодежь являются весьма важными потребителями многих товаров широкого спроса;
• поколением средств массовой информации: сегодня немалая их часть обслуживает интересы, потребности и увлечения молодых людей.
В довольно стройных рядах подрастающего поколения присутствует изрядная толика тех, кого называют «чужаками», «аутсайдерами», «изгоями» или «козлами отпущения». Они составляют разнообразные группы риска среди молодежи. В силу неблагоприятных социальных условий, семейной дисгармонии или негативных последствий индивидуально-личностных кризисов, их представители обнаруживают нарушения поведения, эмоциональные проблемы, испытывают сложности в общении, демонстрируют слабость эго или его преимущественно нарцистическую направленность, становясь жертвами жестокого обращения со стороны окружающих, «детьми улиц», осваивают делинквентные стереотипы, побеги, бродяжничество или оказываются в зависимости от алкоголя, наркотиков или деструктивных культов. По жизни их ведут родители, предлагающие своим детям различные дисгармоничные формы семейного воспитания (гипер- или гипоопеку, эмоциональное отвержение, жестокое обращение и т.д.), лишающие их, как сказал бы Герман Гессе, «сказочной мудрости детства» — важного приобретения этого периода жизненного цикла, оставляют их равнодушными к традициям прошлых поколений, лишая молодежь исторической перспективы, утрачивают авторитет в качестве фигур воспитания или переживают серьезные трудности в формировании, поддержании и сохранении эм-патических отношений с детьми.
Потенциальным клиентом служб телефонной помощи может стать любой молодой человек, интересующийся информацией, обеспокоенный ситуацией, складывающейся в личной жизни, или происходящими в обществе событиями. Однако основными абонентами детских линий помощи являются как представители разнообразных молодежных групп риска, нуждающихся в силу испытываемых проблем в эмоциональной поддержке, заботе и поощрении потенциальных креативных возможностей, так и их родители, которым дополнительно необходимо тематическое психологическое консультирование. Фокусной группой для телефонного консультирования являются собеседники, переживающие психический кризис. Практика работы детских линий показывает, что довольно много обращений составляют так называемые «телефонные граффити» или «приколы», представляющие собой своего рода визитные карточки особой подростковой субкультуры.
В качестве абонентов служб телефонной помощи дети и подростки обладают теми же правами, что и взрослые. Им оказывается по силам внести в процесс консультирования свое уникальное видение актуальной проблемной ситуации. Без их непосредственного участия ни в коем случае нельзя решить, какой выход из нее является Для них лучшим или наиболее желательным. На практике, однако, существует, по крайней мере, 4 исходных точки зрения консультанта на абонента детской линии.
1. Одни рассматривают абонента детской линии как человека, которому присуща компетентность той или иной степени в разрешении сложных жизненных ситуаций, и поэтому предлагают в ходе консультирования конвенциональный, аналитический, партнерский подход к совладанию с проблемой.
2. Другие, напротив, подобно Джону Локку, считают его tabula rasa («чистой доской» — лат.) и в силу этого занимают позицию Учителя в его жизни.
3. Третьи слышат, прежде всего, абонента, обремененного непосильными тяготами и, естественно, определяют (намеренно или бессознательно) свою позицию как родительскую.
4. Остальные готовы видеть в собеседнике по преимуществу существо чрезмерно любознательное (нередко этим любопытством вызывающее серьезные сомнения в собственном, десятилетиями создаваемом своде знаний и представлений о мире и человеке) или склонное к экспериментированию (нередко представляющемуся несерьезным, необдуманным или рискованным).
Использование активного слушания не только способствует изменениям эмоционального состояния, но и стимулирует развитие эго-идентичности, самооценки и уверенности в собственных силах молодых собеседников. Консультанту следует помнить, что решение, вытекающее из результатов совместной работы, касается конкретного абонента и его жизни. Помимо проработки актуальной проблемной ситуации стоит определить его психологическую готовность к совладанию с событиями ближайшего будущего. В самом общем виде проработка состоит в уточнении того, каковы его знания о природе человеческих отношений (совместной жизни со значимыми людьми, возможностях налаживания продуктивного сотрудничества, приемлемых нормах поведения или ценностях), определении, существуют ли у него своего рода навигационные приборы, то есть способность ориентироваться в океане разнородной, нередко захлестывающей с головой информации и отделять «зерна от плевел» (на психологическом языке — селектировать качество жизни и ее отдельных проявлений).
Среди доминирующих следует выделить: (а) хулиганство {bullying), когда ребенок рассказывает о переживаниях, связанных с фактами словесных оскорблений, угроз физического насилия, запугиваний, вымогательства, издевательского отношения (если ребенка обзывают или дразнят), краж или ограблений со стороны сверстников или более старших в школе или на улице; (б) взаимоотношения в семье, преимущественно конфликты поколений; (в) физическое насилие; (г) беспокойство о других — переживания опасений или тревоги по поводу значимых людей, например их отсутствия; (д) сексуальное насилие; (е) беременность; (ж) беседы о фактах повседневной жизни, в частности развлечениях, досуге, в том числе и так называемые «приколы» примитивно-развлекательного характера.
Абонентов также беспокоят взаимоотношения с друзьями и любимыми, вопросы сексуальности, разводы родителей, различные школьные проблемы, побеги, переживания горя, депрессии и других проблем психического здоровья. Редкими являются обращения в связи с бездомностью, злоупотреблением наркотиками, суицидальными тенденциями и самоповреждениями, одиночеством, СПИДом и др.
Большая часть из отмеченных проблем вызывает у детей и подростков кризисные состояния. Проблемы возникают при психологически трудных или непереносимых (критических) ситуациях и проявляются в форме преходящих состояний психического напряжения, замкнутости, агрессивности, пассивности или эмоциональных расстройств. Критическую ситуацию у детей и подростков может обусловить фрустрация или конфликт.
Фрустрация, как известно, заключается в сильной мотивации достичь цели, удовлетворив потребность, и наличии преграды, препятствующей этому. Фрустрационные барьеры могут быть физическими (детский сад, школа-интернат), биологическими (длительная болезнь, инвалидность), психическими (страх, недостаток компетентности) или социокультурными (родительские правила, запреты учителей). Фрустрация порождает соответствующие формы поведения в виде бесцельного и хаотического двигательного возбуждения, агрессии, апатии, стереотипии — слепого повторения форм фиксированного поведения, регрессии — возвращения к ранним моделям поведения. Такое поведение лишено ориентации на исходную цель, но не является совершенно бессмысленным. Дети дошкольного возраста, прежде всего, страдают из-за утраты безопасности в семье, беззащитности или отрыва от родителей. Позднее возникают переживания неудач в учебе при неспособности освоить школьные навыки, нарушения отношений со сверстниками или угроза здоровью. Степень фрустрации может преувеличиваться детьми и подростками из-за эгоцентрических установок.
Конфликт возникает в условиях столкновения двух или более различных мотивов, целей или ценностей, касающихся нескольких важных сторон жизни человека. Предполагается, что конфликт становится возможным при наличии у субъекта определенной системы ценностей и способности испытывать чувство вины, что является характерным для подросткового возраста. Кризисные состояния подростков обусловлены ролевой спутанностью, «негативной» идентичностью, разочарованием в дружбе, влюбленности или переживаниями, связанными с унижением человеческого достоинства.
Специализированные линии помощи детям по телефону возникли сравнительно недавно. В 1982 г. в США появилась служба «Телефонный Друг» (Phone Friend) при одном из колледжей в штате Пенсильвания, функционировавшая по нескольку часов в день в будние дни для помощи школьникам; в 1983 г. — «Детская Линия» (Kids-line) в Элк Гроув Вилидж, штат Иллинойс, ставшая первой круглосуточной линией эмоциональной поддержки детей, оказавшихся в критической ситуации; в 1984 г.— «Бабушка, пожалуйста» (Grandma Please) в Чикаго, волонтерами которой были пожилые люди, отвечавшие на обращения молодежи по своим домашним телефонам; ее организаторы полагали, что в чувстве одиночества и переживаниях изоляции у стариков и детей много общего.
Со второй половины 1980-х гг. стали развиваться общенациональные телефонные службы детям — «Детская линия» (Childline) в Великобритании (1986), «Телефон помощи детям» (Kids Help Phone) в Канаде, «El Telefono ANAR» в Испании, «Telefono Azzurro» в Италии и других странах. Национальные детские линии функционируют 24 часа в сутки, являются доступными в любой части страны и ежегодно получают каждая от 100 до 200 тысяч обращений детей и взрослых, сочетая телефонную помощь с очным консультированием. В каждой из них работают по нескольку тысяч взрослых волонтеров, предварительно прошедших в течение полугода тренинговое обучение под руководством профессиональных координаторов и супервизоров. Многие телефонные линии предпочитают рекрутировать волонтеров из числа лиц, имеющих психологическое или педагогическое образование.
С конца 1980-х гг. первые телефонные линии помощи детям стали появляться в Восточной Европе: «Молодежные линии» в Вильнюсе, «Телефоны Доверия для Детей и подростков» в Москве и Ленинграде (Институт психотерапии и консультирования «Гармония» впервые в бывшем СССР открыл негосударственный специальный телефон экстренной психологической помощи детям и семье, ставший потом центром организации и объединения Российской Ассоциации Телефонов Экстренной Психологической Помощи), «Подростковая Линия» в Одессе и др.