Файл: Российский менталитет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Общинность. Возникла на основе соборности, под которой понималось единство верующих на основе общей любви к Богу, к правде Божьей, объединявшей их вокруг церкви, сплачивавшей и направлявшей на выполнение общих богоугодных дел. Были в истории России и другие обстоятельства, которые побуждали к единению, сплочению, решению задач «всем миром». Прежде всего — это постоянные разорительные нападения врагов с Запада и Востока. Они заставили наших предков жить не порознь, а вместе, сельской или ремесленной общиной. Монголо-татарское нашествие XII—XV вв. научило русских князей держаться вместе и действовать сообща, что привело в итоге к созданию Российского государства. В этих особенностях бытия лежат глубокие корни перерастания соборности в общинность, в многовековый опыт сельской общины как главной формы крестьянского землепользования, в опыт создания во второй половине XIX в. довольно большого числа коммун, разогнанных в первые годы советской власти. Эти исторические предпосылки способствовали интенсивному развитию солидарности, партнерства, коллективистских чувств и отношений в трудовых коллективах в советское время.

4. Национальная и религиозная толерантность1. Национализм никогда не был присущ русскому народу. История многовекового сосуществования народов многонациональной России побуждала ее граждан к национальной и религиозной толерантности. Православие же изначально воспитывало свою паству в духе единства человечества, всечеловечности и всемирности, уважения других народов, жизни с ними в согласии и мире, и это стало достоянием русского характера. Сейчас мало найдется стран, где в правительстве и среди богатейших людей было бы так много представителей некоренного народа, как в России.

5. Свободомыслие и равенство. Россиянам присуща любовь к свободе и высшее выражение ее — свобода духа. Она выражается в стремлении подвергать испытанию любую ценность не только мыслью, но даже и на опыте. В Западной Европе есть прочно установившиеся правила и формы жизни, поддерживаемые гражданами без сомнений, просто ради сохранения порядка, а у россиян этого нет[4] [5]. Они стараются сначала оценить появляющиеся нормы и только после одобрения принимают к безоговорочному выполнению. Вследствие свободного искания правды и смелой критики ценностей россиянам бывает трудно найти общий язык с оппонентом. Считается, что народ, обладающий такими особенностями, предъявляет высокие требования к государству и управлять им трудно. Во всем этом историки усматривают склонность россиян и к демократии, и к анархизму, что должно учитываться при управлении персоналом.


6. Максимализм. При стремлении к добру, к совершенству и миру выработалась такая черта, как максимализм. «Широта русской души»0 не представляется без этой черты.

7. Широта натуры, даровитость. Доброта, ум, ценность свободы и мира делают российский народ щедрыми.

9. Евразийность.  Данный термин встречается не часто, но именно он характерен в разговоре о русском менталитете. Ф.М. Достоевский, например, писал, что, когда русский увлекается положительными принципами, выработанными Западной Европой, он становится более европейцем, чем сами европейцы — французы, англичане, немцы, потому что свободен от их национальной ограниченности. Даже французы говорят: «Поскребите русского, и вы найдете татарина», и наоборот: «Снимите налет татарского ига, и вы найдете в русском европейца».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российский народ уникален в своей самобытности. Менталитет не сравним ни с одной страной, так как Россия – выдающаяся страна по многим критериям, это и географическое положение, и национальные особенности, красота и доброта россиян. Изучение данного вопроса очень интересное и актуальное. Во мире существуют стереотипы о том, что русские сильные духом, умные, находчивые, я считаю это мнение правильным и разделяю его. Менталитет российского народа включает в себя очень много положительных черт, схожих с менталитетом граждан Западной Европы, но в то же время имеются уникальные черты, и в этом есть определенно плюсы.

Российских граждан объединяет трудолюбие, отзывчивость, широта души, веселые праздники с размахом. Русский философ Николай Лосский обратил внимание, что менталитет русских людей обычно строится на борьбе противоположностей. Прежде всего он отмечал религиозность, которая сочетается с воинствующим атеизмом. По его мысли, русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного, но при этом если они начинают сомневаться в идеале, то способны перейти от сильной богобоязненности и послушания к необузданному бунту.

Среди других противоречивых особенностей русских людей он, как и Ключевский, отмечает страстную силу воли и максимализм, сочетающиеся с леностью и пассивностью. Кроме того, русскому народу присуща свобода духа, искание высших ценностей и склонность к анархии, нигилизму и хулиганству. Также происходит столкновение исконной доброты с необузданной жестокостью. Помимо этого, в русском менталитете есть место даровитости, сатирическому складу ума, склонности к самоуязвлению, отсутствию самодисциплины и чувства меры.



Многое зависит от конкретной личности, но общее представление о российском менталитете такое, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения на данную тему.

Цель данной работы достигнута, указаны основные черты российского менталитета. Для себя во время работы я подчерпнула много новой и полезной информации.

Благодаря исследованиям менталитета определенной страны можно избежать множества проблем, прийти к пониманию, взять для себя положительный пример.

Список используемой литературы

1. Введение в культурологию. /Отв ред. Е.В. Попов. - М.: Владос, 1996.

2. Елисеев А.Л., Тюрин Е.А. Культурология - Орловский государственный технический университет, 1999.

3. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. - СПб, 1996.

4. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. - СПб. 1997.

5. Культурология XX век. Энциклопедия. - СПб: Университетская книга. 1998.