Файл: Наука как социальный институт понятие, признаки, функции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования
Тверской государственный технический университет
Реферат на тему

«Наука как социальный институт: понятие, признаки, функции»

Выполнил студент _________

Шифр_

Специальность, группа _____
Принял __________________


Тверь 2021 г.

Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

1 Особенности и развитие науки……………………………………………..…..5

1.1 Развитие науки как социального института…………...………….……….5

1.2 Характерные черты науки………………………..………………………...8

2 Роль науки в обществе...…………… ……………….……………………..…11

2.1 Наука как особое явление общественной жизни…………………….......11

2.2 Роль науки в современном обществе..…………………………………....12

Заключение……………………………………………………………………….15


Список литературы .17

ВВЕДЕНИЕ
Для полного раскрытия темы необходимо изначально определить, что является социальным институтом. С точки зрения социологии, социальным институтом это относительно устойчивую форму организации социальной жизни, гарантирующую стабильность связей и отношений внутри общества. Основные функции, выполняемые социальным институтом:

- создание возможности для членов института удовлетворить свои потребности и интересы;

- регулировка действия членов общества в рамках социальных отношений;

- обеспечение стабильности общественной жизни;

- обеспечение интеграции стремлений, действий и интересов людей;

- осуществление социального контроля.

Деятельность социального института определяется:

- набор конкретных социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;

- интеграция в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности;

- наличие материальных ресурсов и условий, обеспечивающих успешную реализацию нормативных предложений и осуществление социального контроля.


С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность, их поведение в обществе, обеспечивается стабильность социальной жизни, интегрируются действия и отношения индивидов, достигается сплоченность индивидов. К социальным институтам в сфере культуры относятся наука, искусство.

Целью данной работы является изучение и анализ особенностей науки как социального института.

Для реализации указанной цели была поставлена следующая задачи - выявление и изучены основных особенностей науки как социального института.

Объектом исследования является наука, предметом – особенности науки как социального института.

Наука постоянно совершенствуется, в нее вносится вклад учеными разных областей знаний. Соответственно наука как социальный институт также развивается, под влиянием современных технологий. Поэтому данная тема актуальна всегда.

1 Особенности и развитие науки

    1. Развитие науки как социального института


Наука как социальный институт - это сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение объектов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и законов.

Методы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении исторического развития науки.

В древности научное знание растворилось в системах натурфилософов, в средние века - в практике алхимиков, смешанной с религиозными или философскими взглядами.

Возникновение науки как социального института, связанно с социальной системой, в частности, с эпохой буржуазных революций, давших мощный импульс развития промышленности, торговли, строительства.

Наука как социальный институт возникла в Европе в 16-17 вв. в связи с необходимостью обслуживать зарождающееся капиталистическое производство. В системе общественного разделения труда она должна отвечать за производство теоретических знаний. Наука как социальный институт, включающий не только систему знаний и научной деятельности, но и систему отношений в науке, учреждения.

Одной из важнейших предпосылок становления науки как социального института является системное предоставление образования молодому поколению.

Институционализация науки - это формирование устойчивых паттернов социального взаимодействия
, основанных на обычаях, ритуалах, формализованных правилах, юридических законах. Научная деятельность институционализируется, если она морально и организационно санкционирована государством или если она отражает уже сложившуюся правовую систему.

Процесс институционализации науки - это процесс формирования науки как социального института.

Процесс институционализации науки начался с образования академий. Они в значительной степени включали идеи, высказанные Френсисом Бэконом и Рене Декарт о том, что наука должна быть организована.

Объединившись в сообщество, ученые приняли Устав, в котором сформулированы цели и задачи объединения, принципы деятельности, границы изучаемой территории. Письмо было оценено властями и одобрено. Таким образом, существование общины получило формальную консолидацию в государственной структуре, а вместе с ней и определенный социальный статус. В 17 веке признается социальный статус науки, и таким образом она рождается как новый социальный институт.

В науке существуют научные школы, которые функционируют как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и, как правило, возглавляемая личностью выдающегося ученого. В естествознании есть «классические» научные школы (они возникли из университетов, их деятельность процветала во второй трети XIX века) и современные («дисциплинарные») школы - они возникли в начале XX века в связи с превращением лабораторий и научно-исследовательских институтов в основную форму организации научной работы. Эти школы ослабили обучающие функции и сосредоточились на плановых программах, которые формировались вне самой школы. Когда исследовательская деятельность перестала быть «цементированной» позицией руководителя и научной стратегией, а была направлена ​​только на поставленную цель, «дисциплинарная» научная школа превратилась в научный коллектив.

Следующим шагом в развитии институциональных форм науки стало функционирование исследовательских коллективов на междисциплинарном уровне, что гарантирует появление новых открытий на стыках различных областей знания.

Связь между наукой и экономикой с производством материалов возникла и получила развитие в 19 веке. В первой половине XIX века наука стала формировать особую профессию, преобразование науки как деятельности ученых-любителей в профессию. В конце 19 - начале 20 вв. Исследовательская деятельность стала устойчивой и важной традицией в обществе. В 20 веке появится понятие «научный работник».


Этот процесс начался в конце первой трети XIX века с сочетания исследований и высшего образования, который начался с реформы Берлинского университета. Его принципы были реализованы в создании лабораторий в университете. Ученые начали создавать взрывчатые вещества, имеющие практическое значение, химические удобрения, электрические устройства и, в то же время, продукты научной деятельности были востребованы на рынке. Они стали товаром. Наука заявила о себе на практике, в экономической жизни, вызвала интерес практиков.

Примером может служить лаборатория химика Юстуса фон Либиха, созданная в Гисене в 1825 году. Лаборатория была прибыльной. Но это не было правилом. XIX век характеризовался правилом, согласно которому ученые считали унизительным зарабатывать деньги на своих открытиях. Научные исследования проводились в университетах, а учёным платили деньги за обучение. Заработную плату в науке начали систематически выплачивать в 20 веке.

Во второй половине 19 века образовался научно-исследовательский институт (НИИ).

    1. Характерные черты науки


Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его аспекта: отрасль культуры, способ познания мира, специальный институт.

Как и другие сферы человеческой деятельности, наука имеет свои особенности:

Универсальность - научное знание истинно для всей вселенной в условиях, в которых оно получено человеком. Научные законы действуют повсюду во Вселенной, как закон всемирного тяготения.

Фрагментация - наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; наука разделена на отдельные дисциплины. Каждая наука - это некая проекция на мир, как прожектор, освещающий области интересов ученых в данный момент.

Значимость - научные знания необходимы всем людям; язык науки способствует объединению людей.

Безличность - ни индивидуальные характеристики ученого, ни его национальность, ни место жительства никоим образом не отражаются в конечных результатах научного познания. Например, в законе всемирного тяготения нет ничего от личности Ньютона.

Систематика - наука имеет определенную структуру и не представляет собой бессвязный набор частей.

Незавершённость - хотя научное знание бесконечно растет, оно не может достичь абсолютной истины.

Непрерывность - новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.


Критичность - наука готова подвергать сомнению и пересматривать свои результаты. Внутринаучная критика необходима.

Достоверность - научные выводы проходят проверку на достоверность.

Нахождение вне морали - научные истины морально нейтральны.

Рациональность - приобретение знаний наукой происходит с помощью рациональных процедур.

Чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки через восприятие, и только тогда они считаются достоверными.

Наука характеризуется своими собственными особыми методами и исследовательской структурой, языком и оборудованием. Все это определяет специфику научных исследований и важность науки.

Характерные черты науки позволяют отличить ее от всех других отраслей культуры.

Разница между наукой и мистикой заключается в стремлении не слиться с объектом исследования, а в его теоретическом осмыслении.

Наука отличается от искусства своей рациональностью, которая не останавливается на уровне образов, а доведена до уровня теорий.

В отличие от мифологии, наука стремится не объяснять мир в целом, а формулировать законы развития природы, допускающие эмпирическую проверку.

Наука отличается от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопросы «как?».

Наука отличается от религии тем, что в ней важнее рациональность.

По сравнению с идеологией научные истины общезначимы.

Теоретическим усвоением реальности наука отличается от обычного сознания.

Институционализация науки достигается за счет определенных форм организации, конкретных институтов, традиций, норм, ценностей, идеалов.

  1. Роль науки в обществе


    1. Наука как особое явление общественной жизни

Термин наука используется для обозначения как процесса создания научного знания, так и всей системы знаний, проверенной на практике, которая отражает объективную истину, а также для обозначения определенных областей научного знания определенным наукам. Современная наука - это значительно расширенный набор отдельных дисциплин. Благодаря науке человечество поддерживает взаимодействие с природой, развивает материальное производство. Наука способствует развитию мировоззрения, освобождает людей от предрассудков, расширяет кругозор, улучшает интеллектуальные способности и формирует моральные убеждения.