Файл: Наука как социальный институт понятие, признаки, функции.doc
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 282
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Особенности и развитие науки……………………………………………..…..5
1.1 Развитие науки как социального института…………...………….……….5
1.2 Характерные черты науки………………………..………………………...8
2 Роль науки в обществе...…………… ……………….……………………..…11
2.1 Наука как особое явление общественной жизни…………………….......11
2.2 Роль науки в современном обществе..…………………………………....12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
Тверской государственный технический университет
Реферат на тему
«Наука как социальный институт: понятие, признаки, функции»
Выполнил студент _________
Шифр_
Специальность, группа _____
Принял __________________
Тверь 2021 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Особенности и развитие науки……………………………………………..…..5
1.1 Развитие науки как социального института…………...………….……….5
1.2 Характерные черты науки………………………..………………………...8
2 Роль науки в обществе...…………… ……………….……………………..…11
2.1 Наука как особое явление общественной жизни…………………….......11
2.2 Роль науки в современном обществе..…………………………………....12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы .17
ВВЕДЕНИЕ
Для полного раскрытия темы необходимо изначально определить, что является социальным институтом. С точки зрения социологии, социальным институтом это относительно устойчивую форму организации социальной жизни, гарантирующую стабильность связей и отношений внутри общества. Основные функции, выполняемые социальным институтом:
- создание возможности для членов института удовлетворить свои потребности и интересы;
- регулировка действия членов общества в рамках социальных отношений;
- обеспечение стабильности общественной жизни;
- обеспечение интеграции стремлений, действий и интересов людей;
- осуществление социального контроля.
Деятельность социального института определяется:
- набор конкретных социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;
- интеграция в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности;
- наличие материальных ресурсов и условий, обеспечивающих успешную реализацию нормативных предложений и осуществление социального контроля.
С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность, их поведение в обществе, обеспечивается стабильность социальной жизни, интегрируются действия и отношения индивидов, достигается сплоченность индивидов. К социальным институтам в сфере культуры относятся наука, искусство.
Целью данной работы является изучение и анализ особенностей науки как социального института.
Для реализации указанной цели была поставлена следующая задачи - выявление и изучены основных особенностей науки как социального института.
Объектом исследования является наука, предметом – особенности науки как социального института.
Наука постоянно совершенствуется, в нее вносится вклад учеными разных областей знаний. Соответственно наука как социальный институт также развивается, под влиянием современных технологий. Поэтому данная тема актуальна всегда.
1 Особенности и развитие науки
-
Развитие науки как социального института
Наука как социальный институт - это сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение объектов и процессов природы, общества и мышления, их свойств отношений и законов.
Методы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении исторического развития науки.
В древности научное знание растворилось в системах натурфилософов, в средние века - в практике алхимиков, смешанной с религиозными или философскими взглядами.
Возникновение науки как социального института, связанно с социальной системой, в частности, с эпохой буржуазных революций, давших мощный импульс развития промышленности, торговли, строительства.
Наука как социальный институт возникла в Европе в 16-17 вв. в связи с необходимостью обслуживать зарождающееся капиталистическое производство. В системе общественного разделения труда она должна отвечать за производство теоретических знаний. Наука как социальный институт, включающий не только систему знаний и научной деятельности, но и систему отношений в науке, учреждения.
Одной из важнейших предпосылок становления науки как социального института является системное предоставление образования молодому поколению.
Институционализация науки - это формирование устойчивых паттернов социального взаимодействия
, основанных на обычаях, ритуалах, формализованных правилах, юридических законах. Научная деятельность институционализируется, если она морально и организационно санкционирована государством или если она отражает уже сложившуюся правовую систему.
Процесс институционализации науки - это процесс формирования науки как социального института.
Процесс институционализации науки начался с образования академий. Они в значительной степени включали идеи, высказанные Френсисом Бэконом и Рене Декарт о том, что наука должна быть организована.
Объединившись в сообщество, ученые приняли Устав, в котором сформулированы цели и задачи объединения, принципы деятельности, границы изучаемой территории. Письмо было оценено властями и одобрено. Таким образом, существование общины получило формальную консолидацию в государственной структуре, а вместе с ней и определенный социальный статус. В 17 веке признается социальный статус науки, и таким образом она рождается как новый социальный институт.
В науке существуют научные школы, которые функционируют как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и, как правило, возглавляемая личностью выдающегося ученого. В естествознании есть «классические» научные школы (они возникли из университетов, их деятельность процветала во второй трети XIX века) и современные («дисциплинарные») школы - они возникли в начале XX века в связи с превращением лабораторий и научно-исследовательских институтов в основную форму организации научной работы. Эти школы ослабили обучающие функции и сосредоточились на плановых программах, которые формировались вне самой школы. Когда исследовательская деятельность перестала быть «цементированной» позицией руководителя и научной стратегией, а была направлена только на поставленную цель, «дисциплинарная» научная школа превратилась в научный коллектив.
Следующим шагом в развитии институциональных форм науки стало функционирование исследовательских коллективов на междисциплинарном уровне, что гарантирует появление новых открытий на стыках различных областей знания.
Связь между наукой и экономикой с производством материалов возникла и получила развитие в 19 веке. В первой половине XIX века наука стала формировать особую профессию, преобразование науки как деятельности ученых-любителей в профессию. В конце 19 - начале 20 вв. Исследовательская деятельность стала устойчивой и важной традицией в обществе. В 20 веке появится понятие «научный работник».
Этот процесс начался в конце первой трети XIX века с сочетания исследований и высшего образования, который начался с реформы Берлинского университета. Его принципы были реализованы в создании лабораторий в университете. Ученые начали создавать взрывчатые вещества, имеющие практическое значение, химические удобрения, электрические устройства и, в то же время, продукты научной деятельности были востребованы на рынке. Они стали товаром. Наука заявила о себе на практике, в экономической жизни, вызвала интерес практиков.
Примером может служить лаборатория химика Юстуса фон Либиха, созданная в Гисене в 1825 году. Лаборатория была прибыльной. Но это не было правилом. XIX век характеризовался правилом, согласно которому ученые считали унизительным зарабатывать деньги на своих открытиях. Научные исследования проводились в университетах, а учёным платили деньги за обучение. Заработную плату в науке начали систематически выплачивать в 20 веке.
Во второй половине 19 века образовался научно-исследовательский институт (НИИ).
-
Характерные черты науки
Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его аспекта: отрасль культуры, способ познания мира, специальный институт.
Как и другие сферы человеческой деятельности, наука имеет свои особенности:
Универсальность - научное знание истинно для всей вселенной в условиях, в которых оно получено человеком. Научные законы действуют повсюду во Вселенной, как закон всемирного тяготения.
Фрагментация - наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; наука разделена на отдельные дисциплины. Каждая наука - это некая проекция на мир, как прожектор, освещающий области интересов ученых в данный момент.
Значимость - научные знания необходимы всем людям; язык науки способствует объединению людей.
Безличность - ни индивидуальные характеристики ученого, ни его национальность, ни место жительства никоим образом не отражаются в конечных результатах научного познания. Например, в законе всемирного тяготения нет ничего от личности Ньютона.
Систематика - наука имеет определенную структуру и не представляет собой бессвязный набор частей.
Незавершённость - хотя научное знание бесконечно растет, оно не может достичь абсолютной истины.
Непрерывность - новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.
Критичность - наука готова подвергать сомнению и пересматривать свои результаты. Внутринаучная критика необходима.
Достоверность - научные выводы проходят проверку на достоверность.
Нахождение вне морали - научные истины морально нейтральны.
Рациональность - приобретение знаний наукой происходит с помощью рациональных процедур.
Чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки через восприятие, и только тогда они считаются достоверными.
Наука характеризуется своими собственными особыми методами и исследовательской структурой, языком и оборудованием. Все это определяет специфику научных исследований и важность науки.
Характерные черты науки позволяют отличить ее от всех других отраслей культуры.
Разница между наукой и мистикой заключается в стремлении не слиться с объектом исследования, а в его теоретическом осмыслении.
Наука отличается от искусства своей рациональностью, которая не останавливается на уровне образов, а доведена до уровня теорий.
В отличие от мифологии, наука стремится не объяснять мир в целом, а формулировать законы развития природы, допускающие эмпирическую проверку.
Наука отличается от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопросы «как?».
Наука отличается от религии тем, что в ней важнее рациональность.
По сравнению с идеологией научные истины общезначимы.
Теоретическим усвоением реальности наука отличается от обычного сознания.
Институционализация науки достигается за счет определенных форм организации, конкретных институтов, традиций, норм, ценностей, идеалов.
-
Роль науки в обществе
-
Наука как особое явление общественной жизни
-
Термин наука используется для обозначения как процесса создания научного знания, так и всей системы знаний, проверенной на практике, которая отражает объективную истину, а также для обозначения определенных областей научного знания определенным наукам. Современная наука - это значительно расширенный набор отдельных дисциплин. Благодаря науке человечество поддерживает взаимодействие с природой, развивает материальное производство. Наука способствует развитию мировоззрения, освобождает людей от предрассудков, расширяет кругозор, улучшает интеллектуальные способности и формирует моральные убеждения.