Файл: Наука как социальный институт понятие, признаки, функции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Слово наука буквально означает знание. Наш ум движется от незнания к знанию, от поверхностного знания к более глубокому и широкому. Знания могут быть разными: элементарными, повседневными, донаучными, научными, эмпирическими и теоретическими.

Элементарные знания присущи животным, которые имеют информацию о некоторых свойствах предметов и их простейших отношениях, что является предпосылкой для правильной навигации в окружающем мире. Маленькие дети имеют некоторые знания о повседневной жизни. Каждый в своей жизни получает много эмпирической информации о внешнем мире и о себе. У первобытных народов уже был большой объем знаний в виде полезной информации, передаваемой из поколения в поколение, обычаи, эмпирический опыт, рецепты производства, они много знали и основывали свои навыки на собственных знаниях. Повседневные донаучные и научные знания основаны на практике. Все знания - это истинное отражение вещей. Тем не менее, научное знание сильно отличается от донаучного и повседневного знания. Повседневный опыт обычно сокращается до представления фактов и их описания. Например, моряки очень хорошо владели рычагами, а торговцы - весами.

Научное знание предполагает не только изложение фактов и их описание, но и объяснение фактов, их понимание во всей системе понятий науки. Повседневное познание очень поверхностно определяет, как происходит то или иное событие. Научное знание отвечает на вопросы не только как, но и почему это происходит: сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в видении случайного, необходимого, естественного, индивидуального - и на этой основе воспринимает различные явления, предметы и события,

Существенной чертой научных знаний является их последовательность. Сбор разрозненных знаний, которые не интегрированы в систему, еще не составляет науку. Научные знания основаны на определенных исходных установках, моделях, которые позволяют интегрировать соответствующие знания в одну систему. Знание становится научным, когда целенаправленный сбор фактов и их описание переводятся на уровень их включения в систему понятий, состав теории.

    1. Роль науки в современном обществе

Сегодня, в условиях научно-технической революции, наука все больше раскрывается как социальная сила. Это наиболее очевидно во многих сегодняшних ситуациях, когда научные данные и методы используются для разработки крупномасштабных планов социально-экономического развития. Прямое участие исследователей как носителей опыта и методов в различных областях, в принципе,
необходимо для разработки любой такой программы, которая, как правило, определяет операционные цели многих компаний, учреждений и организаций. Немаловажно и то, что из-за сложности таких планов и программ их подготовка и реализация предполагает взаимодействие социальных, естественных и технических наук.

Двадцатый век стал веком победоносной научной революции. Научно-технический прогресс ускорился во всех развитых странах. Постепенно увеличивалась научная ценность продуктов. Технологии изменили способ производства. В середине 20 века производственный метод фабрики стал доминирующим. Во второй половине 20 века автоматизация получила широкое распространение. К концу 20 века были разработаны высокие технологии и продолжился переход к информационной экономике. Все это связано с развитием науки и техники. Это имело несколько последствий. Во-первых, возросли требования к сотрудникам. Они стали требовать отличных знаний и понимания новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилось количество работников умственного труда, исследователей, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, рост благосостояния, вызванный достижениями науки и техники и решением многих насущных проблем общества, заставил массы поверить в способность науки решать человеческие проблемы и улучшать качество жизни. Это новое убеждение отражено во многих областях культурной и социальной мысли. Такие достижения, как освоение космоса, развитие ядерной энергетики, первые успехи в области робототехники привели к убеждению в неизбежности научного, технического и социального прогресса, пробудили надежду на быстрое решение таких проблем, как голод, болезни и другие.

И сегодня можно утверждать, что наука играет важную роль в современном обществе во многих сферах и сферах жизни человека. Несомненно, уровень развития науки может служить одним из основных показателей развития общества, несомненно, это также показатель развития экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного государства.

Функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности очень важны. В качестве примера можно привести экологические проблемы. Быстрый научно-технический прогресс является одной из основных причин, по которым общество и люди могут столкнуться с опасными явлениями, такими как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды и почвы. Следовательно, наука является одним из факторов тех радикальных и далеко небезопасных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Ученые также это понимают. Научные данные играют ключевую роль в определении степени и параметров экологических рисков.


Возрастающая роль науки в общественной жизни приобрела особый статус в современной культуре, появились новые черты взаимодействия с различными слоями общественного сознания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С формированием науки как социального института созрели материальные предпосылки, был создан необходимый интеллектуальный климат и создана соответствующая система мышления. Конечно, даже тогда научные знания не были изолированы от быстро развивающихся технологий, но связь между ними была односторонней. Некоторые из проблем, возникающих при развитии технологий, стали объектом исследования и даже привели к появлению новых научных дисциплин.

Наука выполняет множество функций в современном обществе:

- познавательно-объяснительная;

- мировоззренческая;

- прогностическая.

Используя научные модели, ученые могут показать потенциально опасные тенденции в обществе и дать рекомендации по их преодолению.

Потребности в социальном развитии общества часто являются ключевым фактором при определении исследовательских задач. Они показывают социальный порядок, который общество предоставляет ученым.

Данная тема актуальна, так как от науки зависит благополучие общества в целом. В работе достигнута цель, решены поставленные задачи.

Состояние исследований зависит от материально-технической базы общества, от средств, выделяемых на развитие науки. В Российской Федерации, например, существует серьезная проблема финансирования фундаментальной науки. Между тем именно в этих отраслях научного знания открытия во многом определяют уровень и состояние развития прикладных наук, главной задачей которых является решение актуальных, иногда мгновенных проблем.

Как особая форма общественного сознания наука обладает относительной независимостью.

Список используемой литературы

1. Казарян В.П. Философия науки. Учебное пособие. М.: Макс-пресс, 2003 г.

2. Келле В. Ж. Наука как компонент социальной системы. М.: Наука, 1988 г.

3. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М.: Прогресс, 1981 г.

4. Доброе Г. М. Наука о науке. Начало науковедения. Киев: Наукова Думка, 1989 г.