Файл: Социальная теория и социальная структура.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования
Тверской государственный технический университет

Эссе

на тему «Критический обзор

главы «Самоосуществление пророчества»

в работе Роберта Мертона

«Социальная теория и социальная структура»»


Выполнил студент Захаров О.А.

Шифр 63

Специальность, группа Б.КТМ.18.53
Принял __________________

Тверь 2021 г.

Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

1 Критический обзор главы «Самоосуществление пророчества» ……...……..4

2 Значение труда Мертона для социологии... ………………………………..…8

Заключение……………………………………………………………………….10


Список литературы .11

ВВЕДЕНИЕ
Роберт Кинг Мертон – американский социолог XX века один из самых выдающихся и известных социологов. Роберт Мертон родился в Филадельфии. Семья Мертона - еврейские иммигранты из России. Мертон являлся Профессором Колумбийского университета. С 1957 года Мертон был избран президентом Американской социологической ассоциации.

«Социальная теория и социальная структура» - одна из основных, значительных работ Роберта Мертона в области социологии. Работа была опубликована в 1949 году. Труд признан мировым сообществом, как один из самых значительных работ в социологии XX века. Труд пользуется огромной популярностью, был переведен на 20 языков мира. Благодаря данному труду в социологии появились такие понятия, как явные и скрытные функции, дисфункции социального института, тория среднего уровня, референтная группа «Социальная теория и социальная структура» состоит из 21 главы. В данной работе мы рассмотрим 13 главу под названием «Самоосуществление пророчества».


  1. Критический обзор главы «Самоосуществление пророчества»

В начале 13 главы работы Мертона «Социальная теория и социальная структура» описывается теорема социальных наук, написанная социологом из Америки Уильямом Айзеком Томасом. В теореме Томас излагает свою мысль: «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны своим поведением». Роберт Мертон считает, что теорема Томаса познавательная, имеет много ценной информации, которая применима для объяснения многих процессов,
происходящих в обществе, но также в теореме имеются и много недочетов. Также Мертон считает, что Томас не первый ученый, который начал изучать данную тему.

Первая часть работы содержит информацию о том, что личность не просто реагирует на происходящие события, но и наделяет данное событие смыслом, важным для него. При придании конкретного значения ситуации поведение человека строится исходя из этого.

Так приведен пример для более лучшего понимания мысли автора. В примере описывается ситуация, произошедшая в 1932 году. Картрайт Миллинджвиль являлся руководителем банка, который успешно функционировал. Дела шли хорошо до наступления «черной среды». Появились слухи о банкротстве банка. Хотя Миллинджвиль не знал о теореме Томаса, он понимал, что, не смотря на реальное положение дел, слухи том, что банк - банкрот могут привести к краху учреждения. Так история гибели банка Миллинджвиля под воздействием теоремы Томаса стала социологической притчей, которая дает понимание происходящей ситуации с банками в 1930-х годах.

На происходящие события оказывают влияние то, каким образом вначале на них отреагировал человек, то как он их предсказал и каким смыслом наделил. Данная реакция на события встречается только в обществе – в мире людей. В природе таких взаимосвязей нет. Так, например, предсказания по поводу комет не влияют на результат, однако повлияли на ситуацию с банкротством банка Миллинджвиля.

Самоиспол­няющееся пророчество — это неверное представление ситуации, которое способствует новому поведению, превращающее неверные данные в реальность. Так банк Миллинджвиля мог бы успешно существовать, оставаться платежеспособным, но ложные слухи все кардинально изменили. Это превратности социальной логики.

Но, к сожалению, только желания прекратить оценивать ситуацию под воздействием стереотипов мало. Одного решения по борьбе с национализмом и расовыми предрассудками мало, например, если предпринимать меры и организовывать «просветительские компании» это не даст результат, нужен комплекс решений. В сознании американцев есть твердые убеждения в том, что просвещение решит все социальные проблемы. Но это не так, это не более, чем иллюзия. Просвещение может способствовать искоренению расовых предрассудков, но должен быть разработан комплекс решений для изменения ситуации.



Для того, чтобы было понимание почему проведение просвети­тельских компаний не решит социальные проблемы, в том числе национализм, нужно представлять, как работает стереотип о воздействии «своих» и «чужих» людей в обществе. Люди чем-либо отличающиеся или вызывающие негативную реакцию становятся «чужими». В группу «своих» приписываются люди, принадлежащие к той же группе, что и те люди, которые туда их отнесли. «Свои» люди как правило вызывают позитивную реакцию, не критикуются. «Свои» оказываются правы в любой ситуации, «чужие» же всегда виноваты.

Одни и те же поступки по-разному трактуются в обществе, зависят от того, кто их сделал: «свой» или «чужой». Например, при ситуации, когда Линкольн трудится до глубокой ночи - это позволяет охарактеризовать его как трудолюбивого человека, который хочет раскрыть свои способности на максимум. При той же ситуации, но в которой до поздней ночи работают евреи или японцы, их характеризуют как людей с «муравьиным» складом ума, подрывающие устоявшиеся американские стандарты, людей, занимающихся нечестной конкуренцией. Всегда герой из «своей» группы очень хороший человек, тогда как человек из «чужой» группы наделен худшими чертами. В ситуации, когда Линкольн не считал верными нормы провинциальной общины, в которую он входил, это характеризовало его как незаурядного человека, когда же подобную критику высказывали представители «чужой» группы все воспринималось негативно.

Но важно осознавать, что не все «свои» хорошие, не все «чужие» плохие. Во всех людях есть хорошие и отрицательные качества, нельзя судить о людях исходя из национальности, расы. Часто происходят ситуации, когда «чужим» мешают осуществлять полноценно их деятельность, например, учиться. Это происходит из-за страха, так как осознается, что «чужие» превосходят по многим критериям. Если бы это было не так, то к дискриминации бы не прибегали, давали бы людям равные права и возможности для развития.

Но нельзя думать, что превосходство «чужой» группы всегда верное. Не доказано научно, не подтверждено никаким образом, что, например, евреи или японцы превосходят других людей. Попытки заменить миф о превосходстве арийцев на миф о превосходстве неарийцев, если этого захотят сторонники дискриминации, заранее обречены на провал. Попытка разглашения таких мифов неразумна. В итоге общество должно подойти к тому, что нельзя жить в мире мифа, миф нужно доказывать фактами из реальной жизни. Поэтому разумным поступком является отказ от мифов, приближение к реальности.


Существует много доказательств тому, что самоиспол­ня­ющееся пророчество, которое часто встречается в обществе, можно прекратить. Прекращение возможно при помощи осознанных и спланиро­ванных действий. Одним из доказательств этому является продолжение социоло­гической притчи о банке.

В прошлом столетии в 1920-е годы в то время, когда был расцвет республиканства, закрывалось очень много банков. Закрытие происходило быстро, без громких скандалов. Так в среднем за год закрывалось порядка 635 банков. Во время Великого краха за четыре года до него и четыре года после краха, число банков, которые закрылись уже составляло 2276. Ситуацию изменила Федеральная корпорация, занимающаяся страхованием депозитов. Также во время правления Рузвельта было принято новое законодательство, регулирующее банковские отношения. Тогда ситуация была спасена и количество закрывающихся банков составило всего лишь 28 банков в год. Проведенная реформа хоть и кардинально изменила ситуацию, но не помогла полностью искоренить панику клиентов банка относительно целостности средств. Но в целом ситуация намного улучшилась и у людей больше не было повода для серьезной паники и незапланированного похода в банк, клиенты стали более уверены в стабильности банковской системы, стали волноваться меньше.

Черты людей, которые одобряют национализм, либо имеют расовые предрассудки и негативное отношение к «чужим» не связаны с врожденными психологическими чертами личности. Хотя некоторые психологи строят теории о том, что данные черты характера людей имеются в них изначально - эти теории неверные. Данные черты людей, их поведение формируется под воздействием влияния общества, изменений структуры общества.

Изменения структуры общества происходят всегда под действием каких-либо факторов. Самоиспол­няющееся пророчество, из-за которого страхи превращаются в реальность, осуществляется лишь при отсутствии четкого контроля со стороны институтов. Многие проблемы в социуме могут быть решены только при отказе в слепую веру в судьбу, отказе от паники, а при долгой и усердной работе над общественными проблемами.

Социальные предрассудки и стереотипы, связанные с расами и национальностями, в конечном итоге искоренятся, но это долгий процесс. Данному процессу вполне могла бы помочь не активная борьба с такими предрассудками, не критика и приведение логических аргументов в пользу отказа от стереотипов, а элементарное прекращение поддержки, которую оказывают многие слои населения общества.


При сомнениях во власти человека над собой, над собственной силой воли, над обществом, необходимо вспомнить слова, которые принадлежат Токвилю о том, что все установления, которые существуют в обществе обретают силу лишь от того, что к ним привыкли, их придерживаются, но устройство общества может принимать различную форму, возможности безграничны, но их и не представляют люди, живущие в различных обществах.


  1. Значение труда Мертона для социологии

Труд Мертона, на мой взгляд, очень интересный и познавательный. Несмотря на то, что труд написан в XX веке, он до сих пор не теряет актуальность.

Мнение автора о том, что нужно бороться с национализмом, не судить о людях по их принадлежности к расе или национальности, не выделять «своих» и «чужих» до сих пор особенно актуально. Я поддерживаю автора во мнении, что этнические предрассудки отомрут, но постепенно. На данном этапе ведется политика пресечения национальных конфликтов, люди учатся толерантности, что не может не радовать. Многие специалисты, сталкиваясь с понятием национализм, начиная его изучать сразу вкладывают в данное понятие негативный смысл. К примеру Гюстав Эрве - австрийский и британский философ и социолог выходил за рамки стереотипов, также, как и Мертон осуждал людей, поддерживающих расовые стереотипы и считал, что «Национализм — это «смесь злобности и глупости. Всякий националист — трус. И ему, как трусу, нужна всегда поддержка толпы. Он боится остаться один. И он дурак, потому что верит, что он и ему подобные выше, чем другие». Фридрих Ницше – немецкий философ считал, что «Национализм — это особая форма оглупления, поскольку он отсекает от себя широкий и плодотворный поток европейской культуры, ее, несмотря на весь декаданс, поразительного и очаровывающего богатства».

Я так же считаю, что реакция человека на определенную ситуацию под воздействием своего мировоззрения, придание неверного значения - чаще всего приводит к ложной интерпретации ситуации. Данная проблема стара, но, к сожалению, также до сих пор актуальна. Примером подобной ситуации можно назвать действие мошенников. Так, например, люди в белом халате, выглядящие как врачи звонят в дверь, им открывают, они говорят о внеплановом осмотре жителей дома, если у жильцов отсутствуют сомнения в реальности возникшей ситуации, то ее реальность проявляется в ее последствиях – жильцы пускают в дом мошенников. Нужно прилагать не мало усилий, чтобы абстрагироваться и верно рассматривать происходящую ситуацию. Феномен самоисполняющего пророчества косвенно рассматривался в мифах Древней Греции, но четкой формулировки не получил. Схожее действие с самоисполняющим пророчеством имеет эффект Пигмалеона. С данным эффектом связан один из широко известных экспериментов, который проводили Р. Розенталь и Л. Джекобсон. В данном эксперименте изучалось влияние ожидания учителей на то, какие результаты будут показывать ученики. Учителя заранее владели информацией, что в группе есть способные и неспособные ученики, хотя данная информация была ложной, способности учеников были практически равные. Неверная информация, которую сообщили преподавателям, сказывалась на работе и отношении педагогов к ученикам. Учителя предвзято начинали относится к некоторым ученикам, что мешало им справедливо оценивать их способности. Данный эксперимент показал, как сказываются неверные ожидания, стереотипы на всем процессе. Негативное влияние самоисполняющего пророчества на деятельность было легко доказано.