Файл: До чего доводит депрессия в подростковом возрасте Как с ней бороться.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное Автономное Общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 Октябрьского района г. Саратов».

До чего доводит депрессия в подростковом возрасте?

Как с ней бороться?

Выполнила:

Новицкая Полина 9 «В»

Научный руководитель:

Гущина Анастасия Валериевна

Саратов

2020

Содержание

Введение…………………………………………………….страница 3

Глава1Теоретичкая часть………………………………………………………..страница 4

Глава2Практическа часть………………………………………………………...страница 7

Рекомендации родителям по профилактике депрессивного состояния у подростка…………………………………………………..страница 13

Заключение…………………………………………………..страница 14

Интернет-ресурсы……………………………………..……..страница 16

Введение

Депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Задача данного исследования состоит в изучении специфики и коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте, а также их профилактики.

Объектом моего исследования: подросток

Предмет исследования: до чего доводит депрессия в подростковом возрасте?

Цель: изучить симптомы, последствия и пути профилактики депрессивных состояний подростков.

Задачи:

1)изучить литературу и Интернет-источники по теме;

2)провести анкетирование среди подростков;

3)проанализировать материалы теоретического и практического исследования;

4)разработать рекомендации для обучающихся и родителей по профилактике депрессивных состояний.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, тестирование.

Глава1: Что такое депрессия и её причины.


1.Что такое депрессия?

Депре́ссия (от лат. deprimo «давить <вниз>, подавить») — психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие от жизни (ангедония). Депрессивное настроение в некоторых случаях может быть нормальной временной реакцией на жизненные события, как, например, потеря близкого человека. Депрессия может быть симптомом некоторых физических заболеваний и побочным эффектом некоторых препаратов и лечения; При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

[https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/depression]

[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F]

2.Причины депрессии.

Как и любое заболевание, депрессивное состояние имеет свои симптомы и причины возникновения. Подростки, как и взрослые люди, подвержены депрессии, которая нередко становится фактором психологической инвалидности. Поэтому так важно распознать это заболевание, чтобы вовремя помочь и вернуть школьнику радость жизни. Причины депрессии:

*Конфликт с друзьями;

*Одиночество;

*Проблема с учёбой;

*Конфликты с родителями.

3.Признаки депрессии.

Когда развивается подростковая депрессия, симптомы нарастают постепенно, распространяются преимущественно на эмоциональную и поведенческую сферы жизни. Например, подросток всё чаще и чаще чувствует внутреннюю подавленность, ничего в жизни его не радует, и даже мелкие неудачи становятся причиной для детских слёз и истерик.

Родители должны обратить внимание, что ребёнок чаще уединяется, обижается по пустякам, становится скрытным и неразговорчивым. Другие признаки депрессии у подростков, которые просто «кричат», что душевное состояние ребёнка оставляет желать лучшего:

●потеря интереса к друзьям, увлечениям, хобби;

●болезненная реакция на малейшие неудачи;

●отсутствие настроения и улыбки уже с самого утра;

●всегда мрачное выражение лица.

4. Влияние семьи на подростков.

В течение подросткового возраста у большинства молодых людей и их семей в отношениях происходят взлёты и падения, но, как правило, дети в конце подросткового возраста становятся лучше, потому что становятся более зрелыми. Семейные отношения, как правило, остаются прочными.

Для подростков родители и семья являются источником заботы и эмоциональной поддержки. Большинство подростков по-прежнему хотят проводить время со своими семьями, делиться идеями и получать удовольствие от общения.


Поэтому близкие семейные отношения и поддержка семьи могут снизить рискованное поведение подростков. Они также могут повысить мотивацию вашего ребёнка к обучению в школе и его стремление к успеху в образовании.

Крепкие семейные отношения могут значительно помочь ребёнку-подростку превратиться в хорошо адаптированного к изменениям жизненных условий человека, внимательного и заботливого взрослого.

5.Низкая успеваемость в школе

Многие родители думают, что большинство подростков учёбой интересуются мало. Но чаще всего в глубине души дети тяжело переживают свои неудачи, а виду стараются не показывать. Более того, эти переживания они могут спрятать под маску равнодушия, поэтому и возникает депрессия у подростков.

6.Профилактика депрессии у подростков.

Подростковые депрессивные состояния встречаются довольно часто, поэтому профилактические мероприятия следует применять в воспитательном процессе практически каждого ребенка. Искренние и доброжелательные отношения в семье редко сочетаются с тяжелыми проявлениями депрессии у подростка.

Родителям следует внимательно отслеживать настроение ребенка. При резких перепадах может потребоваться помощь психолога. В этом случае также не стоит ребенка отправлять на лечение к врачу принудительно и при этом заставлять пить таблетки горстями. Во время терапии подросток должен чувствовать поддержку близких людей, поэтому для всей семьи будет лучше воспользоваться услугами семейного психолога, чтобы пройти терапию совместно.

[https://zen.yandex.ru/media/instrukcii/prichiny-i-simptomy-depressii-u-podrostka-pomosc-pri-pervyh-priznakah-podavlennogo-sostoianiia-5db8854addfef600b212872a]

[https://zen.yandex.ru/media/tolkosprosit/10-priznakov-nachinaiusceisia-depressii-5db1c611c05c7100adaad71a]

Глава 2: Практическая часть.

В январе 2020 года мною было проведено практическое исследование на наличие депрессивного состояния у учащихся 9-х классов по опроснику детской депрессии (CDI), М. Ковач. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Цель: выявить депрессию у подростков в возрасте от 14 до 16 лет.

Данный опросник состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует в последнее время.


При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Опросник:

1. Я бываю грустным только иногда 0

Я часто бываю грустный 1

Мне всегда грустно 2

2. У меня никогда ничего не получается 2

Я редко бываю уверен, что у меня что-нибудь получится 1

У меня все получается хорошо 0

3. Я практически все делаю хорошо 0

Я много делю не так 1

Я все делаю неправильно 2

4. Многое приносит мне удовольствие 0

Кое-что доставляет мне радость 1

Меня ничего не радует 2

5. Я плохой всегда 2

Я часто бываю плохим 1

Я редко бываю плохим 0

6. Я редко думаю о том, что со мной может случиться плохое 0

Я беспокоюсь о том, что со мной может случиться что-то плохое 1

Я уверен, что со мной произойдет что-нибудь ужасное 2

7. Я ненавижу себя 2

Я не люблю себя 1

Я себе нравлюсь 0

8. Все плохое происходит в результате моих ошибок 2

Многое плохое происходит в результате моих ошибок 1

Плохое, как правило, происходит не по моей вине 0

9. Я не думаю о том, чтобы покончить с собой 0

Я думаю о самоубийстве, но я не совершу его 1

Я хочу убить себя 2

10. Я плачу каждый день 2

Я часто плачу 1

Я плачу редко 0

11. Я все время испытываю беспокойство 2

Я часто испытываю беспокойство 1

Я редко испытываю беспокойство 0

12 Мне нравится быть с людьми 0

Мне не нравится быть с людьми 1

Мне совсем не хочется быть с людьми 2

13. Я не могу решиться на многое 2

Мне трудно на многое решиться 1

Я легко принимаю решения 0

14. Я выгляжу хорошо 0

Кое-что в моем облике меня не устраивает 1

Я выгляжу уродливо 2

15. Мне все время приходится заставлять себя выполнять школьные задания 2

Мне часто приходится себя заставлять выполнять школьные задания 1

Выполнение школьных заданий для меня не большая проблема 0

16. Я плохо сплю каждую ночь 2

Я часто сплю плохо 1

Я сплю очень хорошо 0

17.. Я редко устаю 0

Я часто устаю 1

Я все время чувствую себя усталым 2

18. В большинстве случаев не хочу есть 2

Я часто не хочу есть 1

Я ем очень хорошо 0

19. Меня не беспокоят боли 0

Меня часто беспокоят боли 1

Меня все время беспокоят боли 2

20. Я не чувствую себя одиноким 0

Я часто чувствую себя одиноким 1

Я всегда чувствую себя одиноким 2

21. Школа никогда не приносит мне удовольствие 2

Иногда школа мне приносит удовольствие 1

Школа часто радует меня 0

22. У меня много друзей 0

У меня есть друзья
, но мне хотелось бы иметь их больше 1

У меня нет друзей 2

23. С моей учебой все в порядке 0

Я учусь не так хорошо, как прежде 1

Сейчас у меня плохие отметки по тем предметам, которые раньше шли хорошо 2

24. Я никогда не стану таким хорошим, как другие ребята 2

Если захочу я смогу стать таким хорошим, как другие 1

Я такой же хороший как другие ребята 0

25. Меня никто по-настоящему не любит 2

Я не уверен в том, что меня кто-нибудь любит 1

Я уверен в том, что меня любят 0

26. Обычно я делаю то, что мне сказали 0

Как правило, я не делаю того, что мне говорят 1

Я никогда не делаю того, что меня просят сделать 2

27. Я чувствую себя одиноким с людьми 2

Я часто радуюсь 1

Я все время радуюсь 0

Ключ:

№ выбор балл

1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27 1 0

2 1

3 2

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 1 2

2 1

3 0

Интерпретация:

0-10 - состояние без депрессии;

11-16 - легкое снижение настроения;

17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.

[https://www.b17.ru/blog/128028/]

Цель: определение уровня депрессии подростков.

В тестировании участвовало 40 человек.



Вывод: На диаграмме в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования.

На диаграмме видно, что больше половине подростков, то есть 53 % не свойственно состояние депрессии. Легкое снижение настроения у 26% подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии. Так же можно заметить, что 21% субдепрессия или маскированная депрессия. Сильной депрессии никого не было выявлено.

[https:/урок.рф/library_kids/depressivnoe_sostoyanie_podrostkov_prichini_i_posle_092235.html]

Рекомендации родителям по профилактике депрессивного состояния у подростка:

Если вы наблюдаете у своего ребенка признаки депрессии, ни в коем случае не пытайтесь давить на него, ругать или обвинять в неспособности взять себя в руки. Если ребенок давно находится в таком состоянии, то подобные действия способны усугубить ситуацию - подросток может уйти из дома или совершить какой-нибудь импульсивный поступок, например, причинить себе вред.

Вспомните, когда это впервые началось. Проанализируйте возможные причины, которые могли привести к развитию депрессии у подростка. Какова была семейная ситуация в тот момент, что происходило в школе, как подросток себя чувствовал? Может быть, на состояние вашего ребенка повлияли резкие изменения в жизни - распад семьи, переезд, смена школы, разрыв с друзьями, болезнь и т.д. Не забывайте, что подросток особенно чутко реагирует на все перемены, и любое серьезное обстоятельство может вызвать у него негативные переживания. Снизьте планку требований к подростку. Возможно, вы считаете, что он должен быть успешным во всех областях, добиваться победы любой ценой, особенно если у вас в семье присутствует установка на достижения. В этом случае депрессия может быть показателем того, что ребенок устал соответствовать вашим ожиданиям, что у него больше нет сил выполнять то, что вы от него требуете. Кроме того, чрезмерное руководство и навязывание родительских планов, целей и ценностей может привести к тому, что подростку не хватит душевных ресурсов для того, чтобы открыть, кто же он на самом деле и чего хочет в жизни.