Файл: До чего доводит депрессия в подростковом возрасте Как с ней бороться.docx
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное Автономное Общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 Октябрьского района г. Саратов».
До чего доводит депрессия в подростковом возрасте?
Как с ней бороться?
Выполнила:
Новицкая Полина 9 «В»
Научный руководитель:
Гущина Анастасия Валериевна
Саратов
2020
Содержание
Введение…………………………………………………….страница 3
Глава1Теоретичкая часть………………………………………………………..страница 4
Глава2Практическа часть………………………………………………………...страница 7
Рекомендации родителям по профилактике депрессивного состояния у подростка…………………………………………………..страница 13
Заключение…………………………………………………..страница 14
Интернет-ресурсы……………………………………..……..страница 16
Введение
Депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Задача данного исследования состоит в изучении специфики и коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте, а также их профилактики.
Объектом моего исследования: подросток
Предмет исследования: до чего доводит депрессия в подростковом возрасте?
Цель: изучить симптомы, последствия и пути профилактики депрессивных состояний подростков.
Задачи:
1)изучить литературу и Интернет-источники по теме;
2)провести анкетирование среди подростков;
3)проанализировать материалы теоретического и практического исследования;
4)разработать рекомендации для обучающихся и родителей по профилактике депрессивных состояний.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, тестирование.
Глава1: Что такое депрессия и её причины.
1.Что такое депрессия?
Депре́ссия (от лат. deprimo «давить <вниз>, подавить») — психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие от жизни (ангедония). Депрессивное настроение в некоторых случаях может быть нормальной временной реакцией на жизненные события, как, например, потеря близкого человека. Депрессия может быть симптомом некоторых физических заболеваний и побочным эффектом некоторых препаратов и лечения; При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.
[https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/depression]
[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F]
2.Причины депрессии.
Как и любое заболевание, депрессивное состояние имеет свои симптомы и причины возникновения. Подростки, как и взрослые люди, подвержены депрессии, которая нередко становится фактором психологической инвалидности. Поэтому так важно распознать это заболевание, чтобы вовремя помочь и вернуть школьнику радость жизни. Причины депрессии:
*Конфликт с друзьями;
*Одиночество;
*Проблема с учёбой;
*Конфликты с родителями.
3.Признаки депрессии.
Когда развивается подростковая депрессия, симптомы нарастают постепенно, распространяются преимущественно на эмоциональную и поведенческую сферы жизни. Например, подросток всё чаще и чаще чувствует внутреннюю подавленность, ничего в жизни его не радует, и даже мелкие неудачи становятся причиной для детских слёз и истерик.
Родители должны обратить внимание, что ребёнок чаще уединяется, обижается по пустякам, становится скрытным и неразговорчивым. Другие признаки депрессии у подростков, которые просто «кричат», что душевное состояние ребёнка оставляет желать лучшего:
●потеря интереса к друзьям, увлечениям, хобби;
●болезненная реакция на малейшие неудачи;
●отсутствие настроения и улыбки уже с самого утра;
●всегда мрачное выражение лица.
4. Влияние семьи на подростков.
В течение подросткового возраста у большинства молодых людей и их семей в отношениях происходят взлёты и падения, но, как правило, дети в конце подросткового возраста становятся лучше, потому что становятся более зрелыми. Семейные отношения, как правило, остаются прочными.
Для подростков родители и семья являются источником заботы и эмоциональной поддержки. Большинство подростков по-прежнему хотят проводить время со своими семьями, делиться идеями и получать удовольствие от общения.
Поэтому близкие семейные отношения и поддержка семьи могут снизить рискованное поведение подростков. Они также могут повысить мотивацию вашего ребёнка к обучению в школе и его стремление к успеху в образовании.
Крепкие семейные отношения могут значительно помочь ребёнку-подростку превратиться в хорошо адаптированного к изменениям жизненных условий человека, внимательного и заботливого взрослого.
5.Низкая успеваемость в школе
Многие родители думают, что большинство подростков учёбой интересуются мало. Но чаще всего в глубине души дети тяжело переживают свои неудачи, а виду стараются не показывать. Более того, эти переживания они могут спрятать под маску равнодушия, поэтому и возникает депрессия у подростков.
6.Профилактика депрессии у подростков.
Подростковые депрессивные состояния встречаются довольно часто, поэтому профилактические мероприятия следует применять в воспитательном процессе практически каждого ребенка. Искренние и доброжелательные отношения в семье редко сочетаются с тяжелыми проявлениями депрессии у подростка.
Родителям следует внимательно отслеживать настроение ребенка. При резких перепадах может потребоваться помощь психолога. В этом случае также не стоит ребенка отправлять на лечение к врачу принудительно и при этом заставлять пить таблетки горстями. Во время терапии подросток должен чувствовать поддержку близких людей, поэтому для всей семьи будет лучше воспользоваться услугами семейного психолога, чтобы пройти терапию совместно.
[https://zen.yandex.ru/media/instrukcii/prichiny-i-simptomy-depressii-u-podrostka-pomosc-pri-pervyh-priznakah-podavlennogo-sostoianiia-5db8854addfef600b212872a]
[https://zen.yandex.ru/media/tolkosprosit/10-priznakov-nachinaiusceisia-depressii-5db1c611c05c7100adaad71a]
Глава 2: Практическая часть.
В январе 2020 года мною было проведено практическое исследование на наличие депрессивного состояния у учащихся 9-х классов по опроснику детской депрессии (CDI), М. Ковач. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.
Цель: выявить депрессию у подростков в возрасте от 14 до 16 лет.
Данный опросник состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует в последнее время.
При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.
Опросник:
1. Я бываю грустным только иногда 0
Я часто бываю грустный 1
Мне всегда грустно 2
2. У меня никогда ничего не получается 2
Я редко бываю уверен, что у меня что-нибудь получится 1
У меня все получается хорошо 0
3. Я практически все делаю хорошо 0
Я много делю не так 1
Я все делаю неправильно 2
4. Многое приносит мне удовольствие 0
Кое-что доставляет мне радость 1
Меня ничего не радует 2
5. Я плохой всегда 2
Я часто бываю плохим 1
Я редко бываю плохим 0
6. Я редко думаю о том, что со мной может случиться плохое 0
Я беспокоюсь о том, что со мной может случиться что-то плохое 1
Я уверен, что со мной произойдет что-нибудь ужасное 2
7. Я ненавижу себя 2
Я не люблю себя 1
Я себе нравлюсь 0
8. Все плохое происходит в результате моих ошибок 2
Многое плохое происходит в результате моих ошибок 1
Плохое, как правило, происходит не по моей вине 0
9. Я не думаю о том, чтобы покончить с собой 0
Я думаю о самоубийстве, но я не совершу его 1
Я хочу убить себя 2
10. Я плачу каждый день 2
Я часто плачу 1
Я плачу редко 0
11. Я все время испытываю беспокойство 2
Я часто испытываю беспокойство 1
Я редко испытываю беспокойство 0
12 Мне нравится быть с людьми 0
Мне не нравится быть с людьми 1
Мне совсем не хочется быть с людьми 2
13. Я не могу решиться на многое 2
Мне трудно на многое решиться 1
Я легко принимаю решения 0
14. Я выгляжу хорошо 0
Кое-что в моем облике меня не устраивает 1
Я выгляжу уродливо 2
15. Мне все время приходится заставлять себя выполнять школьные задания 2
Мне часто приходится себя заставлять выполнять школьные задания 1
Выполнение школьных заданий для меня не большая проблема 0
16. Я плохо сплю каждую ночь 2
Я часто сплю плохо 1
Я сплю очень хорошо 0
17.. Я редко устаю 0
Я часто устаю 1
Я все время чувствую себя усталым 2
18. В большинстве случаев не хочу есть 2
Я часто не хочу есть 1
Я ем очень хорошо 0
19. Меня не беспокоят боли 0
Меня часто беспокоят боли 1
Меня все время беспокоят боли 2
20. Я не чувствую себя одиноким 0
Я часто чувствую себя одиноким 1
Я всегда чувствую себя одиноким 2
21. Школа никогда не приносит мне удовольствие 2
Иногда школа мне приносит удовольствие 1
Школа часто радует меня 0
22. У меня много друзей 0
У меня есть друзья
, но мне хотелось бы иметь их больше 1
У меня нет друзей 2
23. С моей учебой все в порядке 0
Я учусь не так хорошо, как прежде 1
Сейчас у меня плохие отметки по тем предметам, которые раньше шли хорошо 2
24. Я никогда не стану таким хорошим, как другие ребята 2
Если захочу я смогу стать таким хорошим, как другие 1
Я такой же хороший как другие ребята 0
25. Меня никто по-настоящему не любит 2
Я не уверен в том, что меня кто-нибудь любит 1
Я уверен в том, что меня любят 0
26. Обычно я делаю то, что мне сказали 0
Как правило, я не делаю того, что мне говорят 1
Я никогда не делаю того, что меня просят сделать 2
27. Я чувствую себя одиноким с людьми 2
Я часто радуюсь 1
Я все время радуюсь 0
Ключ:
№ выбор балл
1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27 1 0
2 1
3 2
2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 1 2
2 1
3 0
Интерпретация:
0-10 - состояние без депрессии;
11-16 - легкое снижение настроения;
17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;
20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.
[https://www.b17.ru/blog/128028/]
Цель: определение уровня депрессии подростков.
В тестировании участвовало 40 человек.
Вывод: На диаграмме в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования.
На диаграмме видно, что больше половине подростков, то есть 53 % не свойственно состояние депрессии. Легкое снижение настроения у 26% подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии. Так же можно заметить, что 21% субдепрессия или маскированная депрессия. Сильной депрессии никого не было выявлено.
[https:/урок.рф/library_kids/depressivnoe_sostoyanie_podrostkov_prichini_i_posle_092235.html]
Рекомендации родителям по профилактике депрессивного состояния у подростка:
Если вы наблюдаете у своего ребенка признаки депрессии, ни в коем случае не пытайтесь давить на него, ругать или обвинять в неспособности взять себя в руки. Если ребенок давно находится в таком состоянии, то подобные действия способны усугубить ситуацию - подросток может уйти из дома или совершить какой-нибудь импульсивный поступок, например, причинить себе вред.
Вспомните, когда это впервые началось. Проанализируйте возможные причины, которые могли привести к развитию депрессии у подростка. Какова была семейная ситуация в тот момент, что происходило в школе, как подросток себя чувствовал? Может быть, на состояние вашего ребенка повлияли резкие изменения в жизни - распад семьи, переезд, смена школы, разрыв с друзьями, болезнь и т.д. Не забывайте, что подросток особенно чутко реагирует на все перемены, и любое серьезное обстоятельство может вызвать у него негативные переживания. Снизьте планку требований к подростку. Возможно, вы считаете, что он должен быть успешным во всех областях, добиваться победы любой ценой, особенно если у вас в семье присутствует установка на достижения. В этом случае депрессия может быть показателем того, что ребенок устал соответствовать вашим ожиданиям, что у него больше нет сил выполнять то, что вы от него требуете. Кроме того, чрезмерное руководство и навязывание родительских планов, целей и ценностей может привести к тому, что подростку не хватит душевных ресурсов для того, чтобы открыть, кто же он на самом деле и чего хочет в жизни.