Файл: Курс лекций дисциплины Безопасность жизнедеятельности Для специальностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 441
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в чьём ведении находятся обороняемые пункты и объекты».
В этом небольшом фрагменте заключены два важных принципиальных положения. Первое – необходимость сочетания активной и пассивной противовоздушной обороны. Второе – привлечение к этой работе местных органов власти и организаций.
Активная ПВО осуществлялась силами и средствами Наркомата по военным и морским делам СССР, а пассивная - силами и средствами гражданских организаций, предприятий и самого населения. Заметим, что только с конца 1932 г. наименование «пассивная ПВО» было заменено наименованием «местная ПВО».
В ноябре 1925 года Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР, несмотря на царящую в стране разруху, нехватку средств, принимает важное постановление «О мерах противовоздушной обороны при новых постройках в 500-километровой приграничной полосе».
Это был первый государственный акт, которым устанавливались нормативные требования по проведению инженерно-технических мероприятий (ИТМ) пассивной противовоздушной обороны. При этом следует заметить, что ИТМ имели целью: защиту населения; обеспечение бесперебойной деятельности городов, населенных пунктов, объектов промышленности, транспорта; ограничение разрушительного эффекта средств поражения; создание условий для быстрой ликвидации последствий авиационных налетов.
Следующим важным шагом по пути укрепления противовоздушной обороны страны явилось постановление Совета труда и обороны (СТО) от 14 мая 1927 года «Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР». Этим постановлением были определены меры по усилению защиты от возможных ударов с воздуха стратегически важных районов страны, аэродромов, сооружений железнодорожного и водного транспорта, средств связи, заводов, фабрик, складов, крупных населенных пунктов.
При этом устанавливался зональный принцип осуществления защитных мероприятий, в соответствии с которым территория страны подразделялась на приграничную угрожаемую зону и тыл. Был утвержден перечень городов, подлежащих активной противовоздушной обороне. Эти города официально получили название пунктов ПВО, которые были утверждены постановлениями СНК и СТО СССР.
Отметим, что зональный принцип защитных мероприятий стал основой для развития в дальнейшем принципа гражданской обороны – дифференцированного подхода к осуществлению ее мероприятий.
1927-1929 годы характеризовались дальнейшим обострением международной обстановки. В этих условиях 11 июня 1928 года Совет труда и обороны СССР принимает постановление «О противовоздушной обороне важнейших пунктов в угрожаемой по воздушным нападениям полосе СССР», предусматривающее в течение пяти лет привести в полную готовность оборону 48 важнейших пунктов ПВО страны.
В этом же году приказом Наркома по военным и морским делам было введено в действие первое Положение о противовоздушной обороне СССР. В нем определялось, что противовоздушная оборона предназначена для защиты страны от воздушных нападений силами и средствами военных и гражданских ведомств и общественных организаций.
В 1929 году впервые были созданы штабы ПВО районов по пассивной обороне, будущие штабы МПВО, а затем и гражданской обороны. Важные в военном и экономическом отношении предприятия получили название объектов ПВО (ВХО). В зависимости от их политической, экономической и военной значимости они делились на две категории. К первой категории были отнесены наиболее крупные промышленные предприятия, электростанции, военные заводы, железнодорожные узлы, базы материально-технического снабжения. Ко второй - менее важные в экономическом отношении заводы, фабрики, сооружения, учреждения. В соответствии с категорией устанавливался объем мероприятий по их защите. Таким образом, была введена категорийность, в дальнейшем получившая название «по гражданской обороне», сыгравшая важную роль в деле совершенствования защиты населения и территорий.
Развитие пассивной обороны настоятельно требовало решения вопросов обучения специалистов - командиров формирований, инструкторов и др. В связи с этим в 1927 году СТО СССР поручил Народному комиссару по военным и морским делам организовать объединенные курсы по подготовке работников воздушно-химической обороны для нужд народных комиссариатов. Первые такие курсы были созданы в Ленинграде в августе 1927 года на базе Военно-химического музея. В следующем году аналогичные курсы начали действовать в ряде других городов.
Таким образом, к концу двадцатых годов проблемы противовоздушной обороны приобрели общегосударственное значение.
В 1929 году во исполнение постановления СНК СССР приказом Реввоенсовета СССР в военных округах создаются управления ПВО, в состав которых включаются службы: инженерная, химической защиты, внутреннего наблюдения и разведки (ВНАР). Несколько позднее (в 1931 году) были образованы также противопожарная, охраны порядка и безопасности, медико-санитарная, ветеринарная и некоторые другие службы. Это было началом рождения будущих служб МПВО, а затем и гражданской обороны.
В начале 1930 года, в соответствии с постановлением Реввоенсовета СССР, впервые развернулась подготовка к разработке плана ПВО страны.
В плане намечалось предусмотреть:
· определение важнейших государственных районов и пунктов, а также мероприятий по их защите;
· мероприятия, обеспечивающие бесперебойную работу промышленности в военное время;
· мероприятия по пассивной (местной) противовоздушной обороне.
Как видно, планом предусматривался ряд конкретных направлений деятельности по защите населения и территорий от нападения противника с воздуха, которые и сегодня являются актуальными, составляющими основу плана гражданской обороны и защиты населения.
Одновременно с осуществлением государственных мер по укреплению противовоздушной обороны страны расширялась общественная деятельность, направленная на подготовку граждан к защите Отечества.Одной из важнейших форм такой деятельности являлись массовые оборонные организации, которые занимались распространением среди трудящихся основ военных знаний и содействием укреплению обороны страны.
Создаются Общество содействия обороне СССР (1920г.),
Общество друзей воздушного флота (1923 г.),
Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности (1924 г.), которые в январе 1927 года были объединены в единое
Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР – Осоавиахим, в ряды которого входили миллионы граждан.
(В настоящее время эти функции призван исполнять ДОСААФ см. Занятие. История военно патриотичекого воспитания России)
В конце 20-х годов в основном были созданы необходимые условия для перехода к новому этапу строительства местной системы противовоздушной обороны, ее законодательному оформлению в самостоятельную государственную систему по защите населения страны от возможных авиационных ударов. Необходимость создания такой системы особенно остро ощущалась в условиях нарастающей угрозы военного нападения на СССР. Важным шагом в этом направлении было создание в 1932 году городских частей ПВО. 11 апреля 1932 года Народным комиссаром по военным и морским делам и Председателем Реввоенсовета СССР было утверждено «Положение о местных частях противовоздушной обороны». В нем указывалось, что местные части ПВО создаются для инженерно-химического оборудования пунктов ПВО и ликвидации последствий нападения с воздуха. По своему предназначению они подразделялись на части внутреннего наблюдения и разведки (ВНАР), связи, дегазации, медико-санитарные, противопожарные, инженерные и автотранспортные. Организационно они состояли из рот, батальонов, полков и бригад. Это было зарождением будущих воинских частей МПВО и войск гражданской обороны. Формировались эти части по планам Штаба РККА по территориальному признаку.
На первом этапе появиласть тенденция к объединению всех мер по противовоздушной и противохимической защите страны в единую общегосударственную систему, что было закреплено Постановлением о противовоздушной обороне СССР, утвержденного Советом Народных Комисаров (СовНарКом) СССР 4 октября 1932 г.
В этот же период были выработаны организационные основы эвакуационных органов, то есть уже с первых шагов наблюдается определенная система в обеспечении защиты населения. Общеизвестная триада «оповещение – защита – оказание помощи» вычерчивалась достаточно четко.
Вопрос 2. МПВО на втором этапе своего развития (1932 – 1941 гг.). Место и роль МПВО в советском военном строительстве накануне войны. Подготовка кадров командно-начальствующего состава; рост массовости мероприятий МПВО технического и организационного характера; силы и средства МПВО, их оперативно-тактические функции.
Вторым этапом развития гражданской обороны (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) стал комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.
4 октября 1932 года постановлением Советом народных комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР».
Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны - основы будущей системы Гражданской обороны СССР.
Учитывая опыт Первой мировой войны, ряда крупных учений, «Положением» предусматривалось основные мероприятия местной ПВО подразделять на подготовительные и боевые.
Подготовительные мероприятия в городах угрожаемой зоны включали: обучение населения способам противовоздушной и противохимической защиты; создание и подготовку на объектах народного хозяйства и в жилых домах специальных формирований МПВО; строительство убежищ, командных пунктов и приспособление для этих целей заглубленных помещений; сооружение вышковых наблюдательных пунктов (ВНП); создание и накопление средств индивидуальной защиты; развитие средств оповещения и связи; дублирование, резервирование, кольцевание и рассредоточение источников и сетей электро-, газо-, водо- и теплоснабжения предприятий.
При введении «угрожаемого положения» на органы МПВО возлагалось: оповещение объектов ПВО и населения об угрозе воздушного нападения противника; маскировка и светомаскировка объектов и пунктов ПВО; снабжение населения противогазами; организация защиты людей, животных, материальных ценностей и уникального оборудования, воды, продуктов питания, фуража; приведение в готовность формирований МПВО; обеспечение порядка и безопасности в населенных пунктах и на объектах; наблюдение за территорией городов.
В случае нападения воздушного противника органы МПВО обязаны были подать сигнал «Воздушная тревога» и обеспечить выполнение запланированных мероприятий.
Во время ликвидации последствий авиационных ударов противника силы МПВО должны заниматься спасением людей, оказавшихся в завалах, горящих зданиях, оказанием пострадавшим медицинской помощи, ликвидацией аварий, расчисткой проходов и проездов, дегазацией техники, одежды и обуви, обезвреживанием неразорвавшихся авиабомб. Спасательные работы в очагах поражения должны были проводиться силами местных частей ПВО и формирований МПВО.
Заметим, однако, что мероприятия МПВО ограничивались только угрожаемой приграничной полосой, т.е. в зоне досягаемости бомбардировочной авиации. На остальной же территории страны подготовка населения к противовоздушной и противохимической защите пока возлагалась на общественные организации, прежде всего, на Осоавиахим, общество Красного Креста и Красного Полумесяца.
Таким образом к концу 20-х – началу 30-х годов в основном сложилась система мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения, объектов народного хозяйства и территорий страны от вооруженного нападения противника, ликвидации последствий его ударов, а также создания наиболее благоприятных условий для работы промышленных предприятий, транспорта, коммунального хозяйства в военное время.
Практически были заложены основы для создания единой системы подготовки населения к защите от воздушного и химического нападения противника.
Завершающим этапом этой работы стало создание в 1932 году местной противовоздушной обороны СССР – государственной организации, решающей задачи защиты населения и территорий при вооруженном нападении противника.
Местная противовоздушная оборона накануне войны (1932–1941 гг.)
В тридцатые годы международная обстановка существенно усложнилась ввиду мирового экономического кризиса, разразившегося в конце 1929 года, и возрастания противоречий между империалистическими странами, увеличилась опасность возникновения новой мировой войны.
В условиях возрастания угрозы возможного военного нападения Правительство СССР было вынуждено принять дополнительные меры по повышению обороноспособности страны, в том числе по усилению защиты её тыла от ударов с воздуха. Большое внимание было уделено совершенствованию системы МПВО и расширению оборонно-массовой работы среди трудящихся. Руководство страны считало, что без соответствующей подготовки населения проблему противовоздушной обороны не решить. Прежде всего, внимание было обращено на подготовку командно-начальствующего состава МПВО, для чего в Ленинграде, Москве и Киеве были созданы курсы МПВО для совершенствования его подготовки.
В этом небольшом фрагменте заключены два важных принципиальных положения. Первое – необходимость сочетания активной и пассивной противовоздушной обороны. Второе – привлечение к этой работе местных органов власти и организаций.
Активная ПВО осуществлялась силами и средствами Наркомата по военным и морским делам СССР, а пассивная - силами и средствами гражданских организаций, предприятий и самого населения. Заметим, что только с конца 1932 г. наименование «пассивная ПВО» было заменено наименованием «местная ПВО».
В ноябре 1925 года Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР, несмотря на царящую в стране разруху, нехватку средств, принимает важное постановление «О мерах противовоздушной обороны при новых постройках в 500-километровой приграничной полосе».
Это был первый государственный акт, которым устанавливались нормативные требования по проведению инженерно-технических мероприятий (ИТМ) пассивной противовоздушной обороны. При этом следует заметить, что ИТМ имели целью: защиту населения; обеспечение бесперебойной деятельности городов, населенных пунктов, объектов промышленности, транспорта; ограничение разрушительного эффекта средств поражения; создание условий для быстрой ликвидации последствий авиационных налетов.
Следующим важным шагом по пути укрепления противовоздушной обороны страны явилось постановление Совета труда и обороны (СТО) от 14 мая 1927 года «Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР». Этим постановлением были определены меры по усилению защиты от возможных ударов с воздуха стратегически важных районов страны, аэродромов, сооружений железнодорожного и водного транспорта, средств связи, заводов, фабрик, складов, крупных населенных пунктов.
При этом устанавливался зональный принцип осуществления защитных мероприятий, в соответствии с которым территория страны подразделялась на приграничную угрожаемую зону и тыл. Был утвержден перечень городов, подлежащих активной противовоздушной обороне. Эти города официально получили название пунктов ПВО, которые были утверждены постановлениями СНК и СТО СССР.
Отметим, что зональный принцип защитных мероприятий стал основой для развития в дальнейшем принципа гражданской обороны – дифференцированного подхода к осуществлению ее мероприятий.
1927-1929 годы характеризовались дальнейшим обострением международной обстановки. В этих условиях 11 июня 1928 года Совет труда и обороны СССР принимает постановление «О противовоздушной обороне важнейших пунктов в угрожаемой по воздушным нападениям полосе СССР», предусматривающее в течение пяти лет привести в полную готовность оборону 48 важнейших пунктов ПВО страны.
В этом же году приказом Наркома по военным и морским делам было введено в действие первое Положение о противовоздушной обороне СССР. В нем определялось, что противовоздушная оборона предназначена для защиты страны от воздушных нападений силами и средствами военных и гражданских ведомств и общественных организаций.
В 1929 году впервые были созданы штабы ПВО районов по пассивной обороне, будущие штабы МПВО, а затем и гражданской обороны. Важные в военном и экономическом отношении предприятия получили название объектов ПВО (ВХО). В зависимости от их политической, экономической и военной значимости они делились на две категории. К первой категории были отнесены наиболее крупные промышленные предприятия, электростанции, военные заводы, железнодорожные узлы, базы материально-технического снабжения. Ко второй - менее важные в экономическом отношении заводы, фабрики, сооружения, учреждения. В соответствии с категорией устанавливался объем мероприятий по их защите. Таким образом, была введена категорийность, в дальнейшем получившая название «по гражданской обороне», сыгравшая важную роль в деле совершенствования защиты населения и территорий.
Развитие пассивной обороны настоятельно требовало решения вопросов обучения специалистов - командиров формирований, инструкторов и др. В связи с этим в 1927 году СТО СССР поручил Народному комиссару по военным и морским делам организовать объединенные курсы по подготовке работников воздушно-химической обороны для нужд народных комиссариатов. Первые такие курсы были созданы в Ленинграде в августе 1927 года на базе Военно-химического музея. В следующем году аналогичные курсы начали действовать в ряде других городов.
Таким образом, к концу двадцатых годов проблемы противовоздушной обороны приобрели общегосударственное значение.
В 1929 году во исполнение постановления СНК СССР приказом Реввоенсовета СССР в военных округах создаются управления ПВО, в состав которых включаются службы: инженерная, химической защиты, внутреннего наблюдения и разведки (ВНАР). Несколько позднее (в 1931 году) были образованы также противопожарная, охраны порядка и безопасности, медико-санитарная, ветеринарная и некоторые другие службы. Это было началом рождения будущих служб МПВО, а затем и гражданской обороны.
В начале 1930 года, в соответствии с постановлением Реввоенсовета СССР, впервые развернулась подготовка к разработке плана ПВО страны.
В плане намечалось предусмотреть:
· определение важнейших государственных районов и пунктов, а также мероприятий по их защите;
· мероприятия, обеспечивающие бесперебойную работу промышленности в военное время;
· мероприятия по пассивной (местной) противовоздушной обороне.
Как видно, планом предусматривался ряд конкретных направлений деятельности по защите населения и территорий от нападения противника с воздуха, которые и сегодня являются актуальными, составляющими основу плана гражданской обороны и защиты населения.
Одновременно с осуществлением государственных мер по укреплению противовоздушной обороны страны расширялась общественная деятельность, направленная на подготовку граждан к защите Отечества.Одной из важнейших форм такой деятельности являлись массовые оборонные организации, которые занимались распространением среди трудящихся основ военных знаний и содействием укреплению обороны страны.
Создаются Общество содействия обороне СССР (1920г.),
Общество друзей воздушного флота (1923 г.),
Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности (1924 г.), которые в январе 1927 года были объединены в единое
Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР – Осоавиахим, в ряды которого входили миллионы граждан.
(В настоящее время эти функции призван исполнять ДОСААФ см. Занятие. История военно патриотичекого воспитания России)
В конце 20-х годов в основном были созданы необходимые условия для перехода к новому этапу строительства местной системы противовоздушной обороны, ее законодательному оформлению в самостоятельную государственную систему по защите населения страны от возможных авиационных ударов. Необходимость создания такой системы особенно остро ощущалась в условиях нарастающей угрозы военного нападения на СССР. Важным шагом в этом направлении было создание в 1932 году городских частей ПВО. 11 апреля 1932 года Народным комиссаром по военным и морским делам и Председателем Реввоенсовета СССР было утверждено «Положение о местных частях противовоздушной обороны». В нем указывалось, что местные части ПВО создаются для инженерно-химического оборудования пунктов ПВО и ликвидации последствий нападения с воздуха. По своему предназначению они подразделялись на части внутреннего наблюдения и разведки (ВНАР), связи, дегазации, медико-санитарные, противопожарные, инженерные и автотранспортные. Организационно они состояли из рот, батальонов, полков и бригад. Это было зарождением будущих воинских частей МПВО и войск гражданской обороны. Формировались эти части по планам Штаба РККА по территориальному признаку.
На первом этапе появиласть тенденция к объединению всех мер по противовоздушной и противохимической защите страны в единую общегосударственную систему, что было закреплено Постановлением о противовоздушной обороне СССР, утвержденного Советом Народных Комисаров (СовНарКом) СССР 4 октября 1932 г.
В этот же период были выработаны организационные основы эвакуационных органов, то есть уже с первых шагов наблюдается определенная система в обеспечении защиты населения. Общеизвестная триада «оповещение – защита – оказание помощи» вычерчивалась достаточно четко.
Вопрос 2. МПВО на втором этапе своего развития (1932 – 1941 гг.). Место и роль МПВО в советском военном строительстве накануне войны. Подготовка кадров командно-начальствующего состава; рост массовости мероприятий МПВО технического и организационного характера; силы и средства МПВО, их оперативно-тактические функции.
Вторым этапом развития гражданской обороны (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) стал комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.
4 октября 1932 года постановлением Советом народных комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР».
Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны - основы будущей системы Гражданской обороны СССР.
Учитывая опыт Первой мировой войны, ряда крупных учений, «Положением» предусматривалось основные мероприятия местной ПВО подразделять на подготовительные и боевые.
Подготовительные мероприятия в городах угрожаемой зоны включали: обучение населения способам противовоздушной и противохимической защиты; создание и подготовку на объектах народного хозяйства и в жилых домах специальных формирований МПВО; строительство убежищ, командных пунктов и приспособление для этих целей заглубленных помещений; сооружение вышковых наблюдательных пунктов (ВНП); создание и накопление средств индивидуальной защиты; развитие средств оповещения и связи; дублирование, резервирование, кольцевание и рассредоточение источников и сетей электро-, газо-, водо- и теплоснабжения предприятий.
При введении «угрожаемого положения» на органы МПВО возлагалось: оповещение объектов ПВО и населения об угрозе воздушного нападения противника; маскировка и светомаскировка объектов и пунктов ПВО; снабжение населения противогазами; организация защиты людей, животных, материальных ценностей и уникального оборудования, воды, продуктов питания, фуража; приведение в готовность формирований МПВО; обеспечение порядка и безопасности в населенных пунктах и на объектах; наблюдение за территорией городов.
В случае нападения воздушного противника органы МПВО обязаны были подать сигнал «Воздушная тревога» и обеспечить выполнение запланированных мероприятий.
Во время ликвидации последствий авиационных ударов противника силы МПВО должны заниматься спасением людей, оказавшихся в завалах, горящих зданиях, оказанием пострадавшим медицинской помощи, ликвидацией аварий, расчисткой проходов и проездов, дегазацией техники, одежды и обуви, обезвреживанием неразорвавшихся авиабомб. Спасательные работы в очагах поражения должны были проводиться силами местных частей ПВО и формирований МПВО.
Заметим, однако, что мероприятия МПВО ограничивались только угрожаемой приграничной полосой, т.е. в зоне досягаемости бомбардировочной авиации. На остальной же территории страны подготовка населения к противовоздушной и противохимической защите пока возлагалась на общественные организации, прежде всего, на Осоавиахим, общество Красного Креста и Красного Полумесяца.
Таким образом к концу 20-х – началу 30-х годов в основном сложилась система мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения, объектов народного хозяйства и территорий страны от вооруженного нападения противника, ликвидации последствий его ударов, а также создания наиболее благоприятных условий для работы промышленных предприятий, транспорта, коммунального хозяйства в военное время.
Практически были заложены основы для создания единой системы подготовки населения к защите от воздушного и химического нападения противника.
Завершающим этапом этой работы стало создание в 1932 году местной противовоздушной обороны СССР – государственной организации, решающей задачи защиты населения и территорий при вооруженном нападении противника.
Местная противовоздушная оборона накануне войны (1932–1941 гг.)
В тридцатые годы международная обстановка существенно усложнилась ввиду мирового экономического кризиса, разразившегося в конце 1929 года, и возрастания противоречий между империалистическими странами, увеличилась опасность возникновения новой мировой войны.
В условиях возрастания угрозы возможного военного нападения Правительство СССР было вынуждено принять дополнительные меры по повышению обороноспособности страны, в том числе по усилению защиты её тыла от ударов с воздуха. Большое внимание было уделено совершенствованию системы МПВО и расширению оборонно-массовой работы среди трудящихся. Руководство страны считало, что без соответствующей подготовки населения проблему противовоздушной обороны не решить. Прежде всего, внимание было обращено на подготовку командно-начальствующего состава МПВО, для чего в Ленинграде, Москве и Киеве были созданы курсы МПВО для совершенствования его подготовки.