Файл: Протокол 7 от 16 февраля 2011 г. Солодуха П. В. Васютина Е. С. Рабочая программа учебной дисциплины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра политической экономии и международных экономических отношений |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий кафедрой П.В.Солодуха Протокол № 7 от «16» февраля 2011 г. |
Солодуха П.В.
Васютина Е.С.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Институциональная экономика
Направление подготовки:
080100.62 - «Экономика» (бакалавр)
Профиль подготовки
«Финансы и кредит»
Степень выпускника: бакалавр
Форма обучения
очная
заочная
Москва
2012
Рабочая программа учебной дисциплины «Институциональная экономика» подготовлена Солодухой П.В. д.э.н.. профессором и Васютиной Е.С., к.э.н., доцентом кафедры политэкономии и международных экономических отношений РГСУ
Рецензенты:
-
Житкова Алевтина Васильевна, к.э.н., профессор кафедры экономической теории и мировой экономики МГЭИ. -
Новичков Виктор Иванович, д.э.н., профессор кафедры политэкономии и международных экономических отношений РГСУ.
Рабочая программа учебной дисциплины «институциональная экономика» утверждена на заседании кафедры политэкономии и международных экономических отношений (Протокол № 6 от «27» января - 2011г.).
-
Цели освоения дисциплины
Целями освоения учебной дисциплины «Институциональная экономика» является приобретение студентами знаний о сущности, содержании институтов и институциональной системе общества в целом, а также основных направлениях ее влияния на эффективность использования ограниченных ресурсов.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование у студентов экономического мышления и высокого уровня экономической культуры;
- усвоение теоретико-методологических основ данной дисциплины;
- понимание роли институциональной системы в хозяйственной жизни общества;
- формирование умения исследовать и давать аргументированную оценку институциональным условиям осуществления социально-экономической политики.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Институциональная экономика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин основной образовательной программы бакалавриата ( Б.3), для направления подготовки 080100.62 – Экономика, профиль «Финансы и кредит».
Дисциплина «Институциональная экономика» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи со всеми дисциплинами профессионального цикла, с дисциплинами «Методы оптимизации», «Методы прогнозирования и принятия решений» базовой части математического и естественнонаучного цикла, с дисциплиной «Компьютерные технологии в профессиональной деятельности» вариативной части математического и естественнонаучного цикла, а также с разделом учебной и производственной практики.
Дисциплина предназначена для студентов, имеющих базовые знания и умения, соответствующие требованиям стандартов основного общего образования по математике, информатике, истории, необходимые для освоения данной дисциплины. В частности, предъявляются следующие требования к «входным» знаниям:
-владение навыками построения графических моделей;
- способность к логическому, аналитическому мышлению;
- умение пользоваться математическим инструментарием в решении прикладных экономических задач;
- владение компьютерными технологиями.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
-
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); -
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); -
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); -
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2); -
способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); -
аналитическая, научно-исследовательская деятельность -
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); -
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); -
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ | - представления о реальной экономической системе, в которой результаты экономической деятельности людей зависят не только от объема экономических ресурсов и технологии их применения, но и от институциональной системы общества, в рамках которой осуществляется данная деятельность; (ОК-1; ПК-1; ПК-2). - структуру и функциях рыночного механизма и границах его влияния на экономическое поведение человека; (ОК-1; ПК-1; ПК-2). - инструменты экономического развития такие как формальные и неформальные нормы и правила, существующие в обществе и ограничивающие поведение одних людей по отношению к другим; (ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3) -базовые понятиями институциональной экономики, такими как институты, трансакции, трансакционные издержки, права собственности и другие; (ОК-1; ПК-1; ПК-2) - различные направления институционализма и их теоретико-методологические подходы к изучению экономических систем; (ОК-1; ПК-1; ПК-2) -основные проблемы современного этапа развития экономической теории и место институциональной теории в ее эволюции. (ОК-1; ПК-1; ПК-2) |
УМЕТЬ | - выделять роль институтов в процессах экономических изменений; (ОК-1; ПК-1; ПК-2) - учитывать трансакционные издержеки при принятии решений; (ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-4) -использовать различные типы контрактов при осуществлении сделок; (ОК-1; ОК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-5) |
ВЛАДЕТЬ | - навыками творческого анализа явлений и процессов экономической действительности; (ОК-1; ОК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6) - методами анализа сути институциональных процессов, происходящих в современной российской и мировой экономике в условиях глобализации(ОК-1; ОК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-3) |
Быть компетентным | -в основных элементах институционального анализа социально-экономических процессов и явлений; (ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4) -в выявлении и оценке трансакционных издержек(ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4 ПК-5.) |
-
Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 108 часов.
Аудиторные занятия 48 часов, в том числе интерактивных занятий 16 часов.
Самостоятельная работа 60 часов.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Контрольные мероприятия | ||||||||||||
Всего | Самостоят. работа | Аудиторные занятия | |||||||||||||
Всего | Лекционные | Групповые (семинары, практические) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты | Курсов. раб | Курсов. работа | Контр. точки по мод.-рейтинг. системе | Зачет | Экзамен | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1 | Институциональная исследовательская программа в экономической теории | 6 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
2 | Институты и их роль в экономической жизни общества | 8 | 4 | 4 | 2 | 2 | | | | | | кт-1 | | | |
3 | Институциональная система и ее структура | 8 | 4 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | |
4 | Сущность трансакций, их основные формы и значение | 8 | 4 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | |
5 | Трансакционные издержки в экономике | 6 | 2 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | |
6 | Права собственности в институциональной экономике | 6 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
7 | Институциональные изменения как источник развития | 6 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
8 | Институциональное предпринимательство и его особенности | 6 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
9 | Теория контрактов ив институциональной экономике | 6 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
10 | Институциональная теория рынка | 6 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
11 | Институциональные основы теневой экономики | 6 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
12 | Институциональные аспекты формирования рыночной экономики | 6 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
13 | Институциональная природа фирмы | 6 | 2 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | |
14 | Институциональная природа государства | 8 | 4 | 4 | 2 | 2 | | | | | | кт-2 | | | |
15 | Теория общественного выбора | 6 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
16 | Институциональная природа человеческого капитала | 6 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Общая трудоемкость | часы | 104 | 60 | 48 | 32 | 12 | | | | | | | | | |
Вместе с экзаменом (зачетом) | 108 | | | | | | | | | | | 4 | | ||
| З.Е | 3 | | | | | | | | | | | | |
Количество часов по учебному плану
(заочная форма обучения)
Всего 108 часов.
Аудиторные занятия 10 часов, в том числе интерактивных занятий 6 часов.
Самостоятельная работа 94 часа.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Контрольные мероприятия | ||||||||||||
Всего | Самостоят. работа | Аудиторные занятия | |||||||||||||
Всего | Лекционные | Групповые (семинары, практические) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты | Курсов. раб | Курсов. работа | Контр. точки по мод.-рейтинг. системе | Зачет | Экзамен | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1 | Институциональная исследовательская программа в экономической теории | 8 | 6 | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
2 | Институты и их роль в экономической жизни общества | 8 | 6 | 2 | | 2 | | | | | | кт-1 | | | |
3 | Институциональная система и ее структура | 6 | 6 | | | | | | | | | | | | |
4 | Сущность трансакций, их основные формы и значение | 8 | 8 | | | | | | | | | | | | |
5 | Трансакционные издержки в экономике | 6 | 6 | | | | | | | | | | | | |
6 | Права собственности в институциональной экономике | 6 | 6 | | | | | | | | | | | | |
7 | Институциональные изменения как источник развития | 6 | 6 | | | | | | | | | | | | |
8 | Институциональное предпринимательство и его особенности | 6 | 6 | | | | | | | | | | | | |
9 | Теория контрактов ив институциональной экономике | 6 | 6 | | | | | | | | | | | | |
10 | Институциональная теория рынка | 6 | 6 | | | | | | | | | | | | |
11 | Институциональные основы теневой экономики | 6 | 6 | | | | | | | | | | | | |
12 | Институциональные аспекты формирования рыночной экономики | 6 | 6 | | | | | | | | | | | | |
13 | Институциональная природа фирмы | 8 | 4 | 4 | 2 | 2 | | | | | | | | | |
14 | Институциональная природа государства | 6 | 4 | 2 | | 2 | | | | | | кт-2 | | | |
15 | Теория общественного выбора | 6 | 6 | | | | | | | | | | | | |
16 | Институциональная природа человеческого капитала | 6 | 6 | | | | | | | | | | | | |
Общая трудоемкость | часы | 104 | 60 | 10 | 4 | 6 | | | | | | | | | |
Вместе с экзаменом (зачетом) | 108 | | | | | | | | | | | 4 | | ||
| З.Е | 3 | | | | | | | | | | | | |