Файл: Учебнометодический комплекс кгп на пхвсмк уквмк умк экз Дата Система менеджмента качества кгп на пхвсмк уквмк умк стр из утверждаю.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- фармакология, фармакотерапия

-пропедевтика внутренних болезней

- безопасность и качество в оказании неотложной помощи

- основы сестринского дела
Постреквизиты курса
«На выходе» закладываются основы для изучения студентами следующих клинических дисциплин:

- диагностика и лечение

- геронтология

- паллиативная помощь и онкология

- скорая неотложная помощь на уровне ПМСП

- скорая медицинская помощь

- скорая неотложная помощь на уровне стационара

- скорая неотложная помощь на уровне станции скорой медицинской помощи

5. Межпредметные связи
При работе с данным модулем необходимо использовать знания, полученные при изучении смежных дисциплин



Предметы

Вопросы межпредметной связи

1

Анатомия, физиология

Физиологические особенности работы иммунной системы.

АФО щитовидной железы. Гипофиз. Патогенез повышения АД при тиреотоксикозе.

2

Латинский язык в медицине

Латинская терминология

3

Фармакология, фармакотерапия

Фармокинетика и фармодинамика, дозы лекарственных препаратов, правила выписки рецептов, понятие о фармакологическом действии

4

Основы сестринского дела

Наблюдение и уход за пациентами с аллергическими заболеваниями. Измерение АД , пульса при гипо-, гипертиреозе. Определение водного баланса. Измерение температуры тела., измерение АД, пульса Лекарственные средства и способы их применения. Уход за пациентом с заболеванием эндокринной системы. Профилактика осложнений гипо-, гипертиреозе.

5

Пропедевтика внутренних болезней

Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы. Понятие о болезни.

6

Биология

Наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания


7

Основы психологии и коммуникативные навыки


  • Развитие коммуникативных способностей обучающихся;

  • развитие навыков понимания окружающих людей;

  • обобщение полученных знаний по учебной дисциплине




8

Укрепление здоровья и безопасность населения


Понятие « Образ жизни», проблемы в формировании здорового образа жизни

9

Микробиология и вирусология


Профилактика диагностика и лечением инфекционных заболеваний . Изучение различных клиническиех применений микробов для улучшения здоровья.

10

Общая патология


Изучение болезненных процессов и состояний в живом организме

11

Безопасность и качество в оказании неотложной помощи


Современные рекомендации как по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, так и по преподаванию навыков первой помощи.




Студент должен знать:

- Анатомо – физиологические особенности эндокринной системы.

- Определение, этиологию, патогенез, классификацию, клинику, этапы диагностического поиска, лечение заболеваний щитовидной железы и поджелудочной железы (СД), , оказание неотложной помощи при гипер-, гипогликемических комах на догоспитальном этапе.

- Особенности течения заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста СД 1и 2 типа.

- Профилактику заболеваний щитовидной железы и СД, основные принципы ухода за пациентами.

- Роль профилактических кабинетов и центров выявлении и лечении пациентов с заболеваниями щитовидной железы и СД .

- Этико – деонтологические аспекты при общении с пациентами.
Студент должен уметь:

- Провести обследование пациентов и оценить полученные данные, поставить предварительный диагноз, оформить учебную историю болезни.

- Составить план дополнительного обследования, план лечения, наблюдения и ухода за пациентами.

- Оказать неотложную помощь при пищеводном, желудочном кровотечении, выписать рецепты по теме.

- Выполнить врачебные назначения по лечению и уходу за пациентами.

- Уметь применить клиническое мышление при поиске путей решения при неотложных ситуациях.
Студент должен использовать:

- Знания анатомии, физиологии, основ сестринского дела, фармакологии, пропедевтики в клинических дисциплинах, валеологии, профессиональной этики и деонтологии.

- Практические навыки владения медицинскими манипуляциями.

- Отечественные и зарубежные научные публикации, систематические обзоры.

- Специализированные сайты в Интернете.
Студент должен владеть:

- Методами субъективного и объективного обследования пациента.

- Методикой подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям.

- Практическими навыками медицинских манипуляций.

- Правилами оформления и ведения медицинской документации.
Студент должен иметь представление:

- О способах самоконтроля за течением заболеваний щитовидной железы и СД

- О немедикаментозном лечении заболеваний щитовидной железы и СД: ( методике разгрузочно – диетической терапии, эфферентных методах лечения, физиопрофилактических процедурах, лечебно – оздоровительной физкультуре и гимнастике).

- Об организации и проведении занятий лечебно –физкультурных кабинетах.


Методические рекомендации по изучению тематических разделов модуля
Работа по модулю
базируется на знаниях таких дисциплин как, « Нормальная анатомия и физиология», « Фармакология», « Пропедевтика клинических дисциплин», «Валеология», « Профессиональная этика и деонтология», « Основы сестринского дела». Чтобы иметь информацию об этом уровне знаний проводится входной тестовый контроль знаний, который изложен в главе учебного модуля: « Формы и методы контроля знаний».

Приступая к работе с учебным модулем поставьте перед собой задачи, которые Вы должны решить при работе ( с модулем, материалами модуля и по возможности, выберите свой способ обучения).

Для этого в модуле сформулированы цели учебного элемента, определены содержания каждого элемента, даны методические рекомендации студентам по работе с лекционным материалом, тестовым контролем знаний, информационным блоком.

Для получения информации найдите нужный текст и начинайте с ним работать – приступая к работе, поставьте перед собой задачу сначала понять, затем отобрать существенную информацию и запомнить ее.

Большую помощь при осмыслении и запоминании текста окажет его конспектирование.

Выделяйте в тексте все непонятные слова и выражения и выясняйте их значения. Для этого обращайтесь к словарям, справочникам, дополнительной литературе или к преподавателям, которые могут дать нужные разъяснения.

С целью углубления знаний прилагается к учебному модулю блок информационных материалов: « Самоконтроль диеты при язве желудка и 12-перстной кишки», « Лечение рака желудка ».

Для выявления степени овладения содержанием модуля используйте задания выходного контроля блока. « Контроль знаний – этот блок информации содержит тестовые задания различной сложности, ситуационные задачи. К каждому заданию прилагаются эталоны ответов.

Если результаты усвоения окажутся не на должном уровне, необходимо еще раз просмотреть нужный раздел информации.
Методические рекомендации по работе с лекционным материалом

  1. Приступая к изучению лекционного материала, сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.

  2. Вспомните все, что вы уже знаете по этой теме.

  3. Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы.

  4. Попытайтесь насколько это возможно дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.

  5. После этого приступайте к чтению, читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.

  6. Обращайте внимание на непонятные слова и выражения в тексте. Если есть, найдите к ним объяснения в словарях или справочниках, или с вопросом обратитесь к тем, кто это знает.

  7. По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании.

  8. Проверяйте свои предположительные ответы на вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ в тексте, попытайтесь получить не достающие сведения в других источниках.

  9. Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного, обдумайте, в какой части текста выделена главная мысль, и что эту главную мысль поясняет или дополняет.

  10. По ходу чтения составляйте план ( устный или письменный) или конспект текста.

  11. Составляйте схемы, таблицы, отражающие существенные моменты текста.

  12. В случае необходимости делайте выписки.

  13. На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы думайте.

  14. Перескажите текст по плану.

  15. Изучив лекцию, воспользуйтесь материалами расширяющего информационного блока по теме.

  16. Провести уровень знаний по тестовым заданиям и ситуационным задачам. Сравните свои ответы с эталонами.



6. Блок теоретического материала УМК

Информационная часть.



Введение

«...Увидеть можно то, на что смотришь, а оценить увиденное можно только в том случае, если умеешь анализировать...»

Эти слова, произнесенные несколько веков назад Авиценной, без сомнения могут стать эпиграфом для описания синдрома «гипотиреоза». Пожалуй, нет среди всей эндокринной патологии другого такого состояния, при котором настолько часто не возникали бы затруднения на клиническом этапе диагностики.

Полиморфизм проявлений синдрома гипотиреоза, его многочисленные «клинические маски» нередко служат основой для ошибочного диагноза, а иногда и неадекватного лечения.

Пациент с гипотиреозом, особенно не выявленным ранее, может встретиться в практике врача любого профиля, поэтому знать основы диагностики и лечения этого синдрома необходимо, так же как и следует учитывать те особенности, которые имеют место у больного с верифицированным гипотиреозом и каким-либо соматическим заболеванием, требующим специфического медикаментозного вмешательства.

Мы надеемся, что данное руководство будет полезным не только для эндокринологов, но и для практических врачей других специальностей и будем признательны за любые замечания и пожелания, возникшие при его прочтении.

1. Синдром гипотиреоза

1.1.Определение

Г ипотиреозом называется клинический синдром, обусловленный стойким снижением уровнятиреоидныхгормонов в организме.

Синдром гипотиреоза был впервые описан в 1873 году В.Галлом. Существуют возрастные и половые различия в эпидемиологии гипотиреоза.

1.2. Классификация и этиология гипотиреоза

В основе гипотиреоза может лежать множество причин. Различают первичный, вторичный и третичный гипотиреоз.

При первичной форме процесс, приводящий к развитию гипотиреоза, локализуется непосредственно в щитовидной железе (врождённый дефект развития щитовидной железы, уменьшение объёма ее функционирующей ткани после операции/ воспаления, разрушения радиоактивным йодом или опухолью и т.д.). На долю первичного гипотиреоза приходится подавляющее большинство случаев данного синдрома. Если же снижение функции ЩЖ происходит из-за нехватки или отсутствия стимулирующего влияния тиреотропного гормона (ТТГ) или рилизинг-гормона (ТТГ-РГ), то речь идёт о 
вторичном и третичном гипотиреозегипофизарного или гипоталамического генеза, соответственно (в настоящее время эти формы нередко объединяют в одну – вторичный гипотиреоз).

Ниже мы приводим клиническую классификацию синдрома гипотиреоза (таблица 1).

 

Таблица 1. - Классификация гипотиреоза

Первичный гипотиреоз

1. Гипотиреоз, обусловленный нарушением эмбрионального развития ЩЖ (врожденный гипотиреоз)

 

Аплазия

 

Гипоплазия

2. Гипотиреоз, обусловленный уменьшением количества функционирующей ткани щитовидной железы

 

послеоперационный гипотиреоз

 

пострадиационный гипотиреоз

 

гипотиреоз, обусловленный аутоиммунным поражением ЩЖ (аутоиммунный тиреоидит)

 

гипотиреоз, обусловленный вирусным поражением ЩЖ

 

гипотиреоз на фоне новообразований щитовидной железы

3. Гипотиреоз, обусловленный нарушением синтеза тиреоидных гормонов

 

эндемический зоб с гипотиреозом

 

спорадический зоб с гипотиреозом (дефекты биосинтеза гормонов щитовидной железы на различных биосинтетических уровнях)

 

медикаментозный гипотиреоз (прием тиреостатиков и ряда других препаратов)

 

зоб и гипотиреоз/ развившиеся в результате употребления пищи, содержащей зобогенные вещества