Файл: Социальнофилософские идеи Платона.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФАРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Экзаменационная работа 1 семестра

Дисциплина: Философия
Реферат

Тема: Социально-философские идеи Платона

Выполнил(а):

Мищенко Александр Владимирович

(Ф.И.О. студента)

Государственное и муниципальное управление

(направление, группа)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

11.01.2023

(дата)

Омск 2023 г
Введение…………………………………………………………………………3

  1. Биография Платона……………………………………………………....4

  2. Взгляды и утверждения Платона. ……………………………………..7

  3. Утопия идеального государства…………………………………………9

Заключение………………………………………………………………….….16

Список литературы…………………………………………………………….18

Введение
В сегодняшней России, можно наблюдать множество интересных явлений. Примером этого может послужить наша социально-политическая система. В данной системе мы видим переплетение прошлого, настоящего и будущего. Многие пережитки прошлого тормозят развитие нашей страны, не дают нормально развиваться обществу и экономике. Множество законов и моралей создано с расчетом на будущее, но не соответствуют нужному уровню развития, что тоже приводит к разрушению системы. В связи с этими обстоятельствами возникает вопрос об идеальном устройстве государства.

Платон один из немногих философов, который отобразил всю сущность проблемы в своем произведении («Государство»). Его политическая утопия является одним из самых знаменитых произведений в мире. В ней отображаются черты устройства реальных государств античности. Некоторые характеристики государств до сих пор находят свое место в жизни.

Объектом исследования в моей работе Социально-философские идеи Платона

Целью исследования является рассмотрение сущности и противоречий концепции идеального государства Платона. Для этого мне необходимо:

  • рассмотреть сущность философской концепции идеального государства Платона;

  • проанализировать противоречия платоновской теории идеального государственного устройства.

  • сделать вывод, и обосновать свое мнение по данному произведению.




1. Биография Платона.
Платон (427-347 до н.э.) – сын афинского гражданина. Настоящее имя Аристокл. Отец Аристокла, Аристон, происходил из рода последнего афинского царя Кодра и законодателя Солона. Мать Аристокла, Периктиона, как и муж, происходила из рода Солона, была кузиной афинского тирана Крития. Платон был третьим сыном в семье. Прозвище Платон (что означает «широкоплечий») Аристокл получает от своего учителя гимнастики, Аристона из Аргоса. Платон обучается грамоте у Дионисия, занимается также борьбой и живописью, сочиняет трагедии и песни, мечтает стать политиком. В молодости Платон был слушателем кружка сторонника учения Гераклита – Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В целом Платон получает прекрасное для того времени образование. В 20 лет он готовился участвовать в соревновании как автор трагедии и случайно перед театром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал последнюю значительную победу в Перепелонской войне. Существует легенда, что в ночь перед встречей с Платоном Сократ видел во сне лебедя у себя на груди, который потом высоко взлетел. После знакомства с Платоном Сократ воскликнул: «Вот мой лебедь!». Легенда основывается на том, что по древнегреческой мифологии лебедь – птица Аполлона. Платона позже неоднократно сравнивали с Аполлоном, как с богом гармонии. Платон является учеником Сократа 8 лет, до самой смерти учителя.

Платон в молодости интересуется политикой и готовится принимать самое серьезное участие в политической жизни Афин. Осуждение и казнь Сократа вызывают в нем глубокое разочарование в политике. Он сжигает все, что написал, и посвящает себя исключительно философии.

В 399 году до нашей эры – в возрасте примерно 28 лет, после смерти Сократа, Платон вместе с некоторыми другими учениками покидает Афины и отправляется в Мегары, где жил Эвклид – также последователь великого философа. В Мегарах Платон проводит более десяти лет, изредка выезжая в Египет и Кирен.

Примерно в 388 году до нашей эры – Платон возвращается в Афины и принимает активное участие в ее общественной жизни. После возвращения он предпринял первое путешествие в Южную Италию и на Сицилию.


В Сиракузах Платон встречается с тираном Дионисием. К тому времени к нему снова возвращается интерес к политике. Отношения с тираном быстро осложнились, зато в лице его племянника Диона Платон находит единомышленника. Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине представлял крайне реакционное крыло. Платон мечтает сделать из Диона свого достойного ученика, а в будущем превратить его в «философа на троне» (Хочу указать, что еще в это время у Платона появляются мысли об устройстве идеального государства). Возможно, это бы ему удалось. Но Платон оскорбляет Дионисия, заявив, что «не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью». За это Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке его выкупает философ из Мегар Анникерид и он возвращается в Афины.

Все это время Платон активно занимается философией. К сочинениям этого периода относятся так называемые сократические диалоги («Лисид», «Гиппий большой», «Хармид», «Лахет», «Евтифрон» и др.). «Апология Сократа» и диалог «Критон» полностью посвящены воспоминаниям Платона о суде над его учителем.

Платон возвращается в Афины примерно в 386 году до нашей эры . В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время своих странствий он познакомился с Пифагорейской философией, которая в дальнейшем повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же период Платон в саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную философскую школу – Академию, которая становится центром античного идеализма. Вход в Академию украшает надпись «Да не вступит сюда человек, не сведущий в геометрии!», так как Платон кладет в основу своего обучения метод математики. Новая философская школа пользуется популярностью. Платон посвящает своей Академии 20 лет. Из этого периода его жизни сохранилось очень мало произведений. Сразу после основания Академии он пишет диалоги «Горгий» и «Протагор», в которых резко критикует софистическую риторику. 1

Примерно в 370 году до нашей эры – Платон, не переставая интересоваться политикой, создает учение об эйдосах (идеях), которое выразилось в диалогах «Менон», «Пир», «Федр», «Федон». На основе эйдосов Платон разрабатывает утопию идеального государства («Государство»). Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя Сократа. Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написаны в жанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом.



2. Взгляды и утверждения Платона

В своих произведениях Платон говорит об «идеальном» государстве. Эта модель не являлась описанием существующего на тот момент государства, она описывала модель, совершенно новую, т. е Платон предлагал свою идею, утопию, модель государства, которое должно было, по его мнению, возникнуть. В существующих государствах Платона многое не устраивало. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причина порчи общества заключена в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

Тимократия. Власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании.

Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.

Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению "идеального" общественного устройства.

3.Утопия идеального государства

«Государство» - один из наиболее известных диалогов Платона, относящийся к расцвету его деятельности. Создававшееся в течение многих лет "Государство" впитало в себя все стороны учения мыслителя. В нем десять частей, или книг, и множество действующих лиц. Но большей частью все это пассивные слушатели и молчаливые персонажи.


Платон пошел по излюбленному пути: он написал трактат "Государство" в форме диалога своего учителя Сократа с иными лицами: Главконом, Полемархом, Фрасимахом, Кефалом и др. Тем самым он добился сразу двух целей. Во-первых, оживил повествование, придав ему оттенок художественности; во-вторых, ввел сразу ряд героев, допустив возможность высказывания не одного, а сразу нескольких мнений. Диалог проходит в форме спора, в течение которого выявляется истина. Главное лицо этого сочинения Сократ. Форма вопросов и ответов в «Государстве» удобна для Платона как проверка собственных мыслей и теорий. Платон, хоть и пишет от лица своего учителя, выражает он явно свои собственные взгляды относительно государственного устройства.

Что же тогда заставило Платона изложить свои идеи относительно государственного устройства? Ответом на этот вопрос служит изречение Аристотеля: "Намерение отыскать такой государственный строй, который отличался бы от существующих, объясняется не желанием мудрствовать, во что бы то ни стало, а тем, что эти существующие ныне устройства не удовлетворяют своему назначению"

Работа: "Государство" появились во времена смут, когда Греция переживали тяжелые времена. Именно тогда человеческие умы искали выхода из сложившегося положения.2 Платон творил в эпоху заката полисной системы, когда были утеряны основные ее идеалы. Своими работами философ пытался отчасти реанимировать отмирающую структуру, отчасти создать что-то новое.

Тем не менее, Платон своим диалогом, как я думаю, стремился повлиять на умы сограждан, а значит, провести свои идеи в жизнь, сколь бы невообразимо это не казалось. Платон признаёт, что указанный им проект идеального государства труден, но вполне возможен. Подтверждением сказанному служит и то, что Платон трижды бывал на Сицилии, где сотрудничал с тиранами Дионисием Старшим и Младшим и наставлял их с целью создания в Сиракузах модели своего идеального государства.

Платон создал модель аристократического общества. Он характеризует проектируемое идеальное государство как правление лучших и благородных – философов. Но жесткий кастовый строй и полный контроль управленцев над всеми сферами жизни ниженаходящихся классов позволяет охарактеризовать это общество как тоталитарное.

Бросается в глаза отсутствие такого класса, как рабы. Но, тем не менее, Платон выделяет ремесленников, земледельцев, торговцев, так называемый низший класс, смысл существования которого – обслуживать воинов и философов. К тому же, и этот низший класс, и воины должны подчиняться воле философов, превращаясь, таким образом, в пешек государства.