Файл: 1 Состояние российской науки на xviii век.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.2 Физика
Как результат множества исследований, Ломоносов разработал теорию теплоты, предложив молекулярно-кинетическую трактовку тепловых явлений. Проще говоря, объяснил это движением частиц, составляющих материю. На этом основании он предположил возможность существования абсолютного нуля, когда любое движение частиц прекращается.

Основываясь на своей атомно-корпускулярной теории и теории теплоты, он смог объяснить свойства атмосферного воздуха. В частности, он объяснил, почему атмосферный воздух должен быть все более разреженным по мере удаления от земли. А также предположил, что в природе должен существовать предел, при котором воздух не сможет разрежаться далее. К слову, он пришел к выводу о трехслойности атмосферы, что было прорывом для тогдашнего уровня развития науки.

Также Ломоносов занимался изучением природы грозовых разрядов и атмосферного электричества, объяснил причину возникновения электрического разряда в грозовых облаках конвекцией теплого воздуха, поднимающегося от поверхности Земли, и холодного воздуха, спускающегося из верхних слоев атмосферы.

Исследования в области астрономии подтолкнули Ломоносова к мысли усовершенствовать зеркальный телескоп, конструкция которого не менялась со времен Ньютона, для большей точности наблюдений. В итоге, наблюдая 26 мая 1761 года уникальное астрономическое явление прохождения Венеры через солнечный диск, Ломоносов предположил существование атмосферы у поверхности Венеры.

Михаил сумел доказать, что полярное сияние образуется не просто так, а вследствие действия электрической силы. С самого детства, он очень любил наблюдать за красивыми изменениями цвета на небе. В будущем, он же доказал и объяснил почему так происходит. Сейчас, на основе его теории полярное сияние объясняется так: свечение верхних слоев планет. Но только тех планет, которые обладают магнитосферой. Взаимодействуя с заряженными частями солнечного ветра – образуется сияние [5].

3.3 География, геология, минералогия
Знания, полученные в Германии, Ломоносов с успехом применил в России. Так, благодаря ему минералогия и геология начали развиваться как самостоятельные направления. Из его личного вклада стоит отметить работы «О слоях земных» и «Первые основания металлургии или рудных дел».


Интересен его вывод относительно того, что тектонические и вулканические процессы имеют одинаковое происхождение, и именно движение земли является причиной образования рудных полезных ископаемых в почве. Для таких выводов нужны были исследования морских глубин, для чего Ломоносовым был разработан оптический батоскоп. В то же время он считал, что уголь, торф и янтарь имеет органическое происхождение, и примерно просчитал время образования различных полезных ископаемых, исходя из того, что они образованы из уже не живущих не земле видов растений и животных.

Помимо этого, Ломоносов разработал классификацию природных льдов по признаку различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией. И еще Ломоносов предположил, что льды из Арктики постепенно перемещаются в сторону Атлантики. Последующие наблюдения показали, что климат Арктики действительно меняется, а ледовая шапка постепенно тает.

В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Императорской Академии наук и принял личное участие в составлении карт и атласа России. В частности, именно он сделал карту Арктики и просчитал возможность практического использования Северного морского пути [5].


3.4 Механика
Среди многочисленных научных работ замечательного ученого есть и «Размышления об упругой силе воздуха», где он систематизировал все известные к тому времени знания о воздухе и попытался представить себе, как можно исследовать воздушный океан, находясь на его дне.

В результате таких размышлений в 1754 году Ломоносов построил и испытал «аэродромическую машину» - первую действующую модель вертолета. Два воздушных винта модели приводились в действие часовой пружиной, помещенной в коробку. Правда,  мощности этой пружины оказалось маловато, чтобы модель могла подняться вверх самостоятельно. Поэтому Ломоносов пошел на хитрость. Сначала он уравновесил модель с помощью груза, перекинутого через блок, подвешенный к потолку. А когда отпустил пружину и та завертела пропеллеры, образовалась дополнительная подъемная сила и модель взлетела, к восторгу присутствующих – членов Петербургской академии наук. Именно Ломоносов первым сделал важное открытие, которое потом учитывалось всеми другими конструкторами винтокрылых машин, - установил наличие реактивного крутящего момента, возникающего при вращении воздушного винта. Дело в том, что винт, создающий подъемную силу, вместе с тем закручивает корпус машины в сторону, противоположную своему вращению. Сам же Ломоносов и предложил нейтрализовать крутящий момент вторым винтом, вращающимся в противоположном направлении, - именно так и поступают в настоящее время авиаконструкторы [6].



3.5 История
Русской историей Ломоносов занимался ещё в 1749, но систематические исследования в этом направлении он начал с 1751, постепенно собрав по подлинным документам «Древнюю Российскую историю от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (1—2 части), опубликованную в 1766, и «Краткий Российский летописец с родословием» (1760), представляющий собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно. Ломоносов выступал с критикой норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Он признавал определённую роль народных масс в историческом процессе, однако, оставаясь в области истории, как и все естествоиспытатели-материалисты того времени, на идеалистических позициях, Ломоносов решающую роль отводил деятельности отдельных исторических личностей.

Изучая прошлое своей Родины, Ломоносов возлагал большие надежды на ее величие в будущем. Он понимал, что история создает национальные традиции и связывает между собой поколения.

Историю Ломоносов сравнивал с течением великой реки, «которая, от источников своих по широким полям распростираясь, иногда в малые потоки разделяется и между многими островами теряет глубину и стремление; но, паки соединяясь в одни береги, вящую быстрину и великость приобретает; потом присовокупив в себя иные великие от сторон реки, чем далее протекает, тем обильнейшими водами разливается и течением умножает свои силы» [6].


3.6 Литература
Ломоносов – отец русской поэзии. Он одобрил современную систему стихосложения в русской поэзии – слогово-тоническую. В 1739 году Ломоносов написал «Оду взятия Хотина». Он был создан с использованием тетраметра ямба, впервые представленного в русском стихе. Эта ода ознаменовала начало новой эры в русской поэзии. Торжественный язык оды, наполненный речами и ораторскими возгласами, гражданский пафос, подробные сравнения и метафоры, библейские и славянские образы – все это ему нравилось. Ломоносов считал, что в этом заключаются «высота и великолепие». Созданные им оды были взяты за образец практически всеми русскими поэтами, создавшими свои произведения в 18 веке. Ломоносов в своих творениях продвигал образование и науку [6].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский академик – оказал громадное влияние на развитие науки России. Он вторгся во все области человеческого знания, считая науку одним из главных фактором развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины.


Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли в которых он работал и в которых оставил свой след.

Особое внимание Ломоносова было уделено борьбе за просвещение. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа.

Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы.

М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставив глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Его вклад в развитие русской науки поистине неоценим.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Кузнецова Н.И. Социо-культурные проблемы формирования науки в России (XVIII– середина XIX вв.). / Н.И Кузнецова. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. -300с.

2.Васецкий, Г.С. Мировоззрение М.В.Ломоносова. / Г.С. Васецкий. - М.: Издательство МГУ, 1961. - 100 с.

3. Дягилев, Ф.М М. В. Ломоносов—Великий сын России Из истории физики и жизни ее творцов. / Ф.М. Дягилев. - М.: Просвящение, 1996 -255 с.

4. Карпеев, Э.П. М.В. Ломоносов - великий русский ученый-энциклопедист. / Э.П. Карпеев - Л.: Знание, 1986. - 206 с.

5. Идлис, Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. / Г.М. Идлис -М.: Наука, 1985. - 540с.

6. Любимов Н. Жизнь и труды Ломоносова. Часть первая. / Н. Любимов Н. - М.: Университетская типография (Катков и К°) на Страстном бульваре, 1872. -246с.