Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отчет о проведенной программе примирения № 1
Прочитайте описание восстановительной программы. Выполните следующие задания:
-
Выделите в тексте расшифровок приемы, которые использовал медиатор и идентифицируйте их (подпишите рядом). -
Попытайтесь разделить встречи на этапы (в тексте укажите, где начинается первый этап встречи, где второй и т.д.) -
Найдите ошибки медиатора (потеря нейтральности или советы, упреки). Как можно заменить фразы медиатора на более корректные? Есть ли какие-то упущения со стороны медиатора? Каковы возможные алгоритмы действий медиатора по работе с данным кейсом? -
Заполните таблицу в конце файла.
Краткое описание ситуации: обратилась мама несовершеннолетнего учащегося, который обучается в школе первый год. Маме 42 года, работает в правоохранительных органах, сыну 15 лет, зовут Иван, учащийся 9 класса. Мама рассказала о том, что у нее с несовершеннолетним сыном нарушены взаимоотношения. Мальчик перестал прислушиваться к словам своей матери. Может встать посередине ночи и уйти гулять с друзьями. Домашние обязанности не выполняет, школу прогуливает, распивает алкогольные напитки. Со слов мамы, она: «потеряла надежду в том, что ее сын когда-нибудь вернется к нормальному образу жизни». (Пунктуация и орфография автора сохранены)
-
Краткое описание предварительной встречи с первой стороной. Состоялась предварительная встреча с мамой Верой Ивановной, по ее личной инициативе. После приветствия и ознакомления с целями программы примирения, а также ролью ведущего как посредника, медиатор предложил Вере Ивановне рассказать о сложившейся в семье ситуации. Она считает, что все изменилось в их отношениях с тех пор, как Иван начал обманывать ее, из-за пропусков уроков появились проблемы с учебой. Домашние обязанности он не выполняет, бывают случаи, когда Иван не ночует дома, что очень обидно, т.к. до этого ситуация не выходила из-под контроля матери. Все попытки добиться от Ивана выполнения своих обязанностей ни к чему не привели. Ситуация только ухудшается. Она уже не верит в благополучный исход, боится потерять сына, не только потому что он отдаляется. Со слов мамы, у нее опускаются руки, она не знает, что делать в данной ситуации. Вера Ивановна сделала вывод о том, что занятость на работе, развод в семье, а также чрезмерная любовь к сыну повлекли к этим последствиям. Несовершеннолетний Иван на учетах в ПДН и КДНиЗП, внутришкольном учете не состоит.
Мама решила обратиться к школьному психологу за решением проблемы.
Я: Здравствуйте. Меня зовут Людмила. С какой проблемой вы обратились ко мне?
Вера Ивановна. У меня с сыном очень натянутые взаимоотношения, мне от этого очень больно, обидно, что мой сынок (плачет), которого я сильно люблю, со мной так поступает.
Я: - Не могли бы Вы более подробно рассказать, как именно поступает с вами ваш сын?
Вы знаете, мне надо, чтобы он мыл за собой посуду, убирался в своей комнате, и наконец, слушался меня. Вечером мы ложимся спать, он в своей комнате, я в своей, просыпаясь часа в 2.00 ночи, я неоднократно обнаруживала, что моего сына нет дома. Я начинала ему звонить, в тот момент, когда я ему звоню, он может не брать трубку, а если берет, то говорил, что сейчас подойдет, но так и не возвращается. Конечно из-за частых гуляний ночами, он прогуливает школу. Я очень переживаю за своего сына, он может попасть в плохую компанию, если не попал.
Я: - Правильно ли я вас поняла, Иван не справляется с домашними обязанностями, также он часто уходит из дома гулять ночами, из-за того, что он гуляет ночами, у Ивана возникают проблемы с учебой?
Да, именно так, Вы все правильно поняли. Скажите, что мне сделать в этой ситуации?
Я: - А, какие действия вы предпринимали?
Да, что я только не делала. Разговаривала, плакала, умоляла так себя не вести, но он не слушается меня. Сделайте что-нибудь.
Я: - Я бы хотела уточнить. Вы хотите, чтобы я дала вам правильное решение вашей проблемы?
Ну, да. Вы же должны сами решать эти проблемы.
Я: - Вера Ивановна, служба медиации помогает людям решать конфликты, когда они не могут договориться, выступая между ними посредником. Я никого не осуждаю, не обвиняю и не защищаю, и не даю правильного решения проблемы, но я помогаю участникам конфликта найти решение данной проблемы. Вера Ивановна, я не могу решить за вас ваш конфликт с сыном. Давайте вместе будем искать пути его решения. Ведь только Вы знаете своего сына, потому что вы его мама.
- Конечно вы правы. (в растерянности) Я наверно совсем не знаю своего сына, и почему он себя так ведет. Меня многое раздражает в нем.
Я: - Что именно Вас раздражает в вашем сыне?
Да, все. Что не слушается, обязанности не выполняет, гуляет ночами. Он ведь должен понимать, что я прихожу с работы уставшая, и мне хочется, чтобы в моей семье было все хорошо, он все за собой убрал, а иногда и приготовил ужин, ведь ему 15 лет. Как мне все надоело. (плачет). Ведь он третий ребенок в семье, мною очень любимый.
Старший брат живет отдельно, работает вахтами, я просила, чтобы он с ним поговорил, но как только он приходит, Иван сбегает на улицу. Сестра на него никак повлиять не может. Понимаете, никто не может на него повлиять. Я уже обращалась к девчонкам в ПДН, с просьбой, чтобы сделали с ним хоть что-нибудь.
Я: - А, что именно должны сделать с вашим сыном ваш старший сын, дочь, и девчонки с ПДН?
Как что? (удивляется) Исправить ситуацию, которая сложилась у нас дома. Ведь он не слушается меня.
Я: - Знаете, вы сейчас сказали очень важную фразу, ключевое слово о том, что ваш сын не слушается только вас. Почему вы желаете, чтобы их решал кто-то за вас. Давайте вместе будем искать выход из сложившейся ситуации.
Давайте, что нужно сделать?
Я:- Что бы Вы хотели сделать в первую очередь?
Наверно поговорить, но вы знаете мы с ним столько разговаривали, и все безрезультатно.
Я: - Скажите, Вы с сыном проживаете вдвоем в квартире?
Почему, нет. С нами живет моя мама, и мой гражданский муж.
Я:- А как складываются взаимоотношения у Ивана с вашим гражданским мужем и вашей мамой?
С бабушкой хорошие отношения, а с мужем они почти не разговаривают. Только так иногда, когда я попрошу помочь Ивана в чем-нибудь отчиму, он соглашается, и с удовольствием вместе выполняют работу. Ивану не хватает наверно мужского воспитания.
Я: - Скажите, у Ивана кроме отрицательных качеств, какие есть?
Конечно, он занимается профессиональным хоккеем. С мальчишками во дворе гоняют футбол, да и так он спортивный мальчик.
Я: - Правильно поняла Вас, Иван очень любит заниматься спортом, увлечен хоккеем, уличным футболом?
Да он на каждую тренировку ходит, не пропускает.
Я:- Скажите, как Вы себя чувствуете
Знаете, я нахожусь в замешательстве, т.к. не знаю, как решить конфликт с сыном?
Я:- Из нашей с Вами бесед мне стало ясно, что вы неоднократно пробовали разговаривать с вашим сыном, а какие слова, фразы вы использовали при беседе с ним? Какое в момент разговора было ваше настроение, какие чувства вы испытывали?
Вы знаете каждый раз по- разному. Как только на работе аврал или с мужем поругаюсь, то срываюсь на сыне. Потом, конечно чувствую себя паршиво, но не всегда перед ним извиняюсь. Ведь он тоже не ангел. Может нагрубить
, хлопнуть дверью или просто меня игнорировать. А когда он меня игнорирует, то я злюсь еще больше. Начинаю орать, могу оскорбить ну и т.д.
Я:- Как Вы думаете, что происходит в тот момент с вашим сыном тогда, когда вы на него кричите, орете?
Что происходит? Он просто меня игнорирует, ну или просто уходит из дома.
Я:- Давайте окунемся в прошлое. Что с вами происходило в тот момент, когда на вас кричала, орала ваша мама?
Ну, еще бы кричала бы она на меня. У меня два высших образования, я следователь.
Я:- Вы знаете, я попрошу вас вспомнить свои чувства из вашего детства, тогда когда на вас кричали ваши близкие, что Вы испытывали?
Ой, Вы знаете, мне было очень обидно, что на меня орут, кричат, а если еще не заслуженно, то мне всегда обидно было до слез.
Я:- Теперь вы понимаете чувства своего сына, когда кричите на него, орете в те моменты, когда у вас плохое настроение, или возникли проблемы на работе?
Вы знаете, никогда об этом не думала, я считала, что меня должны все понимать, «Я же работаю, устаю на работе больше, чем он в школе». Наверное, вы правы, я только, что и делала, кричала на него по пустякам, мы редко с ним можем сесть поговорить, он все чаще отдаляется от меня. Конечно, если на тебя все время будут орать и ты отдалишься. Я сожалею, что все так происходило, мне казалось, что все действия мои правильные, ведь я родитель, а он, он только мой сын, который должен слушаться свою мать. Наверно еще отпечаток дает моя работа, очень часто я не могу переключиться и приношу свое рабочее настроение домой.
Я:- Какой опыт Вы извлекли из сложившейся ситуации с вашим сыном?
Я часто бываю не права, т.к. начинаю придираться к нему в тот момент, когда у меня плохое настроение, сама провоцирую его на конфликт. Наверное, Вы правы в том, что мне надо самой научиться решать проблемы совместно с сыном, а не перекладывать их на других. Конечно, мне хочется извиниться перед ним.
2. Краткое описание предварительной встречи со второй стороной. Предварительная беседа с Иваном. Иван рассказал о конфликтах с мамой, считает, что он привык к придиркам своей мамы. Критику в свой адрес со стороны мамы он воспринимает спокойно, игнорируя, говорит, что привык к такому поведению своей матери. Также Иван рассказал о том, что во время разговора мама может применять нецензурную брать, сравнение его с другими членами семьи, как считает, подросток, подобное поведение обесценивает его как личность. Он чувствует обиду на мать, раздражение. На вопрос: «Почему гуляешь ночью?», ответил, что если бы мама ему запретила гулять но ночам, он перестал бы себя так вести. Также Иван, уверен, что, если с помощью посредника удастся помириться с мамой, и, если бы мама обещала не кричать на него, он готов изменить свое поведение и дома и в школе. По окончанию предварительной встречи поблагодарил психолога, словами, «Вы знаете, со мной так никто и никогда не разговаривал. Теперь мне понятны чувства своей мамы и я могу с ней поделиться своими чувствами». Готов к примирительной встречи.
Беседа с Иваном.
Я:- Здравствуй Иван. Спасибо, что согласился на встречу со мной. Мы с тобой знакомы. В нашей школе создается школьная служба примирения. Данная служба и я, в том числе помогаем людям решать конфликты, когда они не могут договориться, выступая между ними посредником. Моя задача никого не осуждать, не обвинять и не защищать, чью-либо сторону, я помогаю участникам конфликта найти правильные пути решение. Мне стало известно о том, что у тебя тяжелые взаимоотношения с мамой, я бы хотела с тобой об этом поговорить. Информацию о взаимоотношения в семье мне передала твоя мама. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора Вы сами примите решение, будете ли Вы в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в нашей программе. Тебе все понятно, о чем я сейчас рассказала, вопросов нет?
Да мне все понятно.
Я:- Расскажи мне, пожалуйста, о своих взаимоотношениях с мамой?
У нас нормальные отношения с мамой, как у всех.
Я:- Из беседы с вашей мамой мне стало ясно, что она очень обеспокоена тем, что сейчас с вами происходит (поясняю) в школе, дома. Вы не могли прояснить ситуацию?
Да так ничего не происходит, у меня все в порядке. Ну, подумаешь, прогулял пару тройку уроков, и, что окончание четверти еще не скоро, поэтому я успею все исправить.
Я:- Правильно ли я вас поняла, ваша мама зря волнуется?
Ну, конечно зря. А, что она волнуется? (удивлен).
Я:- Правильно ли я вас поняла, вы сейчас удивлены том, что ваша мама за вас переживает?
Ну да обычно, она на это не обращает внимания.
Я:- Не могли бы более подробно рассказать о своих взаимоотношениях с мамой?
Да как у всех, привет, пока. Мы даже редко видимся, утром я в школе, потом на тренировке, а вечером гуляю с друзьями.
Я:- Иван, скажите, а какие чувства испытывает ваша мама, когда вы не выполняете свои обязанности по дому, прогуливаете школу, не ночуете дома.
Откуда мне знать какие она испытывает чувства (злится), она, что мне про них говорит. Поорет и все.
Я:- И все таки, мне бы хотелось, чтобы вы сейчас проговорили о тех чувствах, которые испытывает ваша мама, когда вас нет дома ночью. Давайте пофантазируем. Вот представьте вы ложитесь спать, просыпаетесь, а мамы нет дома, какие чувства будете испытывать вы?