Файл: Государственное образовательное учреждение высшего образования московской области государственный социальногуманитарный университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Утверждаю
Проректор
по учебно-методической работе




Е. С. Ветошкина

04 марта 2020 г.

Факультет технологический
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)

«Системы автоматизированного проектирования (САПР)»
Код и направление подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Профиль «Автомобильный сервис»
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Форма обучения заочная

Коломна

2020

  1. Сведения о дисциплине (модуле) из учебного плана




  • Индекс и наименование дисциплины Б1.В.ДВ.08.02 «Системы автоматизированного проектирования (САПР)».

  • Дисциплина изучается на 2-ом и 3-ем курсах.

  • Формы контроля: экзамен (3 курс, сессия 1).




  1. Цели освоения дисциплины


Формирование у студентов теоретических и практических знаний основ компьютерного проектирования, изучение основных понятий, инструментов и приемов работы в системах автоматизированного проектирования, обучение создания трехмерные моделей деталей и сборок с последующим построением сборочных и рабочих чертежей, созданием спецификаций, связанных с моделями и другими чертежами проекта.


  1. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной
    профессиональной образовательной программы (ОПОП)





  • Дисциплина Б1.В.ДВ.08.02 «Системы автоматизированного проектирования (САПР)» относится к дисциплинам по выбору вариативной части Блока 1.

  • Для успешного изучения дисциплины студенты должны:

– знать содержание следующих тем (обязательный минимум содержания): возможности современной инженерной и компьютерной графики; проекции как основа инженерной графики; поверхности и изображения; чертежи и графическая конструкторская документация; базовая графическая система;


– приобрести следующие навыки: работы в современных САПР; правильно создавать параметрические эскизы для последующего создания на их основе трехмерных элементов; создавать трехмерные детали и сборки, максимально используя возможности инструментария системы САПР и ее приложений; создавать в автоматическом режиме чертежи деталей и сборок, проставлять размеры, технологические обозначения, оформлять технические требования и основную надпись; проверять сборку, редактировать сборку и ее компоненты.

Дисциплина по выбору «Системы автоматизированного проектирования» (САПР) изучается в четвертом и пятом семестре. В нем рассматриваются вводные вопросы, основы систем автоматизированного проектирования, основные элементы программного и аппаратного обеспечения САПР и характеристики типовых САПР. На практических занятиях изучаются основные приемы работы с прикладным программным обеспечением САПР.

В результате изучения базовой части цикла обучающиеся должны: знать современное программное обеспечение САПР, методы обработки информации с помощью компьютерных технологий САПР; уметь: использовать возможности САПР в профессиональной деятельности. Использовать ресурсы Интернет для поиска необходимой информации; владеть: навыками использования современных программных продуктов для решения профессиональных задач.

На практических занятиях в первую очередь изучаются приемы и методы работы с распространенным программным обеспечением, иллюстрирующим понятия, рассматриваемые на лекциях. Целесообразно на каждом практическом занятии проводить 10-15 минутные тестовые работы по проверке знания теории по теме занятия.


  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
    (модулю), соотнесенных с результатами освоения ОПОП



В результате освоения дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями:

общепрофессиональных компетенций:

– способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
профессиональных компетенций:

– способностью разрабатывать и использовать графическую техническую документацию (ПК- 8).

В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:

- основные понятия и инструменты САПР;
уметь:

- использовать эти знания при решении типичных прикладных задач, требующих применения технологий САПР;
владеть:

- основными приемами решения типовых задач применения САПР с использованием соответствующего программного обеспечения.


  1. Структура и содержание дисциплины


Объем дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (108 часов). Из 108 часов на контактную работу отводится 10 часов (лекции – 2 часа, лабораторные работы – 8 часов), на самостоятельную работу – 89 часов., на контроль – 9 часов.

Распределение часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся, по разделам и темам дисциплины приведено в таблице 1 и таблице 2 соответственно.

Таблица 1

п/п

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы (в академических часах)

Форма контроля

Лекции

ЛЗ

СР

Зачет

Экзамен

1

Основные понятия и принципы работы САПР. Построение линейных объектов

4

0,5

2

10







2

Построение криволинейных объектов. Редактирование объектов. Характеристики объектов

4

1

2

10







3

Файл детали. Настройка системы и документов

4

0,5

2

5







4

Эскизы. Параметризация элементов эскиза. Операции создания твердотельных элементов

4

1

2

17







5

Соединения деталей

4

0,5




10







6

Построение изображений на основе электронной геометрической модели (ЭГМ)

4

0,5




10







7

Разработка рабочей конструкторской документации. Чертежи деталей

5







7







8

Изображение размеров на чертежах

5







5







9

Допуски формы и расположения поверхностей

5







5







10

Шероховатость поверхностей

5







5







11

Сборочный чертеж и спецификация

5







5










Итого четвертом семестре:

72 часа

2

8

62










Итого пятом семестре:

36 часов







27




9



Контактная работа обучающихся с преподавателем по дисциплине «САПР» включает в себя занятия лекционного и практического типа, групповые и индивидуальные консультации, индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации.
Содержание дисциплины

Таблица 2

№№

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Основные понятия и принципы работы САПР. Построение линейных объектов

Введение. Интерфейс системы. Создание файла фрагмента. Панели инструментов. Панель инструментов «Стандартная». Компактная панель, ее назначение и структура. Панель «Свойства объектов», назначение и структура.

Настройки параметров системы и текущего документа. Установка единиц измерения и точности отображения чисел. Управление изображением. Команды и способы управления изображением.

Перемещение и масштабирование. Профили. Назначение, порядок создания и использования профиля пользователя. Сохранение файла. Автоматическое сохранение. Настройка интервала сохранения. Варианты сохранения файла фрагмента. Вставка файла.

Виды объектов. Объекты оформления. Линии. Типы линий по ГОСТ 2.303-68*. Особенности в наименованиях типов линий и их цветов САПР Компас.

Настройки изображения системных линий на экране и при распечатке на лист. Настройка параметров осевой линии. Выделение объектов. Команды выделения объектов. Порядок выделения объектов.

Привязки. Глобальные и локальные привязки. Настройка глобальных привязок. Вспомогательные прямые. Назначение, виды и способы применения.

Построение отрезков. Параметры команды. Построение контура по вспомогательным прямым. Ломаная линия и ее свойства.

2

Построение криволинейных объектов. Редактирование объектов. Характеристики объектов

Построение дуг, окружностей и эллипсов. Команды и варианты построения дуг. Команды и варианты построения окружностей. Построение сопряжений командой окружность.

Варианты построения и параметры эллипсов. Построение кривых. Построение NURBS- кривой. Построение кривой Безье. Замыкание кривых.

Проектирование сложных форм на плоскости. Особенности построения сложных объектов. Команды редактирования. Перемещение объектов. Параметры перемещения.

Поворот объектов. Команды копирования. Копирование по кривой. Копирование по окружности. Копирование по концентрической и настраиваемой прямоугольной сетке. Масштабирование и поворот объектов массива. Зеркальное отражение объектов. Параметры отражения.

Обрезка и удлинение объектов. Разрывание кривой по одной и двум точкам. Деформирование объектов. Технологические аспекты построения сложных изображений.

Инструментальная панель «Измерения 2D». Команды измерения. Определение координат точек. Измерение расстояний между объектами. Измерение расстояния между точками на кривой. Измерение расстояния между точкой и кривой. Измерение расстояния между произвольными кривыми. Измерение углов по трем точкам.

Определение длин кривых. Определение площадей контуров. Ручное рисование границ контура. Указание контура путем обхода границ. Определение центра тяжести плоской фигуры.

3

Файл детали. Настройка системы и документов

Создание файла детали. Варианты создания файла. Создание нового файла на основе шаблона. Создание шаблона пользователя. Варианты сохранения файла.

Настройки системы и файла. Особенности интерфейса файла детали. Раздел «Редактирование» на компактной панели.

Дерево модели. Состав и структура дерева модели. Отношения. Свойства детали. Информация о документе. Общие сведения, ссылки и атрибуты.

4

Эскизы. Параметризация элементов эскиза. Операции создания твердотельных элементов

Понятие эскиза. Принципы построения объема на основе плоского эскиза. Плоскость эскиза.

Требования к построению базовой формы модели. Открытие, создание и закрытие эскиза. Взаимосвязи элементов эскиза. Ассоциативные связи. Ассоциативные объекты. Ограничения и их роль в построении эскиза. Требования к эскизам.

Параметризация элементов эскиза. Команды параметризации. Отображение и сокрытие ограничений. Просмотр и удаление ограничений. Включение и настройка параметрического режима.

Понятия операции и контура. Общие требования к контурам. Принципы формообразования на основе операций. Панели операций. Создание твердотельного элемента на основе эскиза.

Создание формы методом выдавливания. Операции приклеивания и вырезания при выдавливании. Требования к эскизу элемента выдавливания, являющегося отдельным телом. Требования к эскизу приклеиваемого или вырезаемого элемента. Панель свойств и параметры операции. Тонкостенный элемент. Локализации ошибок.

Операция вращения. Требования к эскизу элемента вращения, являющегося отдельным телом. Требования к эскизу приклеиваемого или вырезаемого элемента вращения. Операции вычитания и приклеивания при вращении. Параметры вращения.

Создание форм кинематической операцией. Требования к эскизу траекторий и эскизу сечения. Построение эскизов и создание взаимосвязей. Создание форм по сечениям. Требования к эскизам сечений.

Построение зеркального тела. Круговой и линейный массивы операций. Дополнительные операции.

5

Соединения деталей

Назначение и виды резьбовых соединений. Виды и назначение резьбы. Наружная резьба. Внутренняя резьба. Параметры резьбы. Нарезание внутренней и наружной резьбы. Нарезание резьбы в глухом отверстии. Назначение размеров конструктивных элементов. Канавки для выхода инструмента для нарезания резьбы. Изображение и обозначение резьбы. Моделирование резьбы. Условное изображение резьбы.

Проектирование соединения болтом, винтом и шпилькой. Конструктивные элементы резьбовых соединений. Библиотеки крепежных элементов.

Заклепочные соединения. Крепежные элементы.

Шпоночные соединения. Типы соединений, назначение. Центрирование соединения при сборке. Элементы центрирования. Шпоночные соединения. Типы шпонок. Технологические основы изготовления шпоночных пазов. Измерение размеров. Моделирование элементов шпоночных и шлицевых соединений.

Неразъемные соединения деталей. Соединения сваркой, пайкой, склейкой.

6

Построение изображений на основе электронной геометрической модели (ЭГМ)

Основные положения и определения. Методы проецирования. Центральное проецирование. Параллельное проецирование. Проекции точки в системе прямоугольных проекций. Проекции простейших объектов.

Виды основные и дополнительные. Главный вид. Требования к главному виду. Назначение, размещение и обозначение дополнительных видов.

Изображения в САПР. Системный вид. Свойства вида. Слои. Назначение и свойства. Ассоциативные виды. Создание стандартных видов. Панель свойств. Создание проекционных видов. Виды по стрелке. Общее количество видов. Размещение видов на поле чертежа.

Местный вид. Вид с разрывом. Аксонометрии. Вращение изображения вида. Разрушенные виды.

Виды разрезов, их назначение и обозначение на чертеже. Размещение разрезов на чертеже.

Разрезы простые. Создание простого разреза. Линия разреза. Обозначение разреза. Детали, изображаемые как неразрезанные.

Штриховка. Редактирование штриховки.

Сложные разрезы. Ступенчатый разрез. Ломаный разрез.

Местный разрез. Сечения. Выносные элементы.

Масштабы. Масштабирование элементов чертежа. Обозначение масштабированных изображений.

7

Разработка рабочей конструкторской документации. Чертежи деталей

Рабочий проект. Порядок разработки. Уровни и этапы рабочего проектирования. Рабочая документация. Состав документов рабочего проекта. Литеры документов на различных этапах разработки.

Эскизные чертежи. Назначение и правила оформления. Требования к эскизным чертежам. Файл чертежа детали. Открытие и сохранение файла. Настройки параметров.

Менеджер документа. Настройка формата и оформления чертежа. Назначение, содержание и правила оформления чертежей деталей.

Основная надпись и дополнительные графы. Правила заполнения граф основной надписи и дополнительных граф.

Размещение информации на листе чертежа. Оптимальность чертежа. Критерии оптимальности.

Групповые чертежи. Чтение чертежа детали.

8

Изображение размеров на чертежах

Виды размеров и их структура. Способы размещения размеров. Базовый, цепочечный и комбинированный способы.

Команды размеров. Настройка и редактирование параметров размеров. Панель свойств. Управление изображением выносных и размерных линий. Управление размещением размерной надписи.

Редактирование размеров. Нанесение размеров с учетом технологии изготовления детали. Нанесение размеров на чертежах деталей типа тела вращения. Чертеж вала и зубчатого колеса. Правила оформления. Таблица параметров. Технические требования. Библиотека канавок.

Простановка размеров на чертежах деталей, получаемых механической обработкой литых, кованных, штампованных и т.п. заготовок. Направления измерения. Черновые базы по направлениям измерения. Первая обрабатываемая поверхность. Правила нанесения размеров. Группирование размеров.

Классификация баз. Конструкторские, технологические и измерительные базы. Основные и вспомогательные базы. Термины и определения. Свободные поверхности. Исполнительные поверхности. Конструкторские базы сборки. Определение конструкторских баз деталей в сборочной единице. Нанесение размеров с учетом конструкторских баз.

Область применения ЕСДП. Термины и определения. Отклонения. Ква- литеты.

Допуски и предельные отклонения. Условные обозначения. Понятие натяга и зазора. Системы посадок. Система отверстия и система вала. Порядок образования посадок. Посадки с натягом, посадки с зазором и переходные посадки.

Характеристики посадок. Выбор посадок и назначение предельных отклонений размеров. Предпочтительные и рекомендуемые посадки. Обозначения посадок. Неуказанные предельные отклонения размеров.

Правила нанесения на чертеже размеров с предельными отклонениями. Нанесение отклонений в составе размерной надписи. Редактирование размерной надписи.

Выбор отклонений и квалитетов с использованием базы данных САПР. Симметричные отклонения. Размеры с неуказанными предельными отклонениями. Порядок записи и редактирование неуказанных предельных отклонений

9

Допуски формы и расположения поверхностей

Виды несовершенств формы изделий и причины их появления. Термины и определения. Реальная поверхность, реальный профиль. Нормируемый участок. Прилегающая поверхность или профиль. Отклонения формы. Отклонения расположения. Суммарные отклонения.

Назначение допусков формы, допусков расположения и суммарных допусков. Обозначение на чертежах допусков формы, допусков расположения и суммарных допусков. Указание на чертежах обозначений баз и допусков с использованием базы данных САПР.

10

Шероховатость поверхностей

Понятие шероховатости. Природа шероховатости поверхностей. Параметры. Высотные и шаговые параметры. Определение параметров шероховатости реальных деталей.

Назначение параметров шероховатости. Выбор значений параметров шероховатости из базы данных САПР. Нанесение обозначений шероховатости на чертеже. Неуказанная шероховатость.

11

Сборочный чертеж и спецификация

Сборочный чертеж. Назначение, содержание и порядок выполнения. Виды, разрезы, сечения и другие изображения, применяемые на сборочном чертеже. Габаритные, монтажные и присоединительные размеры. Справочные размеры. Нанесение размеров на сборочном чертеже. Расстановка позиций.

Технические характеристики и технические требования. Проверка сборочного чертежа. Чтение сборочного чертежа. Упрощения, применяемые на сборочных чертежах.

Создание файла спецификации. Способы построения спецификации. Строки и колонки. Разделы спецификации. Наименование разделов и правила их заполнения. Основная надпись.

Связь спецификации со сборочным чертежом. Подключение спецификации к сборочному чертежу и чертежа к спецификации. Создание объектов спецификации. Базовый и вспомогательный объекты. Редактирование спецификации.

Ввод текста и таблиц. Параметры текстовой строки. Выравнивание текста. Стиль текста. Форматирование. Нумерация.

Вставка шаблонов, символов, дробей и индексов. Вставка блоков.

Технические требования. Обозначение покрытий, термической и других видов обработки.

Виды и назначение текстовых документов. Документы, содержащие сплошной текст. Документы, содержащие текст, разбитый на графы. Общие требования. Открытие и настройка файла текстового документа.

Настройка формата, оформления и дополнительных листов. Текстовый редактор.





  1. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы обучения: лекции, лабораторно-практические занятия, тренинги, анализ проблемных ситуаций, дискуссионные методы с учетом требований к объему занятий в интерактивной форме.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса:

Лекция, мастер-класс – передача учебной информации от преподавателя к студентам с использованием компьютерных и технических средств, направленная на приобретение студентами новых теоретических и фактических знаний.

Лабораторная работа – практическая работа студента под руководством преподавателя, связанная с использованием персональных компьютеров, направленная на приобретение новых фактических знаний и практических умений.

Самостоятельная работа – изучение студентами теоретического материала, подготовка к лекциям, лабораторным работам, оформление конспектов лекций, написание рефератов, отчетов, курсовых работ, проектов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений.

Консультация – индивидуальное общение преподавателя со студентом, руководство его деятельностью с целью передачи опыта, углубления теоретических и фактических знаний, приобретенных студентом на лекциях, в результате самостоятельной работы и в процессе выполнения лабораторных работ.

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

Информационные технологии: используются электронные образовательные ресурсы при подготовке к лекциям, практическим и лабораторным занятиям.

Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

Индивидуальное обучение – выстраивание студентом собственной образовательной траектории на основе формирования индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента.

Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий.

Из 10 ч аудиторной работы не менее 2 часов проводятся в интерактивной форме (20%).

Перечень информационных технологий, используемых
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных
справочных систем (при необходимости)