Файл: Учебник по риторике науке о законах красноречия и их практическом применении. По силе воздействия на чувства и умы людей, влияния на государственные дела ей не было равных среди искусств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

История риторики. Античность.

Становление риторики как науки произошло в Древней Греции и было связано с потребностями демократического общества. Другая причина возникновения риторики - не политического, а философского толка.

В V в. до н.э. в Древней Греции появляется первый учебник по риторике - науке о законах красноречия и их практическом применении. По силе воздействия на чувства и умы людей, влияния на государственные дела ей не было равных среди искусств. 

К концу V в. до н.э. сформировались культура монологической публичной речи, ее виды, традиции. 

Свою задачу риторы (ораторы) понимали трояко: 

1. разъяснять (что-то); 

2. побуждать к определенному мышлению, решению, действию; 

3. доставлять людям удовольствие (услаждение слушателей) оригинальной, смелой мыслью, благородными чувствами (главная задача) добра, справедливости, правды, гражданского долга, патриотизма. 

Признанными риторами были софисты, которые стремились научить мыслить, говорить, действовать. Они много сделали для развития риторики - искусства красноречия; эристики - искусства спора; диалектики - искусства доказательства. 

Со второй половины V в. до н.э. риторика рассматривается как «царица всех искусств», так как «слово является вождем всех дел и всех замыслов» (Исократ). 

Сократ и Платон усилили логику речи, его смысловую емкость, обогатили публичную речь приемами и формами полемики.

Итак, античная риторика включала в себя: 

1. подбор и систематизацию материала; 

2. расположение материала и его изложение (вступление, изложение сути дела, доказательство, заключение); 

3. словесное выражение, сочетание слов и стиль речи (простой, средний, высокий); 

4. технику произношения; 

Схема работы над речью (Античный риторический канон), включала в себя следующие компоненты: 

1. Изобретение (инвенция): работа над мыслью речи; отбор содержания будущего выступления (что сказать?) 

2. Расположение (диспозиция): работа над композицией речи, уточнение соположения частей (где сказать?) 

3. Выражение (локация): редактирование речи, то есть удаление неудачных выражений и добавление тех, которые были бы более уместны (как сказать?) 

4. Запоминание (мемория): технический этап подготовки, когда оратор, размышляя над тем, как донести созданный текст до слушателя, выучивал наизусть, составляя заметки и т.д. 


5. Произнесение (акция): общение оратора с аудиторией - кульминация всей ораторской деятельности. 

Современная риторика добавляет: 

6. Рефлексия: оратор размышляет над произнесённой речью, анализирует удачи и просчёты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь.

2 История риторики. Средние века и Возрождение.

В эпоху Возрождения происходят очень важные изменения в культуре. Именно в этот период христианство перестает быть ведущей идеологией, в сфере мысли, науки и искусства развивается свобода (по крайней мере, от религиозных догм). В эпоху Возрождения формируется совершенно новый для европейской культуры тип человека; меняются экономика, государственность, образование, культура. Если в античности в центре мира стояла природа, а в Средние века — бог, то в период Возрождения на это место становится человек. По этой причине говорят об антропоцентризме философии Возрождения.

Не случайным поэтому кажется и возрастающий интерес к античности. Если в Средние века наследие древнего мира интересовало мыслителей исключительно с точки зрения возможности обоснования догматов христианства, то с приходом Возрождения характер этого интереса кардинально меняется. Люди эпохи Возрождения могли посмотреть на философию и культуру античности иначе, менее предвзято: там они могли увидеть восхищение перед природой и красотой, в том числе и человеческой. Если Средневековье видело в античности авторитет, то для Возрождения она стала идеалом.

3

История риторики. Риторика в России.

В России первой книгой по риторике был перевод начала 17 века, сделанный, предположительно, митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник, видоизменённый при переводе, дошёл до нас в 34 списках. В этой книге даётся представление о риторике, её частях, видах речей и украшении речи. 

В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И.Усачёв. 

Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича (1681-1736), написанное в начале 18 века на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии. 

Значительный вклад в развитие риторики в России сделал М.В.Ломоносов (1711-1765), написав "Краткое руководство к красноречию" (1748). 

Риторика М.В.Ломоносова состоит из трёх частей: 

"О изобретении", 

"О украшении", 

"О расположении". 


Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы. 

Он выделяет: 

собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще; 

ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе; 

поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений. 

В 19 веке расцвет риторики связан с судебной реформой 1860-ых годов. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. В университетах России во 2-ой половине 19 века развивается академическое красноречие. 

В начале 20 века активизация политической жизни вызывает развитие политической ораторской речи.

4

История Риторики.Развитие риторики в XX веке.

Дальнейшее развитие курса теории словесности приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина риторика. Система правил искусства речи была окончательно заменена понятиями художествен­ной стилистики, поэтики и эстетики.Задачей курса тео­рии словесности в первой четверти XX в. становится фор­мирование массового читателя художественной литерату­ры.Теория словесности как курс, обучающий искусству речи, была разрушена, а затем и исключена из состава учебных дисциплин. Наследником теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала учение о видах языка и стиля. Наиболее крупными пред­ставителями этого направления филологической науки были С.П. Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виногра­дов, Ц.А. Ларин, Л.В. Щерба и др.

После 1917 г. делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был создан Институт живого слова. Выступая на открытии этого института.

В 1919 г. ораторское искусство начали преподавать в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. В. Воло­дарского. В Московском университете и других вузах страны читался курс риторики.

В первые годы советской власти было издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ора­торов, давали практические советы и рекомендации начи­нающим агитаторам. Впервые была описана пропагадистская речь.

Дальнейшее развитие нашего государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной сис­темы управления, массовые репрессии привели к сверты­ванию различных форм публичной речи и значительно снизили интерес к научным разработкам в области ора­торского искусства. В 50—60 гг. ученые в основном зани­мались проблемами культуры речи.


Во 2-й половине XX в. начинается динамичное возрожде­ние риторики. В США, Японии, странах Европы развивает­ся «неориторика», ведется большая исследователь­ская работа в области ораторского искусства, речевого воз­действия, словесной культуры, пропагандистского убежде­ния. При этом, как отмечают исследователи, сохраняются два традиционных аспекта научного поиска: 1) организация языкового материала в связи с проблемой аргументации (тру­ды X. Перельмана, Х.П. Грайса, Дж. Киниеви, Ю. Коппершмидта и др.); 2) развитие орнаментального раздела рито­рики (искусства украшения речи), близкого к проблемам художественной стилистики и поэтики (работы Р.О. Якобсо­на, Р.Лахман, Т. Тодорова, Ж. Дюбуа и др.).

В нашей стране внимание к проблемам ораторского ис­кусства со стороны ученых и общественности начинает проявляться в 70—80 гг. в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды. Огромная заслуга в этом принадлежит Всесоюзной организации общества «Зна­ние». Она стала инициатором и организатором ежегодных научно-практических конференций по вопросам ораторского искусства и лекторского мастерства. Были открыты многочисленные школы молодого лектора, университеты лекторского мастерства, постоянно действующие семина­ры для лекторов, агитаторов, пропагандистов.

Курсы ораторского искусства преподавались в некото­рых вузах страны. Стала разворачиваться исследователь­ская работа в области ораторского искусства. Были опуб­ликованы труды С.С. Аверинцева (Риторика как подход к обобщению действительности, 1981); Ю.М. Лотмана (Ри­торика, 1981); Ю.В. Рождественского (Проблемы ритори­ки и стилистической концепции). Начали защищаться кандидатские и докторские диссертации по риторике. Появилась отечественная научная, учеб­ная и методическая риторическая литература (книги В.П. Вомперского, Л.Г. Граудиной, Н.Н. Кохтева, А. И. Михальской и др.).

5 Виды речей. Ораторика и гомилетика.

Ораторика – 1 раз перед данной аудиторией на заданную тему. Жанры впервые выделены Аристотелем в «Риторике»

- судебная речь – речь о прошлом. Задача – обвинение или оправдание. Цель – справедливая или несправедливая. Ритор должен владеть антропологическими знаниями и психологией, знать философию и праву.

- совещательная речь (проза-поэзия) - речь о будущем, о том, что необходимо сделать и предпринять; ее задача – склонить к решению или отклонить от него; цель – польза или вред, связанные с представлениями людьми о счастье. Ритор должен владеть политическими, экономическими знаниями.


- показательная (эпидептическая) речь – речь об актуальной связи прошлого с будущим через настоящее, когда оценивается что-то, имевшее место раньше. В этой связи намечаются перспективы на будущее. Т.о. содержание – настоящее. Задача – похвала или порицание. Цель – прекрасное или постыдное. Ритор должен знать философию, искусство, обычаи. Содержание явяется либо торжественным прославлением, либо ярое неприятие (проклятие).

Гомилетика – много раз перед одной аудиторией на заданную тему.

- учебная речь (ориентирована на постепенное и последовательное сообщение; проза). Должна каждый раз давать слушателям новые знания.

- проповедь (напоминание об уже существующих знаниях, их возобновление и укрепление; поэзия). Должна раскрывать истинное, уже имеющееся в сердце слушающих. Проповедник должен развивать уже известное публике содержание. Гомилетика сближается с фольклором.

- пропаганда (с одной стороны, раскрывает и объясняет уже имеющиеся знания, с другой стороны призвана сообщать новое знание; проза-поэзия). Новизна содержания содержится в сообщении новых для аудитории фактов и в новизне осмысления и обобщения этих фактов. Таким образом, пропаганда – синтез черт учебной речи и проповеди.

Различие между ораторикой и гомилетикой заключается в том, что ораторика дает непосредственное, практическое знание ситуации, т.е. раскрывает правила действия в той или иной ситуации. Гомилетика служит развитию духовных способностей, таких как память, ассоциативное и абстрактное мышление, стремление к открытию нового и познанию ранее неизвестного, воспитание чувств и т.д. Гомилетика устанавливает связь между памятью об известном и восприятием нового. По своей смысловой направленности ораторика объективна, а гомилетика субъективна. Ораторика решает дела, обращается к разуму. Гомилетика формирует личность, апеллирует к душе.

6

Эффективность речи

Эффективность речи (общения) определяется как коммуникативный успех. «Эффективность (от лат. effectivus – эффективный) речи – это свойство речи, свидетельствующее о том, насколько речь достигла поставленной задачи. Эффективность речи можно оценить лишь после произнесения речи или публикации текста по реакции слушателей или читателей. Воздействие речи направлено непосредственно на сознание адресатов, а ее эффект проявляется в различных формах, таких как изменение эмоционального состояния реципиента