Файл: Учебник по риторике науке о законах красноречия и их практическом применении. По силе воздействия на чувства и умы людей, влияния на государственные дела ей не было равных среди искусств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выйдет убедительно и эффективно. Приведу примеры.

«Мы с вами знаем, что вы любите хорошо поспать и крайне цените часы отдыха.

Именно поэтому вам стоит максимально серьезно отнестись к выбору подушки. Мы проводим треть своей жизни во сне, и уж наверняка треть вашей жизни достойна того, чтобы она проходила в лучших условиях. Скупиться и идти на полумеры не стоит – ведь это треть жизни и очень большое удовольствие!

Когда у вас болит шея, вы не просто испытываете дискомфорт, у вас омрачается весь день из-за мелочи, которую так просто устранить.

Подушка “сонная” не омрачит ни минуты вашей жизни. Наоборот, она станет настоящей спасительницей и поможет сладко выспаться даже тогда, когда у вас вышел неудачный день. Больная шея? Только не с “сонной” подушкой!

Вы хотели счастливого сна – вы его дождались.

Сон крепок и приятен. Каждый день вы встречаете с улыбкой. Теперь подъем больше не каторга. Вы просто купили “сонную” подушку, а она – позитивно изменила вашу жизнь. Ваше правильное решение!»

Что мы сделали? Мы использовали старые аргументы. Просто расширив и расшифровав их. Подали их уже не как приманку, а как данность. Итог: человек убежден и уверен в том, что он все делает правильно.

20 Способы повышения эффективности речи. Правило Паскаля.

Не загоняйте собеседника в угол, дайте ему возможность «сохранить свое лицо».
Например, открытая угроза воспринимается как вызов и, чтобы не показаться трусливым, человек поступает вопреки требованию угрожающего, возможно, даже в ущерб себе.
Или собеседника уличили в чем-то порочащем его достоинство, согласиться для него — все равно, что согласиться с отрицательной оценкой своей личности.
Слова Паскаля «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции», как нельзя лучше подсказывают, в чем здесь дело. Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Это и подсказка, как практически реализовать правило Паскаля. Предложите такое решение, которое даст собеседнику возможность с честью выйти из затруднительного положения, — это поможет ему принять вашу точку зрения.

21.Способы повышения эффективности речи, связанные с имиджем и статусом

Личность специалиста, менеджера, его имидж вырастают преимущественно из его речей. Умение говорить (что и как) влияет на формирование имиджа, его восприятие людьми. Речь — это неотъемлемый компонент личности человека, ибо суть человека проявляется в его речи; это важнейшая внешняя форма выражения делового имиджа. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. До сих пор идет спор — врожденный ли это дар или результат длительного обучения и самосовершенствования. Ответ на эти вопросы дает риторика — наука о законах «изобретения, расположения и выражения мыслей в речи».


В античности живое слово имело большее значение, чем сегодня, владение им было важнейшим и наиболее действенным способом достижения положения и авторитета в обществе. Поэтому уже в Древней Греции начались поиски условий действенности речи и стремление к теоретическому обоснованию возможности научить красноречию и овладеть им. Со времен античности риторика была наиболее действенным средством управления, руководства людьми, и сегодня она является «теорией убеждающей коммуникации».

Цицирон определяющим в ораторском искусстве считал глубокое содержание, что не означало, однако, отрицания или принижения роли формы изложения. «Мудрость в содержании, — писал Цицерон, — без красноречия мало приносит пользы государствам, а красноречие без мудрого содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы».

Социальный речевой имидж представляет собой перенесенный блок структуры языковой личности и может быть рассмотрен в трех вариантах:

а) низкий социальный имидж, который в основном характеризуется наличием в речи арготизмов, а также универсальных дейктических элементов (например, «конать», «крыша поехала», «крутой», «нет», «да», «пошел на...», «делать» (дейксис различных глаголов): «сделать ноги» и т.п.). Это бесцветная речь, оснащенная рядом «спецэффектов» (по терминологии СМИ). Иногда высокая социальная группа может иметь в определенных условиях общения низкий социальный речевой имидж (например, студенты, управленцы, предприниматели и т.д.);

б) средний, который характеризуется признаками разговорной речи;

в)высокий, для которого характерны признаки книжно-письменной речи в некоторой индивидуальной стилизации.

Культурный речевой имидж перекрещивается по своей структуре с социальным и проецирует экстралингвистические факторы общего состояния культуры на речевую деятельность отдельной личности, проявляющей себя в собственно-культурном либо (усложненном) этнокультурном плане. Культурный речевой имидж отдельной личности во многом зависит от общего состояния культуры в обществе и может быть распределен по трем относительным группам (высокий, средний и низкий). Постсоветское общество в целом характеризуется низким культурным речевым имиджем, для которого характерны монокультурность (отсутствие параллельных отсылок к иным культурным слоям либо национальным культурам); неиллюстративность речи (отсутствие литературных либо исторических иллюстраций в речи); «канцелярит» как способ речевого мышления и выражения мысли в речи.


Речевой этикет рассматривался отечественными исследователями обычно как самостоятельная дисциплина этико-педагогического характера, содержащая рекомендации речевого поведения в определенных стандартных ситуациях общения, напр., прощания: «до свидания, до встречи, прощай»; благодарности: «спасибо, благодарю вас, очень вам благодарен».

В традициях ряда стран Европы и США - наличие речевых правил поведения регламентирующего, обязательного характера. Так, в отличие от России, в европейских странах и США существуют обязательные речевые формулы обращения; официального и неофициального приветствия, обязательные стратегии ведения этикетного диалога, речевые формулы выражения согласия или несогласия, удовольствия или неудовольствия. Существуют также ограничения и запреты на определенные темы, фразы, отдельные слова и даже интонации и тембр голоса. Таким образом, существует не ТОЛЬКО национальная специфика речевого общения в этикетной форме, но и национальная специфика в самом отношении к речевому этикету либо как к возможным вариантам речевого поведения в данной ситуации, либо как к нормированию речи. В рамках формирования речевого имиджа эти два подхода смыкаются, формируя речевой имидж ин дивидуума, необходимо учитывать: а) реальный адресат высказывания (текста); б) цель воздействия на реальный адресат; в) средства, применяемые для достижения цели воздействия. Например, в ситуации официального государственного приема необходимо использовать исключительно этикетные формулы, вместе с тем для создания эффекта «широкой натуры, человека из народа» возможно, в целом не нарушая рамки этикета, включить в речь некоторые «простонародные формулы». Возможна и обратная ситуация: благоприятно подчеркнуть свое отношение к социально высоким слоям общества, применив несколько этикетных формул в ситуации общения с представителями иных социальных слоев.

1) речевой имидж индивидуума формируется лишь при условии повышения общего культурного уровня человека: «низкие» культурные уровни в современной цивилизации являются сугубо игровыми, не могут существовать самостоятельно;

2) формированию речевого имиджа соответствует переход из более низких в более высокие социальные слои, а не наоборот (феномен некоторых политических лидеров демонстрирует алогичность в устройстве российского общества, а не ошибочность постулируемых нами принципов);


3) при формировании речевого имиджа используются тренировочные упражнения, направленные на:

(а) обучение фонетически правильной, идеально-тонированной и интонированной речи

(б) обучение синтаксически динамическим типам высказывания (с преимущественной глагольностью, прозрачной семантикой и точной адресностью)

(в) обучение композиционным основам речи, правилам построения дискурса.

22 Способы повышения эффективности речи, основанные на интересах аудитории.

Эффективная судебная речь — это речь, при помощи которой автор добивается поставленной цели. Задачи ораторов-юристов, основанные на целеполагании в судебной риторике, — это удержание внимания слушателей и убеждение, включающее логическое доказательство и эмоциональное воздействие на аудиторию. Для повышения силы убеждения целесообразно учитывать принципы эффективной аргументации1и использовать специальные риторические приемы, включающие в себя и языковые средства выразительности.

Соотношение «старого» (известной информации) и «нового» (неизвестной информации). Публичное выступление включает в себя информацию разного плана — известную слушателям и новую для них. Важно найти правильное соотношение между известным и неизвестным, так как чрезмерный объем «старой» информации делает выступление неинтересным для слушателей, а чрезмерный объем «новой» информации затрудняет восприятие слушателей, делает ее сложной для понимания.