Файл: Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80% населения земного шара.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функции социального института религии
Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь человека. В целом можно выделить следующие функции религии в обществе:
мировоззренческая; |
легитимизирующая (нравственная); |
культуротранслирующая; |
интегративная; |
регулятивная; |
психотерапевтическая; |
Мировоззренческая функция. Мировоззрение - это совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией.
В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смысл полагающей или функцией «значений».
Легитимизирующая (она же нравственная) функция. С мировоззренческой функцией тесно связана легитимизирующая, или узаконивающая функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил крупнейший американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы.
Культуротранслирующая функция религии. Данная функция раскрывает отношение религии к духовной культуре, под которой понимается совокупность достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности.
Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние и на светское искусство (светским искусством называют такую художественную деятельность и такие ее результаты, которые не поддерживают веру в сверхъестественное). Религия как бы «дарит» художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал.
Интегративная функция. Религии присущи также интегративная функция. Французский социолог Э. Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем, поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями.
Религия дает человеку возможность определиться в социокультурной системе и тем самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми.
Регулятивная функция. Данная функция во многом перекликается с рассмотренной выше функцией. Заключается она в том, что религия усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, так и неформальный.
Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека [3].
Формы религиозных организаций
Религиозное объединение – это духовная общность верующих и организационных структур религиозной организации.
В ходе изучения религиозных общностей, исследователями – М. Вебером, Э. Трёльчем, Г. Беккером, Г. Нибуром, Дж.М. Йингером – было выделено несколько типов религиозных объединений: церковь; секта; устойчивая секта; деноминация;
культ; мистерия; тайное общество и пр.
Наиболее распространенная и принятая в современной социологии религии классификация религиозных объединений включает всего три их типа церковь, секту и деноминацию.
Церковь – это религиозная организация, которая объединяет последователей на основании общего вероучения и особенностей культа.
Ей характерна сложная, строго централизованная и иерархизированная система разделения на священнослужителей, проходящих специальное обучение, и мирян.
В ходе их взаимодействиями осуществляются: выработка, сохранение и передача религиозной информации; организация и координация религиозной деятельности; контроль за поведением людей.
Принадлежность к той или иной церкви обычно определяется не личным выбором человека, а семейной или государственной традицией. Ее последователи преимущественно анонимны, то есть в церкви нет постоянного и строго контролируемого членства. Обычно церковь сотрудничает с государством или, как минимум, не противоречит ему.
Секта возникает в связи с отделением от церкви некоторого числа верующих, провозгласивших оппозицию традиции и господствующей церкви, а часто и общественному порядку, государству. Современная социология религии обозначает следующие характеристики сект:
-
не приемлют учение господствующей Церкви; -
считают свою роль, роль своей доктрины и идейных принципов в религиозном мире исключительной. Из-за этого отмечены мессианские настроения избранничества и тенденция к изоляции; -
специфически трактуют и понимают религиозные догматы и священные книги; -
харизматичный лидер организации; -
готовность членов отречься и порвать все отношения с семьей и обществом, привычными бытовыми условиями, то есть четкая установка принести себя в жертву и страдать;
Деноминация – это промежуточная ступень религиозной организации, объединяющая черты и церкви, и секты. От церкви у данной организации относительно высокая система централизации и иерархический принцип управления, не признание политики изоляционизма. Проповедь об избранности членов сочетается тут с возможностью быть спасенными и духовным возрождением для всех. С сектой же она сближена принципом добровольности, постоянством и строго контролируемостью членства, претензией на исключительность своих ценностей и основных положений, идеей богоизбранничества.
Отличие деноминации от секты состоит в активном участии в светской жизни, эффективной экономической деятельности, стремлении превратиться в церковь или, хотя бы, называться ею.
Все перечисленные выше религиозные организации относятся к культовым религиозным организациям. Но, так как у религиозных организаций есть и не религиозные функции с целью сохранения своих позиций в обществе, в их рамках отмечено существование и внекультовых организаций, например, церковно-приходских советов, различных церковных отделов, занимающихся взаимодействием с обществом, издательствами, религиозными СМИ и пр.
Заключение
Подводя итоги моей работы на распространенную тему - Религия как социальный институт, можно сделать следующие выводы:
Религия, рассматриваемая как социальный институт, также характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей.
Религия как социальный институт – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Религия в значительной степени влияет на общество в целом не только с культурологической стороны, но и с психологической, коммуникативной.
Список литературы
-
Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Учебное пособие. Социология. -М.: «Экзамен», 2004. -
Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Учебное пособие. Социология. -М.: «Экзамен», 2004. -
Михаил Тарусин. Исследование «Религия и общество» Институт общественного проектирования, отдел социологии. - М.: Инфа-М, 2005. -
Горелов А.А. Социология. - М., 2006.