Файл: Основы совершенствования материальнотехнического обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Категория А – наиболее значимые услуги, объем реализации которых превышает 4000 тыс. руб;
Категория В – менее значимые услуги, объем реализации которых от 3000 до 4000 тыс. руб;
Категория С – наименее значимые услуги, объем реализации которые менее 3000 тыс. руб
Таблица 21 - Определение планируемого объема реализации услуг по категориям методом АВС - анализа
Виды услуг | Реализации услуг, тыс. руб в 2021 году |
Технический консалтинг | 5480 |
Сметные расчеты | 4824 |
Итого по группе А | 10304 |
Проектирование и внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением | 3886 |
Авторский надзор | 3338 |
Итого по группе В | 7223 |
Прочие услуги | 2875 |
Итого по группе С | 2875 |
На основании данных таблицы видно, что объем реализации составляет:
- по группе А - 10304 тыс. руб,
- по группе В – 7223 тыс. руб,
- по группе С – 2875 тыс. руб
Таким образом, структура реализации услуг по выделенным группам предполагает, что 51% реализованных услуг придется на группу А, 35% на группу В и 14% на группу С.
Рисунок 6 Структура реализации услуг по категориям
Третий этап – выделение наиболее значимых видов услуг с точки зрения затрат на хранение и транспортировку.
На основании данных 21 и сведений о стоимости хранения и транспортировки составим таблицу 22.
Таблица 22 - Выделение наиболее значимых услуг с точки зрения стоимости хранения и затрат на транспортировку
Виды услуг | Реализованные услуги | Стоим транспор-тировки | Стоим. хранения | Итого тр.+хр. | Скоррект стоим тр. и хр | Кате-гория |
Технический консалтинг | 5480 | 110 | 384 | 493 | 310 | Х |
Сметные расчеты | 4824 | 145 | 289 | 434 | 250 | У |
Итого по группе А | 10304 | 254 | 673 | 927 | 560 | |
Проектирование и внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением | 3886 | 187 | 280 | 467 | 255 | У |
Авторский надзор | 3338 | 36 | 77 | 113 | 66 | Z |
Итого по группе В | 7223 | 223 | 357 | 580 | 321 | |
Прочие услуги | 2875 | 3 | 6 | 9 | 5 | Z |
Итого по группе С | 2875 | 3 | 6 | 9 | 5 | |
Всего | 20402 | 480 | 1036 | 1516 | 886 | |
На основании таблицы видно, что стоимость хранения и транспортировки составит 1516 тыс. руб. При этом стоимость транспортировки составляет 32% от общей стоимости затрат на хранение и транспортировку, а стоимость хранения составляет 68% от стоимости затрат на хранение и транспортировку. То есть стоимость хранения корректируем на коэффициент 0,68, а стоимость транспортировки на 0,32. В итоге получаем скорректированную стоимость хранения и транспортировки.
Далее на основании скорректированной стоимости хранения и транспортировки проводим ХYZ – анализ по следующим критериям:
Х – стоимость затрат более 300 тыс. руб, наиболее значительные затраты на хранение и транспортировку;
Y – стоимость затрат от 200 до 300 тыс. руб, менее значительные затраты на хранение и транспортировку;
Z – стоимость затрат менее 200 тыс. руб, наименее значительные затраты на хранение и транспортировку.
Четвертый этап – совмещение результатов АВС и ХYZ – анализа.
В таблице 23 представлены совмещенные результаты АВС и ХYZ – анализа.
Таблица 23 -Совмещенные результаты АВС и ХYZ – анализа
| X | Y | Z |
A | Технический консалтинг | Сметные расчеты | - |
B | - | Проектирование и внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением | Авторский надзор |
C | - | - | Прочие услуги |
Пятый этап - мероприятия по совершенствованию управления запасами каждой из выделенных категорий запасов.
Рекомендуемая стратегия управления запасами в соответствии с выявленной значимостью услуг приведена в таблице 22.
Таблица 22 - Рекомендуемая стратегия управления запасами в соответствии с выявленной значимостью услуг
Виды | Рекомендуемая стратегия управления запасами |
Канцтовары | Планирование потребности в запасах на основе оптимизации затрат на хранение и транспортировку |
Оргтехника | Создание страхового запаса |
Офисная мебель | 1/2 От первоначального страхового запаса |
ГСМ | Без создания страхового запаса |
Прочие | Запас не создается |
Далее определим размер запаса в соответствии с предложенной стратегией в таблице 24.
Таблица 24 - Размер запаса в соответствии с предложенной стратегией
Виды | Фактический размер запасов, тыс. руб | Планируемый размер запасов, тыс. руб | Излишек запасов, тыс. руб |
Канцтовары | 59 | 51 | 8 |
Оргтехника | 84 | 40 | 44 |
Офисная мебель | 66 | 37 | 29 |
ГСМ | 182 | 37 | 145 |
Прочие | 14 | 0 | 14 |
Итого | 405 | 164 | 241 |
По Технический консалтингу размер запаса определяем по формуле, характеризующую модель экономически обоснованного размера заказа [11]:
, )
где Q – необходимый объём закупки в год (квартал);
Зф1 – размер текущих затрат по размещению заказа, доставке и их приемке в расчете на одну поставляемую партию;
Зхр1 – размер текущих затрат по хранению единицы запасов.
или примерно 51 тыс. руб
Излишек запаса составит: 59-51=8 тыс. руб
Таким образом, по всем видам услуг предприятия имеются излишки запасов, что приводят к увеличению затрат на хранение и транспортировку.
Для обеспечения качества закупок предприятие использует выборочный входной контроль, базирующийся на качественных характеристиках.
Рассмотрим первое мероприятие - совершенствование процедур организации заготовительной деятельности включает совершенствование по следующим направлениям:
-
Документировать сроки и объемы поставляемых товарно-материальных ценностей; -
Постоянно проводить мероприятия, направленные на улучшение поставщиками качества поставляемых материалов с помощью ежедневной рассылки рейтинга поставщиков по емайлу; -
Документировать ритмичность поставок сырья и материалов; -
Документировать сроки поступающего сырья и материалов; -
Постоянно требовать уведомления о качестве поставок.
В таблице 25 приведен усовершенствованный процесс закупки предприятия.
Предлагаемое усовершенствование процесса закупки приведет, прежде всего, к росту качества поставляемых услуг.
Таблица 25 –Усовершенствование процесса «Закупки»
Точка контроля | Контролируемый показатель | Периодич-ность контроля | Источник информации | Кто контро-лирует |
Подпроцесс «Определение потребности в закупке материально - технических ресурсов» | Сроки составления потребности в сырье и материалах | Постоянно | Не документируется - документировать | Менеджер по казупкам |
Подпроцесс «Со-действие Поставщику в улучшении СМК» | Количество поставщиков, улучшивших свой рейтинг | 1 раз в год – постоянно | «Сводная таблица оценки поставщиков» | Менеджер по казупкам |
Подпроцесс «Оформление договоров» | Ритмичность поставок сырья и материалов | Постоянно | Не документируется – документировать | Директор |
Подпроцесс «Доставка сырья и материалов» | Наличие уведомлений, связанных с вопросами качества или поставок | 1 раз в полгода - постоянно | Не документируется – документировать | Менеджер по казупкам |
Подпроцесс «Входной контроль» | Сроки проведения входного контроля | Постоянно | Не документируется – документировать | Менеджер по казупкам |
Процесс «Закупки» | Степень выполнения запланированных мероприятий | Постоянно | План мероприятий для достижения целей в области качества | Директор |
В результате реализации предложенных мероприятий повысится эффективность процесса закупки материальных ценностей.
В таблице 26 приведена планируемая эффективность процесса закупки.
Таблица 26- Планируемая эффективность процесса закупки
Показатель | Формула расчета критерия | Крите- рий | 2021 год (факт) | 2021 год (план) | Изменение, (+,-) |
Анализ выполнения плана закупок | Отношение количества закупленного, материалов, к общему количеству запланированного на месяц | 100 | 82,06 | 98,80% | 98,80%- -82,06= =+16,74 |
Анализ уровня брака закуплен- ных материаль-ных ценностей | Отношение количества забракованных и материалов к общему количеству закупленного за квартал | 0 | 3,8 | 1,0 | 1,0-3,8=-2,0 |
Анализ затрат на 1кг закупленных материальных ценностей | Отношение количества затрат по транспортировке материалов к количеству закупленных материальных ценностей | 0,7 | 0,9 | 0,7 | 0,7-0,9=-0,2 |
Таким образом, в результате реализации предложенных мероприятий произойдут следующие положительные изменения в процессе закупок:
1)рост уровня выполнения договорных обязательств на 16,74%;
2)снижение уровня брака на 2%;
3)снижение затрат на закупленные материальные ценности на 0,2 кг на руб закупаемых материальных ценностей.
Негативное влияние прежней организации системы закупок на деятельность предприятия приведена в таблице 27.
Таблица 27 - Оценка негативных факторов влияния неэффективного функционирования системы организации запасов на результативность деятельности предприятия
Негативные факторы | Показатель, на который влияет | Размер влияния, тыс. руб | Структура влияния, % |
1. Нарушений сроков доставки | объем реализации | 1023 | 40,68 |
2. Высокая цена на услуги | увеличение закупочной стоимости | 651 | 25,88 |
3. Оплата стоимости доставки | увеличение закупочной стоимости | 238 | 9,46 |
4. Затраты на поиск транспорта | рост издержек обращения | 185 | 7,36 |
5. Отвлечение денежных средств из оборота за счет требования немедленной оплаты | снижение оборачиваемости | 247 | 9,82 |
6. Низкое качество | объем реализации | 115 | 4,57 |
7. Невыполнение условий хозяйственных договоров | объем реализации | 56 | 2,23 |
Итого | | 2515 | 100,00 |