Файл: Конспекты уроков по родному русскому языку в 6 классе (70 часов).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
)
– Как вы думаете, а есть ли контекстные антонимы? Попробуйте дать определение. (Контекстными антонимами называют слова, приобретающие противоположные значения только в определённом контексте.)
2. Работа по учебнику
Чтение теоретического материала (с. 72).
Упр. 91 (с. 72) – обсуждение заданий.
IV. Закрепление изученного материала
Чтение текста рубрики «Моя Россия» (с. 72.)
Упр. 92, задания 1–3 (с. 72–73), – чтение, обсуждение вопросов и заданий.
Упр. 93 (с. 73) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
V. Подведение итогов урока
– С какой целью используются антонимы в речи? (
VI. Домашнее задание
Упр. 90 (с. 72): записать десять или более пословиц, построенных на противопоставлении антонимов (по группам).
У р о к и 32, 33. Лексические омонимы
Цели: развивать представление об омонимах, главным образом о лексических; показать причины возникновения омонимов в русском языке; показать смысловые и стилистические особенности употребления омонимов; развивать навыки работы со словарями, навыки соблюдения сочетаемости слов, навыки групповой работы, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: понимание необходимости овладения грамотной речью, правильного, уместного употребления омонимов в речи с учётом их смысловых и стилистических особенностей; понимание причин возникновения омонимов; владение ознакомительным и изучающим видами чтения; умение пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группе.
Х о д у р о к а 32
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 90 – выступления групп и обсуждение.
III. Самоопределение к деятельности
– Вспомните, что такое омонимы. Приведите примеры.
– Какова роль омонимов в речи?
– Сформулируйте тему урока. («Лексические омонимы и точность речи».)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Слово омоним, как мы легко догадываемся, тоже греческого происхождения. Причём ввёл этот термин Аристотель – великий древнегреческий философ, учёный; между прочим, воспитатель Александра Македонского.
Омос – значит «одинаковый», то есть омоним – «одинаковое имя». Нас прежде всего интересуют лексические омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
Сразу отметим, что в толковых словарях омонимы даются в разных словарных статьях.
– Как вы думаете, почему? (Это разные слова, их сходство случайно.)
2. Беседа
– Как возникают омонимы?
Во-первых, омонимы возникают в результате того, что первоначально разные значения одного и того же слова становятся настолько далёкими, что в современном языке воспринимаются уже как принадлежащие разным словам, и установить общность этих слов можно лишь с помощью специального этимологического анализа. К этой группе омонимов относятся такие слова, как месяц – одна двенадцатая часть астрономического года и месяц – небесное светило, фаза Луны; мир – согласие, отсутствие войны и мир – вселенная, земной шар.
Во-вторых, омонимы появляются в том случае, если исконное слово совпадает в своём звучании с заимствованным. Например, клуб – шарообразная масса чего-либо движущегося (пыли, дыма,пара и т. д.) и клуб – общественная организация, объединяющая людей (от англ. сlub); горн – металлургическая печь, кузнечный очаг и горн – духовой музыкальный инструмент, сигнальный рожок (от нем. Horn – «рог»).
В некоторых случаях изначально по-разному звучащие слова (русское и заимствованное) постепенно, в процессе исторического развития языка превращаются в омонимы. Такой путь прошли, например, слова лук – ручное оружие для метания стрел (восходит к древнерусскому) и лук – огородное растение (древнее заимствование из германских языков).
Бывает даже, что в русском языке приобретают одинаковое звучание несколько слов, заимствованных из разных языков. Например, банка (польск. banka) – цилиндрический стеклянный, глиняный или жестяной сосуд, банка (голл. bank) – отмель и банка (нем. Bank) – поперечная скамья в лодке.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 94 (с. 74) – чтение стихотворения.
Упр. 96 (с. 74) – письменное выполнение и обсуждение.
Упр. 97 (с. 75) – работа в парах с последующим обсуждением.
Упр. 98 (с. 75) – выполнение заданий. Задание 1 – устно, задание 2 – самостоятельная работа с последующей проверкой.
VI. Подведение итогов урока
– Каковы причины возникновения омонимов?
– Чем полные омонимы отличаются от неполных?
– Что такое омофоны, омографы, омоформы?
VII. Домашнее задание
Упр. 95 (с. 74): изучить материал таблицы и дополнить её своими примерами (работа по группам).
Х о д у р о к а 33
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 95 – обсуждение заданий.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 99, задания 1–4 (с. 76), – чтение, обсуждение вопросов и заданий.
Чтение текстов рубрик «Толковый словарь» и «Лингвистические заметки» (с. 76).
Упр. 100 (с. 77) – чтение, обсуждение, запись исправленных вариантов предложений.
Упр. 101, задания 1–4 (с. 77–78), – устное выполнение заданий.
Упр. 102 (с. 79) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока
– Почему, говоря об омонимах, мы уточняем, что речь идёт о лексических омонимах, а в случаях с синонимами и антонимами таких уточнений не требовалось?
– Почему надо аккуратно использовать омонимы в речи?
– Только ли в русском языке существуют омонимы?
– С какой целью используется в речи омонимия?
V. Домашнее задание
Упр. 101, задания 5, 6 (с. 78).
Прочитать текст рубрики «Моя Россия» (с. 78).
У р о к и 34, 35. Особенности склонения имён собственных
Цели: развивать представление об особенностях склонения имён собственных; показать, от чего зависит выбор той или иной формы; развивать навыки работы со словарями, навыки групповой и самостоятельной работы, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: понимание необходимости грамотной речи, правильного склонения имён собственных; умения пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать орфографические и пунктуационные навыки, объяснять языковые явления, работать самостоятельно и в группе.
Х о д у р о к а 34
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 101, задания 5, 6, – выразительное чтение текста, проверка выписанных из текста синонимов.
III. Самоопределение к деятельности
– Что входит в понятие «имена собственные»? Приведите примеры.
– Просклоняйте фамилию и имя соседа по парте.
– Просклоняйте название населённого пункта, района, где вы живёте.
– Сформулируйте тему урока. («Особенности склонения имён собственных».)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
При склонении многих имён и фамилий, городов и других географических объектов обычно мы не испытываем затруднений. Однако многие имена собственные при склонении требуют особого внимания.
Сегодня будем заниматься практическим освоением сложных случаев склонения. А при затруднениях будем обращаться к специальному словарю – «Словарю имён собственных».
2. Работа по учебнику
Упр. 103 (с. 79) – чтение, обсуждение, вывод.
Упр. 104 (с. 79) – самостоятельное изучение, рассказ об особенностях склонения имён собственных.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 105 (с. 80) – работа в небольших группах (2–4 человека) с последующим обсуждением.
Упр. 106 (с. 80) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
Упр. 107, задание 1 (с. 80), – самостоятельная работа с последующей проверкой.
Чтение текстов рубрик «Говорите правильно» (с. 81) и «Моя Россия» (с. 82).
VI. Подведение итогов урока
– В чём особенности склонений русских и иностранных фамилий? (Русские фамилии на -ин, -ын и на -ов, -ев имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ым, а иностранные – -ом.)
– В каком словаре можно уточнить склонение имён собственных?
VII. Домашнее задание
Упр. 107, задание 2 (с. 81).
Упр. 108 (с. 81).
Х о д у р о к а 35
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 107, задание 2, – чтение вслух составленных предложений.
Упр. 108 – чтение вслух образованных от данных имён мужских и женских отчеств.
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Продолжая разговор об именах собственных и особенностях их склонения, обратимся к топонимам. Топоним – это имя собственное, обозначающее название географического объекта. Но если с русскими названиями мы разобрались, то склонение и определение рода иностранных названий часто ставит нас в тупик, особенно если мы не знаем, какой именно географический объект называет то или иное слово. Попробуем догадаться, какова закономерность в определении рода топонимов.
2. Работа по учебнику
Упр. 109 (с. 81) – чтение, обсуждение, вывод.
Чтение текста рубрики «Круг чтения» (с. 81).
– А как называют жителей вашего города (села)?
IV. Закрепление изученного материала
Упр. 111 (с. 82) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
Упр. 112 (с. 82) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
Чтение текста рубрики «Толковый словарь» (с. 83).
V. Подведение итогов урока
– Какие трудности вы испытывали при изучении особенностей склонения имён собственных?
– Что нового для себя вы открыли на уроках по этой теме?
VI. Домашнее задание
Упр. 110 (с. 82): подготовить проект на тему «Происхождение фамилий учеников нашего класса».
У р о к и 36, 37. Нормы употребления имён существительных
Цели: развивать представление об именах существительных; показать трудности в употреблении этой части речи, приучать соблюдать нормы употребления; развивать навыки работы со словарями, навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты: понимание необходимости грамотной речи, правильного употребления имён существительных; владение изучающим и поисковым видами чтения; умения пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать орфографические и пунктуационные навыки, объяснять языковые явления, работать самостоятельно.
– Как вы думаете, а есть ли контекстные антонимы? Попробуйте дать определение. (Контекстными антонимами называют слова, приобретающие противоположные значения только в определённом контексте.)
2. Работа по учебнику
Чтение теоретического материала (с. 72).
Упр. 91 (с. 72) – обсуждение заданий.
IV. Закрепление изученного материала
Чтение текста рубрики «Моя Россия» (с. 72.)
Упр. 92, задания 1–3 (с. 72–73), – чтение, обсуждение вопросов и заданий.
Упр. 93 (с. 73) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
V. Подведение итогов урока
– С какой целью используются антонимы в речи? (
VI. Домашнее задание
Упр. 90 (с. 72): записать десять или более пословиц, построенных на противопоставлении антонимов (по группам).
У р о к и 32, 33. Лексические омонимы
Цели: развивать представление об омонимах, главным образом о лексических; показать причины возникновения омонимов в русском языке; показать смысловые и стилистические особенности употребления омонимов; развивать навыки работы со словарями, навыки соблюдения сочетаемости слов, навыки групповой работы, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: понимание необходимости овладения грамотной речью, правильного, уместного употребления омонимов в речи с учётом их смысловых и стилистических особенностей; понимание причин возникновения омонимов; владение ознакомительным и изучающим видами чтения; умение пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группе.
Х о д у р о к а 32
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 90 – выступления групп и обсуждение.
III. Самоопределение к деятельности
– Вспомните, что такое омонимы. Приведите примеры.
– Какова роль омонимов в речи?
– Сформулируйте тему урока. («Лексические омонимы и точность речи».)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Слово омоним, как мы легко догадываемся, тоже греческого происхождения. Причём ввёл этот термин Аристотель – великий древнегреческий философ, учёный; между прочим, воспитатель Александра Македонского.
Омос – значит «одинаковый», то есть омоним – «одинаковое имя». Нас прежде всего интересуют лексические омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
Сразу отметим, что в толковых словарях омонимы даются в разных словарных статьях.
– Как вы думаете, почему? (Это разные слова, их сходство случайно.)
2. Беседа
– Как возникают омонимы?
Во-первых, омонимы возникают в результате того, что первоначально разные значения одного и того же слова становятся настолько далёкими, что в современном языке воспринимаются уже как принадлежащие разным словам, и установить общность этих слов можно лишь с помощью специального этимологического анализа. К этой группе омонимов относятся такие слова, как месяц – одна двенадцатая часть астрономического года и месяц – небесное светило, фаза Луны; мир – согласие, отсутствие войны и мир – вселенная, земной шар.
Во-вторых, омонимы появляются в том случае, если исконное слово совпадает в своём звучании с заимствованным. Например, клуб – шарообразная масса чего-либо движущегося (пыли, дыма,пара и т. д.) и клуб – общественная организация, объединяющая людей (от англ. сlub); горн – металлургическая печь, кузнечный очаг и горн – духовой музыкальный инструмент, сигнальный рожок (от нем. Horn – «рог»).
В некоторых случаях изначально по-разному звучащие слова (русское и заимствованное) постепенно, в процессе исторического развития языка превращаются в омонимы. Такой путь прошли, например, слова лук – ручное оружие для метания стрел (восходит к древнерусскому) и лук – огородное растение (древнее заимствование из германских языков).
Бывает даже, что в русском языке приобретают одинаковое звучание несколько слов, заимствованных из разных языков. Например, банка (польск. banka) – цилиндрический стеклянный, глиняный или жестяной сосуд, банка (голл. bank) – отмель и банка (нем. Bank) – поперечная скамья в лодке.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 94 (с. 74) – чтение стихотворения.
Упр. 96 (с. 74) – письменное выполнение и обсуждение.
Упр. 97 (с. 75) – работа в парах с последующим обсуждением.
Упр. 98 (с. 75) – выполнение заданий. Задание 1 – устно, задание 2 – самостоятельная работа с последующей проверкой.
VI. Подведение итогов урока
– Каковы причины возникновения омонимов?
– Чем полные омонимы отличаются от неполных?
– Что такое омофоны, омографы, омоформы?
VII. Домашнее задание
Упр. 95 (с. 74): изучить материал таблицы и дополнить её своими примерами (работа по группам).
Х о д у р о к а 33
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 95 – обсуждение заданий.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 99, задания 1–4 (с. 76), – чтение, обсуждение вопросов и заданий.
Чтение текстов рубрик «Толковый словарь» и «Лингвистические заметки» (с. 76).
Упр. 100 (с. 77) – чтение, обсуждение, запись исправленных вариантов предложений.
Упр. 101, задания 1–4 (с. 77–78), – устное выполнение заданий.
Упр. 102 (с. 79) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока
– Почему, говоря об омонимах, мы уточняем, что речь идёт о лексических омонимах, а в случаях с синонимами и антонимами таких уточнений не требовалось?
– Почему надо аккуратно использовать омонимы в речи?
– Только ли в русском языке существуют омонимы?
– С какой целью используется в речи омонимия?
V. Домашнее задание
Упр. 101, задания 5, 6 (с. 78).
Прочитать текст рубрики «Моя Россия» (с. 78).
У р о к и 34, 35. Особенности склонения имён собственных
Цели: развивать представление об особенностях склонения имён собственных; показать, от чего зависит выбор той или иной формы; развивать навыки работы со словарями, навыки групповой и самостоятельной работы, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: понимание необходимости грамотной речи, правильного склонения имён собственных; умения пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать орфографические и пунктуационные навыки, объяснять языковые явления, работать самостоятельно и в группе.
Х о д у р о к а 34
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 101, задания 5, 6, – выразительное чтение текста, проверка выписанных из текста синонимов.
III. Самоопределение к деятельности
– Что входит в понятие «имена собственные»? Приведите примеры.
– Просклоняйте фамилию и имя соседа по парте.
– Просклоняйте название населённого пункта, района, где вы живёте.
– Сформулируйте тему урока. («Особенности склонения имён собственных».)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
При склонении многих имён и фамилий, городов и других географических объектов обычно мы не испытываем затруднений. Однако многие имена собственные при склонении требуют особого внимания.
Сегодня будем заниматься практическим освоением сложных случаев склонения. А при затруднениях будем обращаться к специальному словарю – «Словарю имён собственных».
2. Работа по учебнику
Упр. 103 (с. 79) – чтение, обсуждение, вывод.
Упр. 104 (с. 79) – самостоятельное изучение, рассказ об особенностях склонения имён собственных.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 105 (с. 80) – работа в небольших группах (2–4 человека) с последующим обсуждением.
Упр. 106 (с. 80) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
Упр. 107, задание 1 (с. 80), – самостоятельная работа с последующей проверкой.
Чтение текстов рубрик «Говорите правильно» (с. 81) и «Моя Россия» (с. 82).
VI. Подведение итогов урока
– В чём особенности склонений русских и иностранных фамилий? (Русские фамилии на -ин, -ын и на -ов, -ев имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ым, а иностранные – -ом.)
– В каком словаре можно уточнить склонение имён собственных?
VII. Домашнее задание
Упр. 107, задание 2 (с. 81).
Упр. 108 (с. 81).
Х о д у р о к а 35
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 107, задание 2, – чтение вслух составленных предложений.
Упр. 108 – чтение вслух образованных от данных имён мужских и женских отчеств.
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Продолжая разговор об именах собственных и особенностях их склонения, обратимся к топонимам. Топоним – это имя собственное, обозначающее название географического объекта. Но если с русскими названиями мы разобрались, то склонение и определение рода иностранных названий часто ставит нас в тупик, особенно если мы не знаем, какой именно географический объект называет то или иное слово. Попробуем догадаться, какова закономерность в определении рода топонимов.
2. Работа по учебнику
Упр. 109 (с. 81) – чтение, обсуждение, вывод.
Чтение текста рубрики «Круг чтения» (с. 81).
– А как называют жителей вашего города (села)?
IV. Закрепление изученного материала
Упр. 111 (с. 82) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
Упр. 112 (с. 82) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
Чтение текста рубрики «Толковый словарь» (с. 83).
V. Подведение итогов урока
– Какие трудности вы испытывали при изучении особенностей склонения имён собственных?
– Что нового для себя вы открыли на уроках по этой теме?
VI. Домашнее задание
Упр. 110 (с. 82): подготовить проект на тему «Происхождение фамилий учеников нашего класса».
У р о к и 36, 37. Нормы употребления имён существительных
Цели: развивать представление об именах существительных; показать трудности в употреблении этой части речи, приучать соблюдать нормы употребления; развивать навыки работы со словарями, навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты: понимание необходимости грамотной речи, правильного употребления имён существительных; владение изучающим и поисковым видами чтения; умения пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать орфографические и пунктуационные навыки, объяснять языковые явления, работать самостоятельно.