Файл: 1. Назовите основные синдромы нарушенного сознания. Дайте краткую характеристику.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 9

Загория Яна Григорьевна

1. Назовите основные синдромы нарушенного сознания. Дайте краткую характеристику.

Сознание – высшая форма отражения действительности и умение целенаправленно воздействовать на неё.

К синдромам расстройств сознания относятся:

• оглушение (синдром оглушения);

• делирий (делириозный синдром);

• аменция (аментивный синдром);

• сумеречное состояние сознания;

• онейроид (онейроидный синдром)

Оглушение — понижение, вплоть до полного исчезновения ясности сознания и одновременное его опустошение. Основные проявления оглушения — повышение порога возбудимости для всех внешних раздражителей. Больные безучастны, окружающее не привлекает их внимания, задаваемые им вопросы, воспринимают не сразу, и способны осмыслить из них лишь сравнительно простые или только самые простые. Мышление замедлено и затруднено. Словарный запас обеднен. Ответы односложные, часто встречаются персеверации. Представления бедны и неотчетливы. Двигательная активность снижена, движения совершаются больными медленно; отмечается двигательная неловкость. Обеднены мимические реакции, выражено нарушение запоминания и репродукции. Продуктивные психопатологические расстройства отсутствуют. Они могут наблюдаться в рудиментарной форме лишь в самом начале оглушения. Период оглушения обычно полностью или почти полностью амнезируется.

Обнубиляция — легкая степень оглушения. Больные производят впечатление слегка опьяневших, рассеянных, несобранных людей. Они бестолковы, не сразу улавливают смысл обращенной к ним речи, несколько запаздывают с восприятием происходящего, отвечают и действуют невпопад. Больные могут быть эйфоричными, суетливыми. Характерны колебания ясности сознания, короткие эпизоды включения в ситуацию. В состоянии обнубиляции пациенты могут оптимистически оценивать свое состояние даже при серьезных повреждениях. Например, после травмы больной не предъявляет жалоб, отказывается от медицинской помощи, пытается помочь другим пострадавшим в то время, как нависла угроза его собственной жизни. В связи с этим больных не госпитализируют, выписывают из стационара раньше времени либо сами пациенты покидают отделение.


Сомноленция — форма неглубокого, но менее опасного, нежели обнубиляция, оглушения сознания. Характерна повышенная сонливость. Предоставленный себе, пациент тотчас погружается в глубокий сон. На короткое время путем энергичной стимуляции его можно разбудить, вступить в контакт, после чего он вновь засыпает. Сомноленцию часто можно наблюдать после судорожных припадков на выходе из эпилептической комы. Пациенты после припадка некоторое время как бы глубоко спят и лишь потом приходят в себя. Разбудить их можно, хотя и не без труда, но не следует этого делать — пробуждение может быть неполным и иметь следствием двигательное возбуждение с агрессией.

Оглушение напоминает симптоматику психоорганического синдрома (торпидность, аспонтанность, слабость суждений, памяти), но таковым не является. Наблюдается по выходе из комы, но, в свою очередь, может переходить в сопор и кому.

Сопор. Сохраняются лишь элементарные проявления психической деятельности. В ответ на громкий оклик больной может, например, повернуть голову, ненадолго открыть глаза, на укол отреагировать гримасой боли, стоном, отдергиванием руки. Выявляются различные неврологические нарушения: снижение мышечного тонуса, ослабление сухожильных, периостальных, кожных рефлексов и др. Болевая чувствительность, зрачковые, корнеальные и конъюнктивальные рефлексы не нарушены.

Кома. Полное угнетение психической деятельности. Выявляются мышечная атония, арефлексия, бульбарные расстройства, мидриаз с отсутствием реакции зрачков на свет, патологические рефлексы, тазовые расстройства и т. д. Состояния «мозговой смерти» при искусственном поддержании функций внутренних органов в реаниматологии называют превзойденной или запредельной комой. Идентична апаллическому синдрому Кречмера.

Оглушение развивается вследствие гипоксии мозга, отека и набухания мозговой ткани, поражения нейронов токсическими продуктами, развития ацидоза при различных патологических состояниях (травмы черепа, интоксикации, сосудистые нарушения, опухоли, соматические заболевания и т. д.). К продуктивным расстройствам сознания относят делирий, онейроид, сумеречное помрачение сознания, аменцию.

Делирий. Характеризуется прежде всего различными нарушениями восприятия: иллюзиями, галлюцинациями, нарушениями сенсорного синтеза. Преобладают зрительные иллюзии (парейдолии) и галлюцинации (сценоподобные, зоологические, демономанические, палингностические, кинематографические, полиоптические, макро- и микрооптические, видения нитей, проводов, паутины и т. п.). Нередко наблюдаются тактильные обманы восприятия (мнимое присутствие на коже, под ней паразитов, гадов, насекомых; ощущения укусов животных, ударов, уколов, порезов, разливающейся жидкости). Некоторые виды тактильных галлюцинация могут указывать на природу делирия.


В развитии делирия различают три стадии. В первой отмечаются некоторое повышение настроения, ускорение течения ассоциаций, наплывы ярких образных воспоминаний, суетливость, явления гиперестезии, нарушения засыпания, тревожные сновидения, неустойчивость внимания, кратковременные эпизоды нарушения ориентировки во времени, обстановке, ситуации, аффективная лабильность. Во второй стадии возникают парейдолии, нарастает беспокойство, усиливаются тревожность, пугливость, сновидения приобретают характер кошмаров. В утренние часы сон несколько улучшается.

На высоте делирия, в третьей его стадии, наблюдаются галлюцинации, возбуждение, дезориентировка. Выход из делирия нередко критический, после длительного сна, с последующей астенией. Вышеупомянутые признаки характеризуют клиническую картину типичного, наиболее часто встречающегося делирия. Возможны другие его варианты (А.Г.Гофман). Абортивный делирий — длительность его не превышает нескольких часов, наблюдаются галлюцинации без нарушения ориентировки. Гипнагогический делирий — галлюцинации возникают при засыпании, наяву их не наблюдается.

Делирий без делирия — дезориентировка и суетливое возбуждение не сопровождаются обманами восприятия и бредом. Систематизированный делирий — наблюдаются сценоподобные зрительные галлюцинации, лишенные, в отличие от онейроида, мегаломанического содержания, масштабности. Глубина помрачения сознания может быть незначительной, с сохранением частичной ориентировки в месте и времени.

При тяжелом делирии преобладают явления оглушения сознания с последующей тотальной амнезией и неврологические, соматические и вегетативные нарушения. Вариантами тяжелого делирия являются, в частности, мусситирующий (бормочущий) и профессиональный виды. Первый характеризуется гиперкинетическим, ограниченным пределами постели возбуждением, невнятным бормотанием и хватательными движениями — симптомом карфологии (схватываются находящиеся поблизости предметы, в более тяжелых случаях хватательные движения совершаются в воздухе). При профессиональном делирии двигательное возбуждение выражается автоматизированными профессиональными действиями. Реакция на окружающее и контакт с больными при тяжелом делирии отсутствуют.


Мусситирующий делирий отражает тяжелое соматическое состояние больного. Характеризуется нарушениями ориентировки во времени и месте, затруднениями ориентировки в собственной личности. Сведения о себе, да и то отрывочные, больной может дать только после энергичных попыток привлечь его внимание. Типична полная отрешенность от окружающего. Судя по поведению, у больного имеются обильные нарушения восприятия. Он что-то стряхивает с себя, рассматривает перед собой, теребит постель, однако получить ответ от больного о его переживаниях не удается. Больной пытается говорить, но речь его бессвязна, сопровождается выкриками отдельных слов, бормотанием, вследсствие чего эту форму иногда называют «бормочущим делирием». Из-за тяжелого соматического состояния велика вероятность летального исхода. В благоприятных случаях мусситирующий делирия завершается амнезией всего болезненного периода.

Онейроид. Онейроидный синдром лишь традиционно относят к синдромам нарушенного сознания. Его клинические признаки не столько соответствуют критериям синдромов нарушенного сознания, сколько отличаются от них.

Для данного синдрома характерна так называемая двойная ориентировка во всех ее видах — во времени в месте и в собственной личности.

Больные могут относительно правильно оценивать текущее время, но наряду с этим пребывать в другом времяисчислении — в средневековье, в космической эре. Достаточно верно определяя свое местонахождение — больничная палата, свой дом, и понимая, кто находится рядом — близкие, медицинский персонал, они одновременно воспринимают себя в совершенно иной обстановке и в ином окружении — в какой-то лаборатории, в подводном мире, среди инопланетян, рыцарей. Могут осознавать себя и как таковых, и как совершенно иных лиц, нередко каких-либо значимых и героических персонажей — полководцев, космонавтов; могут идентифицировать себя и с неодушевленными предметами. Так, больной ощущал себя «вековым камнем», «стоящим на распутье эпох», а мимо него «текло время».

Отрешенность от окружающего также отличается значительным своеобразием. Больные производят впечатление людей, не воспринимающих и не осознающих того, что происходит вокруг. Они, как правило, не реагируют на внешние раздражители, даже весьма значимые для них. Ни их мимика, ни их поза не отражают той ситуации и той обстановки, в которой они находятся. Часто у них закрыты глаза. Но если глаза открыты, то следящих движений незаметно. Однако нередко оказывается, что больные не были столь глубоко отрешены от происходившего, как это можно было бы ожидать, судя по внешнему виду и поведению. По выходе из болезненного состояния они могут с большей или меньшей степенью точности воспроизводить события того периода времени и нередко давать им довольно точные оценки.


Нарушения памяти так же проявляются при онейроидном синдроме. Память как на реально происходившие события, так и на болезненные переживания остается в основном сохранной. Тем не менее при расспросе больные часто говорят, что они ничего не помнят, ссылаясь на плохую память. При этом иногда спонтанно, подчас через длительные промежутки времени, могут неожиданно рассказать о том, что происходило с ними.

Для онейроидного синдрома типичны яркие и красочные фантастического содержания переживания больных. Они обусловлены связанными одной тематикой псевдогаллюцинациями и бредовыми идеями, сопро- провождающимися соответствующими им эмоциональными реакциями. Больные осознают себя активными участниками и главными действующими лицами космических войн, грандиозных праздничных шествий, оказываются в средневековых городах, в подводном мире.

Онейроид называют также сновидным помрачением сознания из-за его заметного сходства со сном. Болезненные переживания напоминают обильные сновидения нередко фантастического содержания, с калейдоскопически меняющимися картинами. Больные, как и спящие в сновидениях, испытывают ощущение активной причастности к развертывающимся в патологических представлениях событиям и сценам. При этом в болезненном состоянии, как и во сне, значительно ограничены двигательные реакции.

Глубина и продолжительность онейроидных явлений может заметно варьировать. В одних случаях это лишь кратковременные эпизодические включения в картину каких-либо сложных психопатологических образований, в других — тянущиеся неделями состояния грубой дезинтеграции психической деятельности.

Онейроидный синдром в отличие от других синдромов, входящих в группу состояний нарушенного сознания и вызываемых экзогенными факторами и соматическими заболеваниями, имеет эндогенную природу и относится к проявлениям шизофрении, к ее кататонической форме.

Сумеречное помрачение сознания — внезапная и кратковременная (минуты, часы, реже — более продолжительные сроки) утрата ясности сознания с полной отрешенностью от окружающего или с его отрывочным и искаженным восприятием при сохранении привычных автоматизированных действий. После внезапного развития столь же внезапно исчезает, сменяясь чаще всего глубоким сном. Иногда отмечается только глубокая дезориентировка всех видов (в месте, времени, собственной личности) с сохранностью привычных автоматизированных движений, в связи с чем больные могут даже не привлечь к себе внимание окружающих. Это простая форма сумеречного помрачения сознания. Если при этом больные непроизвольно блуждают, то говорят об амбулаторном автоматизме (транс, сомнамбулизм — лунатизм). В других случаях отмечается речедвигательное возбуждение, страх, злоба, устрашающего содержания зрительные галлюцинации, бредовые высказывания. Находящийся в таком состоянии больной может совершить необычно жестокие акты агрессии. Позже следует либо полная амнезия психотического эпизода, либо сохраняется смутное воспоминание отдельных бывших расстройств, которые затем в течение короткого времени (до 2-х часов) забываются (ретардированная амнезия).