Файл: Учебник по курсу Гражданское право предназначено для студен тов, обучающихся по специальности Юриспруденция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 386
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
525
Если фирменное наименование юридического лица не соот- ветствует требованиям законодательства, орган, осуществляю- щий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к из- менению фирменного наименования.
Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или на упаковках.
Сокращенные фирменные наименования, а также фирмен- ные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Распоряжение исключительным правом на фирменное на- именование (в том числе путем его отчуждения или предостав- ления другому лицу права использования фирменного наимено- вания) не допускается.
Не допускается использование юридическим лицом фир- менного наименования, тождественного фирменному наимено- ванию другого юридического лица или сходного с ним до степе- ни смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Юридическое лицо, нарушившее данные правила, обязано по требованию правообладателя пре- кратить использование фирменного наименования, тождествен- ного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообла- дателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.
526
На территории Российской Федерации действует исключи- тельное право на фирменное наименование, включенное в Еди- ный государственный реестр юридических лиц.
Исключительное право на фирменное наименование возни- кает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фир- менного наименования.
Фирменное наименование или отдельные его элементы мо- гут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.
Фирменное наименование, включенное в коммерческое обо- значение, охраняется независимо от охраны коммерческого обо- значения.
Фирменное наименование или отдельные его элементы мо- гут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания.
Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.
Право на товарный знак и право на знак обслуживания
На товарный знак, т.е. на обозначение, служащее для инди- видуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удосто- веряемое свидетельством на товарный знак.
Законодательство о товарных знаках соответственно приме- няется к знакам обслуживания, т.е. к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами ли- бо индивидуальными предпринимателями работ или оказывае- мых ими услуг.
Обладателем исключительного права на товарный знак мо- жет быть юридическое или индивидуальный предприниматель.
На территории Российской Федерации действует исключи- тельное право на товарный знак, зарегистрированный федераль- ным органом исполнительной власти по интеллектуальной соб-
527
ственности, а также в других случаях, предусмотренных между- народным договором.
Государственная регистрация товарного знака осуществля- ется данным федеральным органом в Государственном реестре товарных знаков обслуживания Российской Федерации (Госу- дарственный реестр товарных знаков).
На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.
Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в от- ношении товаров, указанных в свидетельстве.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Не допускается государственная регистрация в качестве то- варных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения то- варов определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определя- ется исключительно или главным образом свойством либо на- значением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доми- нирующего положения. Данные положения не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
В соответствии с международным договором не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обо- значений, состоящих только из элементов, представляющих со- бой:
528 1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;
2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие символы и знаки;
3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;
4) обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными в пунктах 1–3.
Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответ- ствующего компетентного органа.
Не допускается государственная регистрация в качестве то- варных знаков обозначений, представляющих собой или содер- жащих элементы:
1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуж- дение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Не допускается государственная регистрация в качестве то- варных знаков обозначений, тождественных или сходных до сте- пени смешения с официальными наименованиями и изображе- ниями особо ценных объектов культурного наследия народов
Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их соб- ственниками, без согласия собственников или лиц, уполномо- ченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
В соответствии с международным договором не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обо- значений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств-участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяю- щих идентифицировать вина или спиртные напитки как проис- ходящие с его территории (производимые в границах географи-
529
ческого объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным обра- зом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных зна- ков обозначения, тождественные до степени смешения:
1) товарными знаками других лиц других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную реги- страцию товарного знака не отозвана или не признана отозван- ной;
2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Россий- ской Федерации, в том числе в соответствии с ее международ- ным договором, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
3) товарными знаками других лиц, признанными общеизве- стными в Российской Федерации товарными знаками в отноше- нии однородных товаров.
Регистрация в качестве товарного знака в отношении одно- родных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных выше, допускается только с согласия правообладателя.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных зна- ков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места про- исхождения товаров, охраняемым в соответствии с законода- тельством, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистри- руемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляет- ся в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.
Не могут быть в отношении однородных товаров зарегист- рированы в качестве товарных знаков обозначения, тождествен- ные или сходные до степени смешения с охраняемым в Россий- ской Федерации фирменным наименованием или коммерческим
530 обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, право на которые в Российской Фе- дерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистри- руемого товарного знака.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных зна- ков обозначения, тождественные:
1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соот- ветствующее произведение возникли ранее даты приоритета ре- гистрируемого товарного знака;
2) имени, псевдониму или производному от них обозначе- нию, портрету или факсимиле известного в Российской Федера- ции на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;
3) промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета реги- стрируемого товарного знака.
Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (пра- вообладателю), принадлежит исключительное право использо- вания товарного знака любым не противоречащим закону спосо- бом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Исключительное право на товарный знак может быть осу- ществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частно- сти, путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, де- монстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вво- дятся в гражданский оборот на территории Российской Федера-
531
ции, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо вводятся на ее территорию;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в граж- данский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рек- ламе;
5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Никто не вправе использовать без разрешения правооблада- теля сходные с ее товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зареги- стрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смещения.
Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, кото- рый помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности, либо сло- весного обозначения «товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняе- мым на территории Российской Федерации.
Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для ин- дивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вслед- ствие использования товарного знака непрерывно в течение лю- бых 3 лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересо- ванным лицом в палату по патентным спорам по истечении ука- занных 3 лет при условии, что вплоть до подачи такого заявле- ния товарный знак не использовался.
Использованием товарного знака признается его использо- вание правообладателем или лицом, которому такое право пре- доставлено на основании лицензионного договора, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование то-
532 варного знака осуществляется в соответствии с законодательст- вом, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не влияющим на его различительную спо- собность и не ограничивающим охрану, предоставленную то- варному знаку. Бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе.
При решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам.
Прекращение правовой охраны товарного знака означает прекращение исключительного права на этот товарный знак.
Не является нарушением исключительного права на товар- ный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский обо- рот на территории Российской Федерации непосредственно пра- вообладателем или с его согласия.
По договору об отчуждении исключительного права на то- варный знак одна сторона (правообладатель) передает или обя- зуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключи- тельное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в отношении и части товаров, для индивидуа- лизации которых он зарегистрирован, другой стороне – приобре- тателю исключительного права.
Отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может явиться причиной вве- дения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Отчуждение исключительного права на товарный знак, включающий в качестве неохраняемого элемента наименование места происхождения товара, которому на территории Россий- ской Федерации предоставлена правовая охрана, допускается только при наличии у приобретателя права на такое наименова- ние.
533
По лицензионному договору одна сторона – обладатель ис- ключительного права на товарный знак (лицензиар) предостав- ляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфе- ре предпринимательской деятельности.
Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества произ- водимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанав- ливаемым лицензиаром. Лицензиар вправе осуществлять кон- троль за соблюдением этого условия. По требованиям, предъяв- ляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.
Предоставление права использования товарного знака, включающего в качестве неохраняемого элемента наименование места происхождения товара, которому на территории Россий- ской Федерации предоставлена правовая охрана, допускается только при наличии у лицензиата исключительного права поль- зования таким наименованием.
Договор об отчуждении исключительного права на товар- ный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, по- средством которых осуществляется распоряжение исключитель- ным правом на товарный знак, должны быть заключены в пись- менной форме и подлежат государственной регистрации в феде- ральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Порядок государственной регистрации договоров устанав- ливается федеральным органом исполнительной власти, осуще- ствляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интел- лектуальной собственности.
Исключительное право на товарный знак действует в тече- ние 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистра- цию товарного знака в федеральный орган исполнительной вла- сти по интеллектуальной собственности.
Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя,
534 поданному в течение последнего года действия этого права.
Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.
По ходатайству правообладателя ему может быть предос- тавлено 6 месяцев по истечении срока действия исключительно- го права на товарный знак для подачи указанного заявления при условии уплаты пошлины.
Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится федеральным органом исполнитель- ной власти по интеллектуальной собственности в Государствен- ный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак.
Заявка на государственную регистрацию товарного знака
(заявка на товарный знак) подается в федеральный орган испол- нительной власти по интеллектуальной собственности юридиче- ским лицом или индивидуальным предпринимателем (заявите- лем).
Заявка на товарный знак должна относиться к одному товар- ному знаку. Заявка на товарный знак должна содержать:
1) заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жи- тельства или места нахождения;
2) заявляемое обозначение;
3) перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруп- пированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
4) описание заявляемого обозначения.
Датой подачи заявки на товарный знак считается день по- ступления в федеральный орган исполнительной власти по ин- теллектуальной собственности документов, предусмотренных пунктами 1–3, а если указанные документы представлены не од- новременно, – день поступления последнего документа.
Заявка на товарный знак подписывается заявителем, а в слу- чае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя – заявителем или его представителем, подающим заявку.
К заявке на товарный знак должны быть приложены: