Файл: Программа среднего профессионального образования 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) Дисциплина Естествознание Практическое задание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Дисциплина: Естествознание
Практическое задание № 1


Выполнила:

Панарина Екатерина Андреевна

Преподаватель:
Васильцова Анна Сергеевна

Задание 1. Разделите методы научного познания (наблюдение, описание, синтез, индукция, дедукция, обобщение, моделирование, абстрагирование, математизация, измерение, сравнение, эксперимент, формализация, аксиоматизация, аналогия) на эмпирические и теоретические и дайте им определения. 
Ответ:
Эмпирические методы: наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, описание. Теоретические методы: аналогия, синтез, абстрагирование, формализация, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, классификация, математизация.
В реальном научном познании эти методы используют всегда в единстве. Например, при разработке эксперимента требуется предварительное теоретическое осмысление проблемы, формулирование гипотезы, а после проведения эксперимента - обработка результатов с использованием математических методов.
Наблюдение - это преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания их существенных свойств.
Описание –результат наблюдения и эксперимента, состоящий в фиксировании данных с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке. Описание как метод научного исследования производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, знаки, матрицы, графики и т. д.).
Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.
Индукция – это логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщению.
Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.

Абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.
МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ – процесс применения понятий и методов математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа исследуемых ими явлений.
Измерение - это процесс, суть которого заключается в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.
Сравнение – методы измерений, в которых измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой.
Эксперимент — это метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символом (знаков).
Аксиоматизация —метод построения научных теорий на основе принятых без доказательства положений ил известных фактов.
Аналогия – прием познания, при котором на основе сходных объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Задание 2. Заполните таблицу «Система мира античных философов»

Имя философа

Основные представления о природе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Ответ:




Имя философа

Основные представления о природе

 Гераклит Эфесский (ок. 530—470 гг. до н.э.).

 Это ему принадлежат слова: «Мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, ест и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим...». Гераклит выдвинул замечательный принцип вечно изменчивости материи. Он учил о вечном обмене веществ между небом и Землей 

 Пифагор Самосский (ок. 580—500 гг. до н.э.) 

  высказал мысль о том, что Вселенная имеет вид концентрических, вложенных друг в друга прозрачных хрустальных сфер, к которым будто бы прикреплены планеты. В центре мира в этой модели помещалась Земля, вокруг нее вращались сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитер и Сатурна. Дальше всех находилась сфера неподвижных звезд.

  Евдокс Книдский (ок. 408— 355 гг. до н.э.)

 Он предположил, что у каждой планеты имеется не одна а несколько сфер, скрепленных друг с другом. Одна из этих сфер совершает один оборот в сутки вокруг оси небесной сферы по направлению с восток на запад. Время обращения другой (в обратную сторону) предполагалось равным периоду обращения планеты. Тем самым объяснялось видимо движение планеты вдоль эклиптики. При этом предполагалось, что ось второй сферы наклонена к оси первой под определенным углом. Комбинации с этими сферами позволяла объяснить попятное движение планеты и е наклонное движение по отношению к эклиптике. Все особенности движения Солнца и Луны объяснялись с помощью трех сфер. Звезды Евдокс разместил на одной сфере, вмещающей в себя все остальные. Таким образом все видимое движение небесных светил Евдокс свел к вращению 27 сфер.

 Платон (427—347 гг. до н.э.)

 полагал, что основой мира являются: огонь, воздух, вода, земля. высказал предположение, что Земля находится в центре мира что вокруг нее обращается Луна, Солнце, далее утренняя звезда Венера звезда Гермеса (Меркурий), звезды Ареса, Зевса и Кронуса (Марс, Юпитер и Сатурн). У Платона впервые встречаются названия планет по имен богов, полностью совпадающие с вавилонскими.

 Пифагореец Филолай (V в. до н.э.)

 предложил пироцентрическую систему мира, в которой Земля, Солнце, Луна, пять планет против земли и сфера неподвижных звезд обращаются вокруг центрального огня. Пироцентрическая система Филолая уступила геоцентрической системе Платона

Аристотель (384—322 гг. до н.э.).

Аристотель и его последователи отрицали пустоту (вакуум) в природе полагали, что материальная субстанция беспредельно делима, и разграничивали «земное» и «небесное». Земля, по их представлениям, есть ми тленный, где происходит постоянный круговорот — рождение и смерть произрастание и увядание; небо, наоборот, усеяно светилами, состоящим из одного эфира — нетленного элемента: все светила являются поэтому вечными и совершенными.

Эмпедоклом (ок. 490—430 гг. до н.э.) 

предположил существование четырех «стихий»: земли, воды, воздух и огня, из смешения которых будто бы произошли все тела, встречающиеся на Земле.

Гераклид Понтийский (388—315 гг. до н.э.)

предполагал, что Земля движется «...по вращательной около своей оси, наподобие колеса, с запада на восток вокруг собственного центра». Он высказал также мысль, что орбиты Венеры и Меркурия являются окружностями, в центре которых находится Солнце. Вместе с Солнцем эти планеты будто бы и обращаются вокруг Земли.

Архимед (ок 287—212 гг. до н.э.)

в своих трудах пишет, что Аристарх полагал, что неподвижные звезды и Солнце не меняют своих мест в пространстве, что Земля движется по окружности около Солнца, находящегося в ее центре, и что центр шара неподвижных звезд совпадает с центром Солнца. Он допускал также и суточное вращение Земли. Однако слишком мало данных было в распоряжении ученых того времени, чтобы обосновать эту теорию которая на много столетий опережала представления, сложившиеся тогда в естествознании.


 Задание 3. Ниже приведены суждения философов и естествоиспытателей о проблеме бесконечности материи в пространстве и времени. Какая из точек зрения вам представляется наиболее аргументированной? Как соотносятся между собой понятия «мир», «материя», «Вселенная» в этих высказываниях?
1. Бесконечность материального мира
— это его неисчерпаемость, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, бесконечно превращаемостью ее форм (Я. В. Котин).
2.
Если пространство конечно, значит, за его границей существует нечто непространственное и, следовательно, нематериальное (А. Г. Спиркин).
3
. Не исключено также, что Вселенная имеет конечные размеры, что пространство наше, отмеряемое от заданной точки, имеет конечный радиус (М. А. Марков).
Ответ:
Наиболее аргументированной точкой зрения мне предоставляется под номером три.
Мир - это общее понятие. Может обозначать как Землю, так и всё материальное пространство. Земля - наша планета. Вселенная, по Оксфордскому словарю, - это вся существующая материя и пространство. Не имеет конца и края, ибо расширяется. Космосэто пустые участки Вселенной, которые лежат вне атмосфер небесных тел.