Файл: Программа среднего профессионального образования 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) Дисциплина Естествознание Практическое задание 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Дисциплина: Естествознание
Практическое задание № 1
Выполнила:
Панарина Екатерина Андреевна
Преподаватель:
Васильцова Анна Сергеевна
Задание 1. Разделите методы научного познания (наблюдение, описание, синтез, индукция, дедукция, обобщение, моделирование, абстрагирование, математизация, измерение, сравнение, эксперимент, формализация, аксиоматизация, аналогия) на эмпирические и теоретические и дайте им определения.
Ответ:
Эмпирические методы: наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, описание. Теоретические методы: аналогия, синтез, абстрагирование, формализация, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, классификация, математизация.
В реальном научном познании эти методы используют всегда в единстве. Например, при разработке эксперимента требуется предварительное теоретическое осмысление проблемы, формулирование гипотезы, а после проведения эксперимента - обработка результатов с использованием математических методов.
Наблюдение - это преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания их существенных свойств.
Описание –результат наблюдения и эксперимента, состоящий в фиксировании данных с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке. Описание как метод научного исследования производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, знаки, матрицы, графики и т. д.).
Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.
Индукция – это логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщению.
Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.
Абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.
МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ – процесс применения понятий и методов математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа исследуемых ими явлений.
Измерение - это процесс, суть которого заключается в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.
Сравнение – методы измерений, в которых измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой.
Эксперимент — это метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символом (знаков).
Аксиоматизация —метод построения научных теорий на основе принятых без доказательства положений ил известных фактов.
Аналогия – прием познания, при котором на основе сходных объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Задание 2. Заполните таблицу «Система мира античных философов»
Имя философа | Основные представления о природе |
| |
| |
| |
| |
| |
Ответ:
Имя философа | Основные представления о природе |
Гераклит Эфесский (ок. 530—470 гг. до н.э.). | Это ему принадлежат слова: «Мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, ест и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим...». Гераклит выдвинул замечательный принцип вечно изменчивости материи. Он учил о вечном обмене веществ между небом и Землей |
Пифагор Самосский (ок. 580—500 гг. до н.э.) | высказал мысль о том, что Вселенная имеет вид концентрических, вложенных друг в друга прозрачных хрустальных сфер, к которым будто бы прикреплены планеты. В центре мира в этой модели помещалась Земля, вокруг нее вращались сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитер и Сатурна. Дальше всех находилась сфера неподвижных звезд. |
Евдокс Книдский (ок. 408— 355 гг. до н.э.) | Он предположил, что у каждой планеты имеется не одна а несколько сфер, скрепленных друг с другом. Одна из этих сфер совершает один оборот в сутки вокруг оси небесной сферы по направлению с восток на запад. Время обращения другой (в обратную сторону) предполагалось равным периоду обращения планеты. Тем самым объяснялось видимо движение планеты вдоль эклиптики. При этом предполагалось, что ось второй сферы наклонена к оси первой под определенным углом. Комбинации с этими сферами позволяла объяснить попятное движение планеты и е наклонное движение по отношению к эклиптике. Все особенности движения Солнца и Луны объяснялись с помощью трех сфер. Звезды Евдокс разместил на одной сфере, вмещающей в себя все остальные. Таким образом все видимое движение небесных светил Евдокс свел к вращению 27 сфер. |
Платон (427—347 гг. до н.э.) | полагал, что основой мира являются: огонь, воздух, вода, земля. высказал предположение, что Земля находится в центре мира что вокруг нее обращается Луна, Солнце, далее утренняя звезда Венера звезда Гермеса (Меркурий), звезды Ареса, Зевса и Кронуса (Марс, Юпитер и Сатурн). У Платона впервые встречаются названия планет по имен богов, полностью совпадающие с вавилонскими. |
Пифагореец Филолай (V в. до н.э.) | предложил пироцентрическую систему мира, в которой Земля, Солнце, Луна, пять планет против земли и сфера неподвижных звезд обращаются вокруг центрального огня. Пироцентрическая система Филолая уступила геоцентрической системе Платона |
Аристотель (384—322 гг. до н.э.). | Аристотель и его последователи отрицали пустоту (вакуум) в природе полагали, что материальная субстанция беспредельно делима, и разграничивали «земное» и «небесное». Земля, по их представлениям, есть ми тленный, где происходит постоянный круговорот — рождение и смерть произрастание и увядание; небо, наоборот, усеяно светилами, состоящим из одного эфира — нетленного элемента: все светила являются поэтому вечными и совершенными. |
Эмпедоклом (ок. 490—430 гг. до н.э.) | предположил существование четырех «стихий»: земли, воды, воздух и огня, из смешения которых будто бы произошли все тела, встречающиеся на Земле. |
Гераклид Понтийский (388—315 гг. до н.э.) | предполагал, что Земля движется «...по вращательной около своей оси, наподобие колеса, с запада на восток вокруг собственного центра». Он высказал также мысль, что орбиты Венеры и Меркурия являются окружностями, в центре которых находится Солнце. Вместе с Солнцем эти планеты будто бы и обращаются вокруг Земли. |
Архимед (ок 287—212 гг. до н.э.) | в своих трудах пишет, что Аристарх полагал, что неподвижные звезды и Солнце не меняют своих мест в пространстве, что Земля движется по окружности около Солнца, находящегося в ее центре, и что центр шара неподвижных звезд совпадает с центром Солнца. Он допускал также и суточное вращение Земли. Однако слишком мало данных было в распоряжении ученых того времени, чтобы обосновать эту теорию которая на много столетий опережала представления, сложившиеся тогда в естествознании. |
Задание 3. Ниже приведены суждения философов и естествоиспытателей о проблеме бесконечности материи в пространстве и времени. Какая из точек зрения вам представляется наиболее аргументированной? Как соотносятся между собой понятия «мир», «материя», «Вселенная» в этих высказываниях?
1. Бесконечность материального мира — это его неисчерпаемость, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, бесконечно превращаемостью ее форм (Я. В. Котин).
2. Если пространство конечно, значит, за его границей существует нечто непространственное и, следовательно, нематериальное (А. Г. Спиркин).
3. Не исключено также, что Вселенная имеет конечные размеры, что пространство наше, отмеряемое от заданной точки, имеет конечный радиус (М. А. Марков).
Ответ:
Наиболее аргументированной точкой зрения мне предоставляется под номером три.
Мир - это общее понятие. Может обозначать как Землю, так и всё материальное пространство. Земля - наша планета. Вселенная, по Оксфордскому словарю, - это вся существующая материя и пространство. Не имеет конца и края, ибо расширяется. Космос - это пустые участки Вселенной, которые лежат вне атмосфер небесных тел.