Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине правоохранительные органы рф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену по дисциплине
«ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ»
1.
Правоохранительная деятельность: понятие, признаки, виды.
Правоохранительная деятельность – вид государственной деятельности осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны права либо его восстановления в случае его нарушения путем применения охранительных юридических норм в соответствии с законом и в строгой процессуальной форме.
Основные признаки правоохранительной деятельности:
1.
Осуществляется путем применения оградительных норм регламентирующие меры государственного принуждения
(назначения наказания, возмещение ущерба, лишение лицензии и т.д.).
2.
Осуществляется в точном соответствии с законом и в строгом процессуальном порядке
3.
Осуществляется специально уполномоченными государственными органами, а так же негосударственными организациями (адвокатура, нотариат)
Функции правоохранительной деятельности:
1.
Осуществление конституционного контроля
2.
Отправление правосудия (рассмотрение арбитражных, уголовных и гражданских дел)
3.
Исполнение судебных решений
4.
Организационное обеспечение деятельности судов
5.
Прокурорский надзор
6.
Обеспечение общественного порядка, безопасности личности, общества, государства
7.
Выявление и расследование преступлений и иных правонарушений
8.
Предупреждение правонарушений
9.
Оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам и защиты по уголовным делам
Виды правоохранительной деятельности:

осуществление правосудия;

прокурорский надзор;

расследование преступлений;

оперативно-розыскная деятельность (ОРД),

выявление и раскрытие преступлений,

обеспечение государственной безопасности;

исполнение судебных решений;

охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений;

оказание квалифицированной юридической помощи;

конституционный контроль.

удостоверение бесспорных прав и фактов.
Государственные органы могут выполнять один или несколько видов правоохранительной деятельности.
2.
Правоохранительные органы: понятие, признаки, виды, классификация.
Правоохранительные органыэто специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности. или
Полномочия по охране прав и свобод граждан, обеспечения безопасности по борьбе с преступностью возлагаются на специально созданные государственные и негосударственные организации, именуемые ПО.
Несмотря на то, что термин ПО широко применяется в законодательстве, тем не менее, ни в одном нормативном акте его содержание не раскрывается.
В учебной литературе существует ряд определенных требований:
1.
ПО это обособленное по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа государственных и негосударственных органов и организаций, деятельность которых заключается в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод и интересов граждан и организаций путем осуществления конституционного контроля, правосудия, прокурорского надзора, выявление и расследование преступлений, предупреждение правонарушений и оказание юридической помощи
2.
В более узком значении. ПО – специальные органы, созданные государством в целях защиты прав и свобод граждан и организаций, обеспечение безопасности и интересов общества и государства, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения (вплоть до применения уголовного закона) в строгой процессуальной форме
3.
ПО - те государственные и негосударственные организации, деятельность которых осуществляется в применении охранительных юридических норм (полиция, ФСБ, следственный комитет) и в обеспечении законности (прокуратура) и в защите прав физических и юридических лиц при применении этих норм
Цель деятельности ПО - охрана прав.
Охрана права подразумевает:
1.
Восстановление нарушенного права
2.
Возмещение причиненного правонарушения материального или морального вреда
3.
Наказание правонарушителя
4.
Предупреждение правонарушений
L
1


Признаки гос. ПО
ПО – государственный орган. Все государственные ПО создаются и финансируются государством, комплектуются специалистами, действуют сотрудники ПО на основании с принятыми законами, решения ими принимаются от лица государства и эти решения обязательны для всех частных лиц и организаций
ПО осуществляют свою деятельность исключительно на основании закона и в соответствии с ним, компетенция, полномочия
ПО, предъявляемые к ним требования закреплены в федеральном законодательстве
ПО государственные наделены исключительным правом на применение мер государственно правового принуждения
К лицам, которые не выполняют требования законов государство вынуждено применять меры принуждения с целью, что бы пресечь правонарушение, возвратить законность, скомпенсировать причиненный вред. Осуществлять меры принуждения только государственные правоохранительные органы
Перечисленные признаки в совокупности присущи лишь государственным правоохранительным органам.
Признаки негос. ПО
У негосударственных а это адвокатура, нотариат, юр службы организаций, частные сыщики. У них отсутствуют меры принуждения, однако они относятся к ПО в широком смысле слова по сути и целям своей деятельности
Виды, классификация
Система ПО в России – совокупность всех ПО, которая подразделяется на 2 подсистемы:
1) Судебные органы (суды) включают в себя федеральные суды – Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суд, дисциплинарное судебное присутствие и суды субъектов РФ (мировые судьи, конституционные
(уставные) суды)
2) Иные ПО включают в себя государственные ПО исполнительной власти (органы прокуратуры, ОВД, органы ФСБ, государственная охрана, таможня, органы предварительного расследования, органы и структуры исполнительной власти, наделенные правом рассмотрения дел об административных правонарушениях (налоговая, санэпидемнадзор)
3.
Предмет и система дисциплины «ПО», ее соотношение с другими юридическими дисциплинами.
Предметом учебной дисциплины ПО выступают государственные и негосударственные образования (организации), деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, с защитой прав, свобод и законных интересов граждан
Цель данной дисциплины дать студентам знания по системе российских ПО, о ключевых моментах их деятельности и о регулирующих их деятельность нормативно – правовых актов
Структурно дисциплину ПО можно представить в виде 3 связанных между собой разделов:
1 Раздел: понятие правоохранительных органов, систему органов, принципы, нормативная основа деятельности
2 Раздел: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, об органах судейских сообществ, о правовом статусе судей. Статус – совокупность прав и обязанностей
3 Раздел (иные организации): рассматриваются их задачи, принципы действия, компетенция, требования, предъявляемые к кадровому составу
Соотношение дисциплины
«Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами.
Учебная дисциплина Правоохранительные Органы явилась вводным юридическим предметом. Тесно соотносится с рядом других юридических дисциплин.

С фундаментальной общетеоретической юридической наукой Теории Государства и Права. Дело в том, что в Теории
Государства и Права раскрываются основа-полагающие государственно-правовые понятия, конструкции, категории, которыми оперирует курс Правоохранительные Органы.

Большое значение имеет курс конституционное право, в котором обозначена роль и место Правоохранительных
Органов в механизме государства, определены конституционные принципы построения и функционирования судебных и иных Правоохранительных Органов.
Конституционное право устанавливает основные положения, регламентирующие функции Правоохранительных Органов, как конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор.

Уголовно-процессуальное право регламентирует порядок производства дознания, предварительного расследование уголовных дел, рассмотрение дел в судах, права и обязанности участников уголовного судопроизводства.

Дисциплина Правоохранительные Органы тесно связана с курсами гражданского и арбитражного процессуального
права, которое. изучает содержание гражданского и арбитражного судопроизводств по рассмотрению имущественных и некоторых неимущественных споров.

В дисциплине прокурорский надзор определены формы и методы осуществления прокурорского надзора, как средство обеспечения законности, в том числе и в сфере Правоохранительной Деятельности.

Административное право изучает деятельность органов государственного управления (исполнительной власти) в том числе и в сфере правоохраны
Вывод: Тем либо иным образом предмет ПО связан со всеми юр. дисциплинами.
4.
Общая характеристика нормативных правовых актов о правоохранительных органах.
Источником права являются прецеденты
L
2


В основном деятельность ПО регулируется таким видом источников права как нормативные правовые акты, а так же
договоры с нормативным содержанием.
В настоящее время в правовой системе сложилась разветвленная система, которая регламентирует:
1)
Конституция РФ – фундаментальный источник правового регулирования, является актом высшей юридической силы и обладает свойством прямого действия. Значение для деятельности ПО:

во второй главе конституции названы основные права и свободы человека. Определены условия допустимости их ограничения, названы права и свободы которые могут быть умалены на основании судебных решений. Названы права и свободы - права на равенство право на жизнь, которыми не могут быть ограниченны ни при каких условиях в том числе и в правоохранительной деятельности

глава 7 конституции посвящена судебной власти, здесь сосредоточены основополагающие положения относящиеся к судоустройству, порядку и условиям осуществления судебной власти, изложены основные принципы правосудия

Конституция РФ в силу своего прямого действия непосредственно являются источником права, поскольку в ней получили нормативные решения многие вопросы правосудия и судопроизводства. Сформирована система принципов правосудия

Конституция РФ оказывает определяющее влияние на формирование законодательства о судопроизводстве, о судоустройстве, о прокурорском надзоре. Под непосредственным влиянием конституции были приняты федеральные конституционные законы, а так же текущие ФЗ регламентирующие и определяющие деятельность всех ПО, в том числе УК
УПК и др.

Конституция разграничивает предметы ведения, в том числе и в области правоохранительной деятельности между РФ и его субъектами. К исключительному ведению РФ относятся – установление системы федеральных органов, прокуратура.
Формирование органов исполнительной власти включая ПО. Предмет совместного ведения РФ и субъектов являются адвокатура, нотариат, кадры судебных и ПО

Конституция РФ установила приоритет законодательства РФ по предметам совместного ведения и

Конституция РФ установила приоритет международного права над догмами РФ, нормы международных договоров подлежат включению в российское законодательство
2)
Федеральные конституционный законы – те законы которые прямо упоминаются в конституции РФ, а так же это те законы которые вводят в законы поправки. К числу ФКЗ применяемые в деятельности ПО относятся следующие:

ФКЗ от 31.12.96 (ред. От 6.12.11) №1-ФКЗ о судебной системе РФ

ФКЗ от 21.07.94 (ред. От 09.02.11) №1 – ФКЗ о конституционном суде РФ

ФКЗ от 28.04.95 (ред. От 06.12.11) №1 - ФКЗ об арбитражных судах РФ

ФКЗ от 23.06.99 №1 – ФКЗ о военных судах РФ

ФКЗ от 07.02.11 №1 – ФКЗ о судах общей юрисдикции РФ

ФКЗ от 09.11.09 №4 – ФКЗ о дисциплинарном судебном присутствии

Так же ФКЗ регламентируется правовой статус присяжных заседателей и арбитражных заседателей
3)
Федеральные текущие законы (они не могут противоречить Конституции РФ, ФКЗ) ряд таких регламентирует деятельность

Закон РФ от 26.06.92 №3132-1 О статусе судий в РФ

ФЗ от 17.12.98 №188-1 О мировых судьях РФ

ФЗ от 14.03.2002 №30-ФЗ об органах судейского сообщества РФ

Кроме того не утратил полностью своего значения закон РСФСР от 07.08.1981 о судоустройстве РСФСР, этот закон может применяться в части непротиворечащей ФКЗ о судебной системе РФ

ФЗ от 08.01.2008 №7-ФЗ о судебном департаменте и верховном суде РФ регламентирует деятельность этого специального государственного органа осуществляющего организационные (кадровые, финансовые, технич.) обеспечения деятельности судов общей юрисдикции а так же органов судейского сообщества
Соответствующий ФЗ посвящен практически каждому ПО исполнительной власти, среди них:
ФЗ от 17.11.1995 №87-ФЗ (ред. от 5.06.2007) о прокуратуре РФ
ФЗ от 07.02.2011 №3-ФЗ о полиции
ФЗ от 03.04.1995 №40-ФЗ о ФСБ
ФЗ от 08.01.1998 №3-ФЗ о наркотических средствах и психотропных веществах
ФЗ от 28.12.2010 №403-ФЗ о следственном комитете РФ
ФЗ от 21.07.1997 №118-ФЗ о судебных приставах
ФЗ от 21.07.1997 №119-ФЗ об исполнительном производстве
Закон РФ от 21.07.1993 №5473-1 об учреждениях и органах исполняющих уголовное наказание (деятельность ФСИН)
Деятельность по оказанию юр помощи физ. и юрид. лицам организуется в соответствии от 26.04.2002 №63-ФЗ об адвокатуре и адвокатской деятельности РФ, а так же основами законодательства в РФ о нотариате от 11.02.1993 №4462-1
Кроме того ПО опираются в своей деятельности на ряд универсальной текущий ФЗ: УК РФ, ГК РФ, УПК РФ, ГПК РФ, кодекс об административных правонарушениях РФ, а так же ФЗ от 12.08.1995 Об оперативно розыскной деятельности
4)
Подзаконные нормативно правовые акты

Нормативные указы президента

Нормативные постановления правительства РФ

Нормативные акты федеральных ПО исполнительной власти

Совместные нормативные акты
Указом президента утверждаются практически по всем ПО исполнительной власти. Указы президента могут регламентировать вопросы деятельности наиболее важных структурных подразделений, а так же в случае необходимости президент своими указами вносит коррективы в режиме опережения принятия законов
Постановление правительства утверждает положение о ПО подпадающих под подведомство правительства (министерство юстиций). Кроме того постановления могут регламентировать некоторые аспекты правоохранительной деятельности имеющих межведомственный характер. Так пост прав РФ от 04.07.2003 установлены размеры труда адвокатов участвующих в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению
5) Ведомственные нормативные акты, которые принимаются самими федеральными органами исполнительной власти, эти нормативные акты имеют форму приказов, указаний, положений, правил, рекомендаций. Данные нормативные акты принимаются только на федеральном уровне, они не могут противоречить конституции РФ, текущим законам, , указам президента.
Данные акты детализируют, тщательно расписывают порядок деятельности ПО в соответствии с конституционными актами.
L
3


Установлен порядок принудительно го привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы предварительного расследования. В соответствии с приказом директора ФСБ РФ устанавливается перечень территорий относящейся к пограничной зоне, порядок пересечения границы и прочее.
Согласно указу президента РФ от 23.01.1996 №763 не могут иметь юридической силы ведомственные акты затрагивающие права и свободы граждан, если эти акты не зарегистрированы официально министерством юстиции и не опубликованы официально
1.
Определенное значение имеют международные правовые акты: договоры РФ, конвенции, пакты и т.д. Будучи подписанные Россией они подлежат ратификации, а их нормы имплементируются в российские законы
2.
Важным источником регулирования деятельности ПО являются акты конституционного суда РФ, так ФЗ, указы президента, постановления правительства. Признанные конституционным судом несоответствующие РФ признаются утратившими силу, и применяться не могут.
5.
Понятие, сущность, признаки судебной власти.
Судебная власть – это совокупность суда, как независимого и обособленного государственного органа исключительных полномочий, прежде всего, по рассмотрению и разрешению: конституционных, уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, в порядке соответствующих судопроизводств.
Сущность
Гос власть представляет собой способность государства оказывать при помощи средств политического, социально экономического, правового характера, определяющие влияние на деятельность, поведение всех физических и юридических лиц находящихся на территории страны в нужном государству направлении. От всех иных видов власти социальной власти, государство отличается тем что только она имеет право применять меры государственно правового принуждения.
В России как в демократическом государстве, основные положения касающиеся государственной власти прописаны в конституции РФ. Согласно ст. 10 конституции РФ, государственная власть осуществляется на основе его разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. При этом все ветви власти самостоятельны. В данном конституционном установлении нашел отражение принцип разделения государственной власти на 3 независимых ветви. Этот принцип является основным базисным государственном строительстве демократических государств.
Принцип разделения власти объективно базируется на несовпадении социальных интересов различных слоев населения на необходимости согласовывать эти интересы. Основное предназначение данного принципа не допустить узурпации государственной власти. Сосредоточении её в каком либо едином центре, что как показывает история неизменнно ведет к произволу попиранию прав и свобод личности
В результате разделения ветви власти на 3 самотоятельные ветви, создается механизм сдержки и противовеса посредством которого возможно преодоление всех социальных противоречий, конфликтных ситуаций в обществе. Так судебная власть в лице конституционного суда может разрешить противоречия между исполнительной и законодательной власти. Например признать несоответствии конституции и применению указ президента о роспуске госдумы, а так же процедуру выдвижения гос думой обвинения президента России в совершении тяжкого преступления.
Выделяют

2 стороны понимания судебной власти, структурное и функиональное
Структурное подразумевает под гос властью систему специализированных органов, судов. А функциональное, осуществляемую судом специфическую деятельность, особенно правосудие.
Потребность государства в судебной власти определяется необходимостью цивилизованного – правового разрешения возникающих в обществе споров. Конфликтных ситуаций, а так же юридически. Государство предоставляет право признавать лиц виновными в совершении преступления. Разрешать различные споры. Становление правового государства и гражданского общества с необходимостью предполагает наличие независимой авторитетной судебной власти.
Судебная власть характеризуется рядом признаков:
1.
Судебная власть - вид государственной власти
2.
Принадлежит государственная власть судам.
3.
Исключительность судебной власти
Правосудие осуществляется судьями, а так же предусмотренными законами арбитражными заседателями и присяжными заседателями
4.
К исключительным функциям судебной власти относится:

Осуществление правосудия

Конституционный контроль

Контроль за законностью решений принимаемый любыми органами власти

Санкционирование следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, в ходе которых происходит ограничение прав и свобод личности

Контроль за законностью и обоснованностью арестов, задержаний, произведенных органами предварительного расследования

Официальное (легальное) толкование законов, а так же разъяснение вопросов судебной практики

Независимость судебной власти

Судья зависит только от законов, правосознания и совести

Обособленность судебной власти означает, что суды исп. автономную включающие непосредственно суды и систему органы обеспечивающие функционирование

Вместе с теми обособленность судебной власти не означает её изолированность от других ветвей власти, она взаимосвязана и взаимодействует как с законодательной так и с исполнительной властью, так вся деятельность судов основывается на основании законов принимаемых на законодательными органами. Исполнение судебных решений невозможно без тесного взаимодействия судебной с исполнительной в лице органов исполнения наказания и службы судебных приставов.