Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине правоохранительные органы рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как законодательная, так и исполнительная власть принимает участие в формировании судейского корпуса
5.
Полнота судебной власти заключается в широте судебных решений, а также в окончательности судебных решений
(кроме амнистий)
L
4
6.
Особый процессуальный порядок судебной власти – судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
7.
Подзаконность судебной власти – она означает, что суды всю свою деятельность осуществляю на основании и в соответствии с законом.
6.
Суд как орган судебной власти.
Судебная власть – это система специализированных государственных органов.
Признаки судебных органов:
•
Суд – государственный орган.
•
Особый порядок формирования судов комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора на конкурсной основе. Кандидат в судьи кроме диплома о высшем юр. Образовании должен еще соответствовать еще большому числу объективных и субъективных требований.
Объективные: возраст – больше 25 лет, гражданство РФ.
Субъективные: высокие морально-деловые качества, отсутствие судимости, хорошее здоровье.
•
Особая процедура реализации своих полномочий: все суды осуществляют свои полномочия в регламентированной законом процессуальной форме, имеющей вид различных судопроизводств, каждое из судопроизводств регламентируется определенными судебными кодексами.
•
Каждый из органов осуществляет деятельность в соответствии с установленным законом, компетенцией и юрисдикцией.
Компетенция каждого суда определяется категорией(видом)рассматриваемых дел. По своей компетенции суды разделяются на конституционные, общие суды и арбитражные. Юрисдикция судебного органа определяется пределом предоставленной ему власти.
Общая территориальная юрисдикция суда может распространяться на определенные административно-территориальные образования(район, область, край, республика и т.д.) на структурное подразделение вооруженных сил, на судебный участок судей.
Специальная судебная юрисдикция распространяется на круг определенных лиц, так дела против судей, депутатов госдумы вправе рассматривать только суды субъектов федераций
•
Судебный орган имеет конкретную структуру. В которую входят: пленум, президиум, судебная коллегия, палаты и судебные составы. Судебную структуру определяет федеральное законодательство. Наличие различных структурных подразделений суда. Обеспечивает ими различных полномочий судебной власти: Рассмотрение дел по существу, пересмотр вступивших и не вступивших в силу судебных решений
•
Судебный орган разрешает различные отнесенные к его компетенции дела в составе предусмотренных к законам:
•
судьей единолично,
•
несколькими судьями,
•
судьей и 2 арбитражными заседателями,
•
судьей и коллегией из 12 присяжных заседателей
7.
Назначение и роль судебной власти в правовом государстве, ее соотношение с другими ветвями
государственной власти.
Гос власть представляет собой способность государства оказывать при помощи средств политического, социально экономического, правового характера, определяющие влияние на деятельность, поведение всех физических и юридических лиц находящихся на территории страны в нужном государству направлении. От всех иных видов власти социальной власти, государство отличается тем что только она имеет право применять меры государственно правового принуждения.
В России как в демократическом государстве, основные положения касающиеся государственной власти прописаны в конституции РФ. Согласно ст. 10 конституции РФ, государственная власть осуществляется на основе его разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. При этом все ветви власти самостоятельны. В данном конституционном установлении нашел отражение принцип разделения государственной власти на 3 независимых ветви. Этот принцип является основным базисным государственном строительстве демократических государств.
Принцип разделения власти объективно базируется на несовпадении социальных интересов различных слоев населения на необходимости согласовывать эти интересы.
Основное предназначение данного принципа не допустить узурпации государственной власти. Сосредоточении её в каком либо едином центре, что как показывает история неизменнно ведет к произволу попиранию прав и свобод личности
В результате разделения ветви власти на 3 самостоятельные ветви, создается механизм сдержки и противовеса посредством которого возможно преодоление всех социальных противоречий, конфликтных ситуаций в обществе. Так судебная власть в лице конституционного суда может разрешить противоречия между исполнительной и законодательной власти. Например признать несоответствии конституции и применению указ президента о роспуске госдумы, а так же процедуру выдвижения гос думой обвинения президента России в совершении тяжкого преступления.
Потребность государства в судебной власти определяется необходимостью цивилизованного – правового разрешения возникающих в обществе споров. Конфликтных ситуаций, а так же юридически. Государство предоставляет право признавать лиц виновными в совершении преступления. Разрешать различные споры. Становление правового государства и гражданского общества с необходимостью предполагает наличие независимой авторитетной судебной власти.
Вместе с теми обособленность судебной власти не означает её изолированность от других ветвей власти, она взаимосвязана и взаимодействует как с законодательной так и с исполнительной властью, так вся деятельность судов основывается на основании законов принимаемых на законодательными органами. Исполнение судебных решений невозможно без тесного взаимодействия судебной с исполнительной в лице органов исполнения наказания и службы судебных приставов.
Как законодательная, так и исполнительная власть принимает участие в формировании судейского корпуса
8.
Функции судебной власти.
L
5
Судебная власть выполняет ряд функций.
1.
!!!Осуществление правосудия
2.
Конституционный контроль
3.
Контроль за законностью решений принимаемый любыми органами власти
4.
Санкционирование следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, в ходе которых происходит ограничение прав и свобод личности
5.
Контроль за законностью и обоснованностью арестов, задержаний, произведенных органами предварительного расследования
6.
Официальное (легальное) толкование законов, а так же разъяснение вопросов судебной практики
7.
Независимость судебной власти
8.
Судья зависит только от законов, правосознания и совести
9.
Обособленность судебной власти означает что суды исп автономную включающие непосредственно суды и систему органы обеспечивающие функционирование
10.
Вместе с теми обособленность судебной власти не означает её изолированность от других ветвей власти, она взаимосвязана и взаимодействует как с законодательной так и с исполнительной властью, так вся деятельность судов основывается на основании законов принимаемых на законодательными органами. Исполнение судебных решений невозможно без тесного взаимодействия судебной с исполнительной в лице органов исполнения наказания и службы судебных приставов.
Как законодательная, так и исполнительная власть принимает участие в формировании судейского корпуса
9.
Правосудие: понятие и признаки. Виды судопроизводства.
Правосудие является одной из наиболее важных функций судебной власти.
Правосудие – деятельность судов как специализированных гос органов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению конституционных, гражданских, арбитражных, уголовных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении законов и конституции РФ
Правосудие по праву занимает центральное место среди функций судебной власти и вообще правоохранительной деятельности, так как:
Именно правосудие ставит точку в большинстве юридических дел.
Понятие правосудие у граждан ассоциируется с такими понятиями как «справедливость», «законность», «обоснованность»
Правосудию присущи признаки:
— осуществляется только судами (специальными органами государственной власти), в лице судей и привлекаемых в предусмотренных законом случаях присяжных и арбитражных заседателей (ст. 118 п.1);
— осуществляется в строгой процессуальной форме, формализовано
посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства (ст.118 п.2);
— судебные решения, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения для всех должностных лиц, органов, организаций и граждан в части, их касающейся.
Судопроизводство – особая процессуальная форма, в рамках которой осуществляется правосудие.
Каждое из названных судопроизводств регламентируется кодифицированным процессуальным актом (Уголовно- процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом) или отдельными нормами процедурного характера в материальных законах (ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", Кодекс об административных правонарушениях).
Существуют категории дел:
❖
!Гражданские дела - широкий и многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав и законных интересов частных лиц (российских граждан, иностранцев, лиц без гражданства), предприятий, учреждений и организаций.
Среди дел этой категории - дела, возникшие в связи с неуплатой кем-то долга, невыполнением обязательств по заключенному договору (скажем, о производстве или поставке каких-то изделий, о выполнении услуг), незаконным увольнением с работы, выселением с занимаемой жилплощади, опубликованием в печати или иных средствах массовой информации порочащих сведений, ненадлежащим исполнением родительских обязанностей и т. д.
❖
!Уголовные дела - сравнительно ограниченный круг правонарушений, а именно только тех, которые считаются преступлениями, т. е. виновно совершенными общественно опасными деяниями, запрещенными Уголовным кодексом РФ
(далее — УК) под угрозой наказания.
Разбирательство дел является деятельностью в высшей степени ответственной, поскольку речь идет о признании или непризнании конкретного человека преступником и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания (например, штрафа, исправительных работ, лишения свободы).
❖
Дела об административных правонарушениях, т. е. правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным законодательством, состоящим прежде всего из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), а также законов субъектов РФ, соответствующих этому Кодексу.
10.
Соотношение понятий «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство».
L
6
Следует различать понятия «правосудие», «судебная власть», «судопроизводство»
Судебная власть – самостоятельная ветвь государственной власти.
Основное предназначение - осуществление правосудия.
Правосудие – основная функция судебной власти, подразумевает деятельность суда.
Ему присущ ряд специфических
признаков (только судом, процессуально, , решения обязательны, в рамках судопроизводств)
Судопроизводство – особая процессуальная форма, в рамках которой осуществляется правосудие.
Каждое из названных судопроизводств регламентируется кодексом.
Значение судопроизводства для обеспечения прав и законных интересов граждан заключается в том, что процессуальный порядок рассмотрения дела является важной процессуальной гарантией надлежащего осуществления правосудия.
Отличие содержания деятельности Конституционного Суда РФ от других судов: он контролирует соответствие НПА Конституции, а они применяют
11.
Понятие и система принципов правосудия.
Принципы правосудия – общие руководящие исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида правоохранительной деятельности.
В связи с тем, что принципы правосудия в основном зафиксированы в Конституции, их называют конституционными признаками правосудия.
Принципы правосудия должны руководствоваться не только судебные, но и все иные ПО.
Значение:
являются основополагающими для решения всех вопросов организации и осуществления правосудия, определения его роли и места в государственном механизме и политической системе общества. определяют построение судов, их демократизм. в совокупности образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных правовых предписаний, регулирующих правосудие.
Признаки:
- общеобязательность
- рождены практикой развития и совершенствования правосудия
- относительная стабильность
- опосредованы в отраслевом законодательстве
- действие принципов правосудия проявляется по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого м рамках конституционного, гражданского, административного иного и уголовного судопроизводства.
(При этом если и первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае
(уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в суде, но и на этапах, предшествующих производству в суде, — на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.)
В настоящее время конституция РФ, в некоторых ФКЗ и иных законов сформировалась система признаков правосудия:
1.
Принцип самостоятельности судебной власти
2.
Принцип законности судебной власти.
3.
Принцип осуществления правосудия только судом.
4.
Принцип гласности и открытости судебной власти.
5.
Принцип свободного доступа к правосудию.
6.
Принцип участия граждан в осуществлении правосудия.
7.
Принцип равенства всех перед законом и судом.
8.
Принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия.
9.
Принцип полноты судебной власти
10.
Принцип охраны чести и достоинства личности при осуществлении правосудия.
11.
Принцип презумпции невиновности.
12.
Принцип обеспечения права на судебную защиту.
13.
Принцип национального языка судопроизводства.
14.
Непосредственность и устность судебного разбирательства.
15.
Конституционно-правовые принципы статуса судьи.
16.
Принцип независимости судей и ее гарантии.
12.
Принцип самостоятельности судебной власти
Статья 10 Конституции
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»
13.
Принцип законности судебной власти.
Принцип законности – представляет собой требование в соответствии с которым вся деятельность судов и иных органах юстиции должна соблюдаться при неуклонном соблюдении конституции и фед. при принятии решений суды применяют
L
7
материальные нормы, а руководствуются при этом процессуальными нормами
14.
Принцип осуществления правосудия только судом.
Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией может осуществлять только суд (ст. 118).
Правосудие осуществляют судьи в установленном законом случае
Судьи совместно с арбитражными и присяжными заседателями (Закон о Судебной системе)
15.
Принцип гласности и открытости судебной власти.
Судебное разбирательство Должно происходить открыто.
Гласность важнейший показатель демократизма РФ, открытое рассмотрение дел в судах позволяет осуществлять общественный контроль за судебной властью, избегать халатности судей.
Исключения из этого принципа строго прописаны законом.
Закрытые разбирательства допускаются в случае по уголовным делам:
•
Когда открытое заседательство может разгласить военную тайну
•
Преступления совершенные лицами до 16 лет
•
Рассмотрение уголовных дел о половых преступлениях
•
Если открытое может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни
•
Когда открытое противоречит безопасности участников судопроизводства по гражданским делам, когда их материалы:
•
Содержат гос тайну
•
Сведения, разглашающие тайну усыновления
•
При наличии ходатайства одной из сторон о необходимости сохранении коммерческой тайны
16.
14.
Принцип осуществления правосудия только судом.
Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией может осуществлять только суд (ст. 118).
Правосудие осуществляют судьи в установленном законом случае
Судьи совместно с арбитражными и присяжными заседателями (Закон о Судебной системе)
15.
Принцип гласности и открытости судебной власти.
Судебное разбирательство Должно происходить открыто.
Гласность важнейший показатель демократизма РФ, открытое рассмотрение дел в судах позволяет осуществлять общественный контроль за судебной властью, избегать халатности судей.
Исключения из этого принципа строго прописаны законом.
Закрытые разбирательства допускаются в случае по уголовным делам:
•
Когда открытое заседательство может разгласить военную тайну
•
Преступления совершенные лицами до 16 лет
•
Рассмотрение уголовных дел о половых преступлениях
•
Если открытое может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни
•
Когда открытое противоречит безопасности участников судопроизводства по гражданским делам, когда их материалы:
•
Содержат гос тайну
•
Сведения, разглашающие тайну усыновления
•
При наличии ходатайства одной из сторон о необходимости сохранении коммерческой тайны
16.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Принцип свободного доступа к правосудию.
Согласно ст. 46 Конституции РФ доступность правосудия означает, что любому лицу (вне зависимости от гражданства), полагающему, что его интересы подлежат судебной защите, государство должно обеспечить доступ к правосудию.
Доступность правосудия как гарантия реализации права на судебную защиту - самостоятельный правовой принцип, основывающийся на широкой нормативной базе
(резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, Всеобщая декларации прав человека
(ст. 8), Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 3 ст. 2); Декларация прав и свобод человека и гражданина
РСФСР от 1991 г. (ст. 33), Конституция РФ (ст. 2 и 52), Европейский Суд по правам человека.
Доступность правосудия обеспечивается законодательством судоустройственного, судопроизводственного и организационно- обеспечительного характера (ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской
Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Законом о судоустройстве, Федеральным законом от 8 января
1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ).
(Построение судебной системы так, чтобы каждый, нуждающийся в судебной защите своих прав, мог беспрепятственно явиться или обратиться в суд любой инстанции.
Численность судов определяется решением законодательных органов власти.
17.
Принцип участия граждан в осуществлении правосудия.
Формы участия граждан: o
Участие в рассмотрении дел в качестве заседателя. Присяжными могут быть граждане РФ 25 лет, не имеющие судимостей, не заинтересованные в рассматриваемом деле. Арбитражные заседатели – граждане РФ, 25 лет, безупречная репутация, высшее образование, стаж работы в экономической, юридической, хозяйственной, управленческой и предпринимательской деятельности o
В качестве понятых o
В качестве личных поручителей
18.
Принцип равенства всех перед законом и судом.
«Все равны перед законом»
Правовой статус лица в судопроизводстве определен не его социальными признаками, а процессуальным положением
(обвиняемый, потерпевший, свидетель и так далее)
Определенное отступление от данного принципа в действующем законодательстве - особый порядок осуществления судопроизводства в отношении некоторых лиц (депутаты, члены совета федерации, судьи, прокуроры и т.д.) Этот порядок прописан в ст. 50 главы 2 УПК.