Файл: 1. тгп как наука, предмет и функции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. ТГП как наука, предмет и функции.

Под ТГП в узком смысле понимают одну из юридических наук, которую традиционно именуют ТГП. Как наука ТГП представляет собой совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования Г и П. ТГП определенная юридическая наука. Различные подходы к понятию ТГП. Изучает Г и П в целом, а не отдельные их части. Исследует Г и П в единстве, в неразрывной взаимосвязи. ТГ и П — это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о Г и праве используемых основными юридическими науками. Научное исследование в Т Г и П ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы прав и Гнности.

Предмет ТГП представляет собой наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и П не определенной страны, а Г и П вообще.

Функции науки о Г и П – это её самостоятельные определенные) направления в исследовательской деятельности. 1)методологическая- создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом. 2)онтологическая- ТГП познает суть Государственно -правовых явлений, исследует существо госуд. прав. явлений, их систематизация, изучение и анализ. 3)гносеологическая- состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию Г и П.4) эвристическая-позволяет открывать новые закономерности в развитии Г и П.5)прогностическая-определяет возможные проблемы в области Г и П, прогнозирует их последствия. 6) идеологическая – формирование опред.взглядов относительно тех или иных сторон гос-прав.жизни. 7)организаторская-применение получ.знаний в области Г и П на практике.
2. Методы ТГП, их классификация.

Метод – это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Все многообразие методов ТГП в зависимости от степени их распространенности можно сгруппировать в опред. систему. Методы особенно важны для Т Г и П, ибо данная наука является методологической по отношению к другим юридическим наукам, которые ее используют в своей эволюции.


  1. Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.(диалектико-материалистический- рассматривает Г и П в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями, идеалистический- Объективный идеализм связывает причины возникновения и фун­кционирования Г и П с божественной силой, субъективный идеализм – с сознанием человека, с волей людей, прагматизм-которому объективность истины отрицается, истинным же признается лишь то, что дает практически полезные результаты, интуитивизм-видящее в интуиции единственно достоверное средство познания, аксиологический метод- рассматриваются как определённые ценности, значимые для различных субъектов, как необходимые институты)

  2. Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.

(анализ- условное разделение сложного Гнно-правового явления на отдельные части, синтез- изучение явления путем условного объединения его составных частей, системный подход- ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем, индукция, дедукция, исторический материализм, функциональный подход- ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие, метод соц. Эксперимента- с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования)

  1. Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных технических, естественных и гуманитарных наук(социологический- с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в Гнно-правовой сфере, статистический- получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся Гнно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность Гнных органов, сравнительный, кибернетический- с использованием современных технических достижений познать Гнно-правовые явления, исторический- предполагает фиксацию во времени отдельных этапов и стадий развития права и Г, конкретно-социологический- учет социальных факторов. Используются наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, формально логический- (догматический) используется при изучении нормативных сторон правовых систем, дает приемы толкования правовых норм и формального анализа действующего законодательства.)


3. ТГП в сис-ме юр.наук.

Рассматривая ТГП в сис-ме дугих наук, нужно отталкиваться от видов наук. Наука подразделяется на технические, гуманитарные и естественные. Прежде всего, ТГП связана с историей, изу­чающей прошлое человечества во всей его конкретности и много­образии. Так, выясняя причины происхождения Г и П и исследуя их поступательное развитие, ТГП опирается на конкретные данные исторической науки. Это — сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о социально-экономических усло­виях возникновения Г в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад. Тесно соотносится ТГП и с диалектико-материалистической философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историчес­ким материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества. Неразрывная связь существует также между теорией Г и П и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производствен­ные отношения и экономические законы, регулирующие разви­тие исторически сменяющих друг друга социально-экономичес­ких формаций, ТГП исходит из предпосыл­ки, что Г и П — важные неотъемлемые части над­стройки над экономическим базисом общества, рассматривает все Гнно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их актив­ное обратное воздействие на экономику. Особенно тесно соприкасается ТГП с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, ТГП рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней Г, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической сис­темы, правовых форм возникновения и деятельности Г. Тесное соотношение Т ГП с другими гуманитарными науками обогащает ее содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и развитие интеллектуального потен­циала студентов-юристов, привитие им одновременно с право­вой и общечеловеческой культуры. Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук. 1-теорико-юридические (ТГП, ИГПC, история Г и права РФ, история полит. и правовых учений), 2-отраслевые юр.науки (уголов., конституционное, административное право, гражданское, таможенное, процессуальное, исполнительское право), 3-технико-юридические или прикладные науки(криминалистика, суд.медицины, суд.фотографифия, психиатрия и т.д.) Таким образом, ТГП взаимосвязана неразрывно с системой других наук для объективного и глубокого изучения Г и П.


4.Система нормативного регулирования в до Гнном об-ве. Род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации доГнного общества. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким— смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи. Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты: 1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования. 2. Действие на основе механизма обычая. 3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. орм. 4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее интересов. 5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов — кровнородственных браков. 6. Распространение только на данный родовой коллектив (
нарушение обычая — «родственное дело»). 7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания. 8. Специфические санкции — осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.
5. Причины и закономерности возникновения Г на Востоке и Западе. Признаки и соц.значение Г. СМОТРЕТЬ В ТЕТРАДИ!!!! Восточный путь происхождения права. Характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала Гнная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха. Западный путь происхождения права. Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Периодизация связана со сменой власти. На востоке всё происходило медленно, право развивается эволюционным путём (в отличии от Европы). Восточный путь формирования Гнности отличался тем, что одной из главных предпосылок как Гобразования, так и образования классов по восточному типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями. Экономика основывалась на Гнной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность. Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки Гнной власти» превращаются в органы управления и господства над суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро- и макроГ, объединяемые силой централизованной власти. В этих регионах она приняла деспотический характер. В результате возникает структура наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин..Восточный путь возникновения Г представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в Г.