Файл: 1. тгп как наука, предмет и функции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основными причинами появления Г здесь были:

  • потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

  • необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

  • необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Гнный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, Гнный аппарат стал во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособился от остального общества, превратился в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников. Ведущим Гобразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. Здесь на стадии протоГ, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства - скот, рабов. Восточный (азиатский) - данный путь является универсальным, поскольку по этому пути возникали и развивались не только государства Азии, но также государства Африки и Америки. Для него характерно то, что государство сформировалось на основе сложившегося в условиях первобытного общества аппарата управления. В зонах посевного земледелия, где возникали и появлялись первые государства, возникала необходимость сложных ирригационных (оросительных) сооружений (Египет, Месопотамия). Это требовало большого количества людей, а, следовательно, централизованного управления и создания специального аппарата, то есть органа, должностных лиц, которые бы такое управление осуществляли. Органы общественного управления и должностные лица создавались для выполнения и других функций (особые резервные фонды, отправление культа). Постепенно должностные лица выполняли функции общественного управления, превращались в чиновников (привилегированную замкнутую социальную прослойку), которая явилась прообразом будущего государственного аппарата.
6. Гос.власть, понятие соц.значение, структура, способы и формы осуществления. СМОТРЕТЬ ТЕТР!!!

Гос власть – способность органов гос власти направлять свою волю населению с целью разрешения соц конфликтов, управления поведением людей, согласования групповых и индивидуальных интересов. Гнная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на Гнное принуждение.Основные черты:


  1. Суверенитет – верховенство гос. власти на территории Г над всеми иными видами власти: партийной, религиозной, экономической и т.д.

  2. Легитимность – доверие населения к институтам гос. власти и готовность подчиняться им.

  3. Легальность – законность гос. власти, действие в рамках норм права.

  4. Осуществляется в пределах территории Г

  5. Осущ. при помощи органов Г и других гос. средств.

  6. Гос власть – это власть коллективов, осуществляемая в чьих-либо интересах, в интересах всего населения, либо классов.

Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. В структуре Гнной власти, если рассматривать Гнную власть в динамике, в действии, можно выделить, как представляется, следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти. Субъекты власти – это носители Гнной власти, те, кому может принадлежать Гнная власть. Обычно в качестве субъектов Гнной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент Г. Вместе с тем иногда в качестве субъектов Гнной власти рассматривают или Г в целом, или его органы. Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется Гнная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом. Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти. К общим, традиционным методам осуществления Гнной власти, несомненно, относится убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают Гнную власть на всём её историческом пути. Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности Гнной власти, её целей и функций. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на

индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей. Гнная власть не может обойтись без особого метода Гнного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим Гнная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в Гнном принуждении не нуждается. Гнное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц Г на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах Г.

7. Основные теории происхождения Г. В схемах!!!
8. Типология гос-в.

Категория "тип Г" служит для характеристики Гнности путем установления сходства различных государств на основании родственных черт. Основу типологии составляют различные подходы: формационный, цивилизационный и политико-правовой.

Формационная: марксистская типология государств опирается на формационный подход, в основе которого лежит учение об общественно-экономических формациях. Истории известны четыре общественно-экономические формации: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. В соответствии с формациями выделяют 4 типа гос-в.

Цивилизационная: в основе современного цивилизационного подхода к типологии государств (Тойнби, Ростоу и другие) выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. При цивилизационном подходе тип Г определяется не столько материальными, сколько культурными факторами. В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: древние - локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская и др.); особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие); современные цивилизации.

Политико-правовая: согласно собственно юридическому подходу (Г.В. Назаренко) критерием типологии государств являются особенности Гнно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы Гнной защиты социального статуса граждан.

В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа Г: сословное, представительное и цивилизованное.
9. Формационный подход к типологии гос-ва. В схемах и тетради!!!
10. Г-во понятие и сущность. Эволюция понятий о сущности гос-ва.

Сущность Г. многоаспектна. При рассмотрении сущности Г. важно учитывать два аспекта:

  1. то, что любое Г есть организация полит власти (формальная сторона)

  2. то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона)

Главное в сущности Г – его содержательная сторона. В связи с этим можно выделить классовый(Г можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса), общечеловеческий(Г можно определить как организацию полит власти, создающую условия для компромисса интересов разл классов и соц. групп), национальный(Г можно определить как организацию полит власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов опред нации за счет удовлетворения интересов другой нации), религиозный(Г можно определить как организацию полит власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов опред религии ). Соц. назначение Г показывает, что Г делает в обществе, определяет роль Г в обществе и степень его вмешательства в жизнь общества. Соц. назначение каждого конкретного Г определяется множеством факторов. В соврем. демократическом Г опред политика Г зависит от воли избирателей, соц назначение такого Г – обеспечить последовательность в проведении курса в экономике,в соц сфере, во внешней политике. Соц. назначение Г раскрывается в его задачах. Задача Г – это глобальная проблема стоящая перед обществом на данном этапе его развития.



11. Функции гос-ва: понятие, признаки и классификация.

Функции Г – основные направления деятельности Г, в которых раскрываются его соц сущность и назначение в обществе. Функции Г могут классифицироваться по след критериям:

1. По сферам реализации общезначимых целей - внутренние (экономическая, социальная, организационная, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная функции) и внешние(функции обороны, обеспечения мира, взаимовыгодного сотрудничества, борьбы с международной преступностью и др)

2.По значимости – основные и неосновные

3. По действию во времени: постоянные и временные

4. По действию в пространстве: общеГнные и локальные

Признаки: - ф.Г предметно-конкретизируют классовую и обще-соц.сущность Г в них проявляется соц.предназначание Г, - в осуществлении гос.функций принимает участие целая группа гос.органов, - функции Г тесным образом переплетаются и взаимодействуют между собой и в осуществлении госфункций могут принимать участие госоргнаы различных ветвей власти, - ф. Г отражают динамику общественного развития т.е. они могут изменяться в зав-ти от целей и задач кот. Стоят перед Г на том или ином историч.этапе развития Г, - есть тесная связь между ф. Г и механизмом Г состоящем из госорганов и соотвествующих матер.средств необходимых для осуществления деят-ти госаппаратом.

12. Понятие формы Г. Факторы влияющие на форму Г.

Форма Г – это понятие, посредством которого раскрывается устройство гос власти с различных сторон. Во-первых, оно указывает на субъект, т.е. носителя этой власти. Во-вторых, оно выявляет порядок образования гос органов. В-третьих понятие «форма Г» определяет, как и между кем распределена власть на территории Г. Наконец, форма Г указывает на методы реализации власти. Следовательно, форма Г представляет собой устройство, организацию гос власти, состоящую из формы правления, гос устройства и гос. режима. Три элемента в целом выражают различные аспекты организации и функционирования гос. власти. Форма правления определяет собой способ формирования органов высшей гос власти, источники их образования, принципы взаимодействия законодательной и исполнительной властей, а также роль населения в их формировании. Форма гос устройства указывает на территориальную организацию гос власти, соотношение Г и входящих в него субъектов. Гос режим характеризует средства и методы, с помощью кот осуществляется гос власть и каким образом Г реализует свои функции.