Файл: Занятие 1. Тема занятия определение отклонений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие №1.

Тема занятия: определение отклонений.

Цель занятия: усвоение основных терминов и определений; формирование навыков в вычислении предельных размеров, величин допусков вала и отверстия.

Сопрягаемыми называют поверхности, по которым детали соединяются в сборочные единицы, а сборочные единицы – в механизмы.

Несопрягаемыми, или свободными – поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей.

Внутренние цилиндрические поверхности являются охватывающими.

Наружные отверстия являются охватываемыми.

Размеры – числовое значение линейной величины.

Номинальный размер (D) – размер, относительно которого определяют предельные размеры и отсчитывают отклонения.

Действительный размер (Dr, dr) – размер, установленный измерением с допустимой погрешностью.

Погрешность – отклонение от номинального размера.
Практическое занятие №2.

Тема занятия: изучение графического изображения допусков и посадок.

Цель занятия: изучить графические изображения допусков и посадок. Научиться строить графические схемы полей допусков.

Нулевая – линия, положение которой соответствует номинальному размеру и от которой откладываются предельные отклонения размеров. Положительные отклонения – вверх, отрицательные – вниз.

Поле допуска – поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Определяется величиной допуска и его положением относительно номинального размера.

На схемах указывают номинальный D и предельные (Dmax, Dmin, dmax, dmin) размеры, предельные отклонения (ES, EI, es, ei) поля допусков и другие параметры.

Зазором называется положительная разность между размерами отверстия и вала S = Dd, а натягом – положительная разность между размером вала и отверстия N = dD.

Характер соединения двух деталей, зависящий от величины зазора или натяга, полученного при сборке узла
, называется посадкой.

Посадки подразделяются на три вида:

- Подвижные, обеспечивающие зазор в соединении;

- Неподвижные, обеспечивают натяг в соединении;

- Переходные. Названы так, из-за невозможности предсказать заранее вид посадки.

В переходных посадках существует допуск посадки, равный разности наибольшего и наименьшего натяга или сумме наибольшего натяга и наибольшего зазора.

Переходные посадки могут иметь и зазоры, и натяги.
Практическое занятие №3.

Тема занятия: приёмы держания контрольно-измерительного инструмента.

Цель занятия: научиться приёмам держания контрольно-измерительного инструмента.

При измерении линейкой её торец необходимо прижимать к измеряемой детали. Если невозможно – то прижимать к неподвижному объекту и проводить измерения от него.

В случае невозможности использования линейки используют инструменты сравнения. К ним относится Кронциркуль. Его применяют для измерения наружных размеров деталей. (Существуют пружинные кронциркули, которые удобнее в использовании)

Также одним из инструментов измерения является штангенциркуль.
Практическое занятие №4.

Тема занятия: Правила пользования слесарно-монтажным инструментом.

Цель занятия: научиться приёмам держания слесарно-монтажным инструмента.

Задание №1

Повторить теоретический материал.

Задание №2

Отработать приёмы держания слесарно-монтажным инструмента.

Задание №3

Ответы на контрольные вопросы:

  1. Слесарно-монтажный инструмент предназначен для надёжного удержания деталей, материалов и изделий при обработке и монтаже.

  2. 1) Плоскогубцы (пассатижи) – используют для надёжного захвата деталей, сгибания и откусывания проволоки и проводов.

2) Тонкогубцы (длинногубцы) – для проведения работ в труднодоступных местах или с мелкими деталями.

3) Круглогубцы – для сгибания проволоки или захвата очень мелких предметов.

4) Рожковый ключ – предназначен для работы с различными вариантами шестигранного крепежа.

5) Газовый ключ – служит для любого рода форм и размера крепежа в случаях, где необходимо прикладывать большое усилие.
Практическое занятие №5.

Тема занятия: Правила пользования механизированным инструментом.

Цель занятия: научиться приёмам держания механизированного инструмента.

Задание №1

Повторить теоретический материал.

Задание №2

Отработать приёмы держания механизированного инструмента.


Задание №3

Ответы на контрольные вопросы:

  1. Для сверления отверстий.

  2. На 10 мм глубже чем длина дюбеля.

  3. Для пристреливания дюбелей.

  4. Устойчивое. Пистолет под углом в 900 к конструкции.

  5. Запрещено оставлять заряженным даже на незначительное время,

а также осуществлять его переноску.
Практическое занятие №6.

Тема занятия: приёмы плоскостной разметки.

Цель занятия: отработать приёмы плоскостной разметки.

Задание №1

Повторить теоретический материал.

Задание №2

Ответы на контрольные вопросы:

  1. В целях проверки размеров заготовки и её пригодности для изготовления

данной детали, а также для контроля при производстве детали перед её изменением.

  1. Припуск на обработку – это слой материала, удаляемый с поверхности заготовки в процессе ее обработки для обеспечения заданного качества детали.

  2. Выбор разметочных баз зависит от конструктивных особенностей и технологии изготовления детали.

  3. Могут возникнуть невидимые глазу повреждения.

  4. Наносится мягким карандашом или керном.

  5. 75-80°

  6. На хорошо обработанной стальной поверхности.

  7. С центровых линий.


Практическое занятие №7.

Тема занятия: приёмы рубки металла.

Цель занятия: научиться приёмам выполнения рубки металла.

Задание №1

Повторить теоретический материал.

Задание №2

Ответы на контрольные вопросы:

  1. Рубка металла - слесарная операция, при выполнении которой режущим и ударным инструментом с заготовки удаляют лишние слои металла, вырубают пазы и канавки или разделяют заготовку на части.

  2. Резание металла - это последовательное снятие с заготовки слоя материала и\или стружки при помощи режущего инструмента.

  3. Крейцмейсель предназначен для вырубки узких канавок и шпоночных пазов.

Практическое занятие №8.

Тема занятия: приёмы правки и рихтовки металла.

Цель занятия: отработать приёмы выполнения правки и рихтовки полосового, листового, круглого металла.

Задание №1

Повторить теоретический материал.

Задание №2

Ответы на контрольные вопросы:

  1. Процесс устранения недостатков и дефектов металлической заготовки.

  2. Правильная плита, киянки, молотки, рашпили, крючки, поддержки, пробойники.

  3. С края к центру.

  4. От центра к краям.

  5. Под углом.

  6. Рихтовка – это комплекс работ, цель которых восстановление деформированной формы изделия.



Практическое занятие №9.

Тема занятия: приёмы гибки металла.

Цель занятия: отработать приёмы выполнения гибки металла под различными углами полосовой и листовой стали.

Задание №1

Повторить теоретический материал.

Задание №2

Ответы на контрольные вопросы:

  1. Возможность придать новую форму заготовке механическим или ручным способом.

  2. Металлопрокат, ковка, формовка (чеканка), гибка по трём точкам.

  3. Чуть больше от нужного.

  4. Металлопрокат или гибка по трём точкам.

  5. Для избежания появления “заломов и перегибов”.

  6. “На холодную”. Приступая к гибке, такие трубы заполняют расплавленной канифолью.


Практическое занятие №10.

Тема занятия: приёмы ручной резки металла.

Цель занятия: отработать приёмы резки металла ножницами.

Задание №1

Повторить теоретический материал.

Задание №2

Ответы на контрольные вопросы:

  1. Процесс, целью которого является разделение листового или сортового металла на части и заготовки.

  2. Ручными ножницами можно резать листовую сталь толщиной до 0,7 мм, кровельное железо - толщиной до 1 мм, листы меди и латуни - толщиной до 1,5 мм.

  3. Ручные, рычажные, гильотинные.

  4. С правым и левым резом.

  5. По расположению режущей кромки.

  6. На ткани.

  7. Для фигурной резки.

  8. Для резания металла толщиной до 2-2,5 мм.


Практическое занятие №11.

Тема занятия: приёмы ручной резки металла.

Цель занятия: отработать приёмы резки металла ручной ножовкой.

Задание №1

Повторить теоретический материал.

Задание №2

Ответы на контрольные вопросы:

  1. Предназначена для разрезания металлических заготовок.

  2. Тонкими и узкими.

  3. Максимально возможное число.

  4. Для последующей заточки и для восстановления пилящих качеств.

  5. По виду распилочного материала.

  6. Оно должно быть плотно (но без перетяжки) закреплено, не болтаться.


Практическое занятие №12.

Тема занятия: приёмы опиливания металла.

Цель занятия: отработать приёмы опиливания металла.

Задание №1

Повторить теоретический материал.

Задание №2

Ответы на контрольные вопросы:

  1. Это слесарная металлообработка, во время которой происходит снятие материала с поверхности детали с помощью напильника.

  2. Многолезвийный инструмент для обработки металлов, дерева, пластмасс и других твердых материалов.

  3. Напильник, надфиль, рифель.

  4. 1) простая


2) крестовая

3) фрезерованная

4) рашпильная

5) штампованная

5. В зависимости от сложности опиливания.
Практическое занятие №13.

Тема занятия: приёмы сверления.

Цель занятия: отработать приёмы сверления металла.

Задание №1

Повторить теоретический материал.

Задание №2

Ответы на контрольные вопросы:

  1. Вид механической обработки материалов резанием, при котором с помощью специального вращающегося режущего инструмента (сверла) получают отверстия различного диаметра и глубины, или многогранные отверстия различного сечения и глубины.

  2. Сверление, результатом которого является увеличение диаметра отверстия.

  3. 1) Спиральные (винтовые)

2) Плоские

3) Для глубокого сверления

4) Одностороннего резания

5) Центровочные

6) Ступенчатые

4. Рабочая часть, Хвостовик, Шейка.

5. В зависимости от заточки рабочей части.

6. Сверление с помощью мускульной силы, сверление электроинструментом, перфорирование.
Практическое занятие №14.

Тема занятия: приёмы зенкерования, зенкования, развертывания.

Цель занятия: научиться приёмам зенкерования, зенкования, развёртывания отверстий.

Задание №1

Повторить теоретический материал.

Задание №2

Ответы на контрольные вопросы:

  1. Обработка цилиндрических и конических отверстий в деталях с целью увеличения их диаметра, повышения качества поверхности и точности.

  2. Зенкерами.

  3. Подготовка для нарезания резьбы (получистовая обработка)

  4. Зенкеры машинные, зенкеры насадные.

  5. Процесс снятия фасок, образования гнёзд под потайные головки крепёжных элементов

  6. Зенковкой.

  7. Цилиндрические, конические, торцевые (цековки).

  8. Вид чистовой механической обработки отверстий резанием.

  9. Развёрткой.

  10. Цилиндрические, конические, ступенчатые.

  11. Режущая часть, калибрующая часть, цилиндрическая ленточка, канавки.



Практическое занятие №15.

Тема занятия: приёмы нарезания внутренней резьбы.

Цель занятия: научиться приёмам нарезания внутренней резьбы.

Задание №1

Повторить теоретический материал.

Задание №2

Ответы на контрольные вопросы:

  1. Метчиком.

  2. Для глухих и сквозных отверстий.

  3. Режущая часть, хвостовая часть, калибровочная часть, канавки.

  4. Черновой\средний и чистовой.

  5. Обычно по 2 (могут по 3) метчика каждого профиля (черновой\средний + чистовой).

  6. Удержание метчика за хвостовую часть.

  7. Для зажима с квадратным хвостовиком, для резьбонарезных плашек, гаечный ключ в виде воротка.

  8. Для избежания застревания стружки и перегрева.