Файл: Общее понятие о здоровье, о здоровом образе жизни. Основные факторы здоровья.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. Нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности, в том числе при разрешении конфликтов, преодоление эгоцентрической позиции через идентификацию с историческими или вымышленными героями – это лишь краткий перечень психологических эффектов, которые возникают при таких формах проведения уроков.
Использование здоровье сберегающих технологий при решении именно воспитательных задач в наибольшей степени может быть успешно реализовано именно в этом пространстве:
- подвижные игры. Например, «Послание Великому Гудвину», «Курение и здоровье»,
- экскурсии,
- диспуты. Например, «Нужна ли реклама сигарет и алкогольных напитков?»,
- валеологические походы (Волонтерское движение),
- путешествия. Например, внеклассное мероприятие «Путешествие по «Боевым местам» нашей школы»,
- «Путешествие на поезде здоровья».
Итоговые занятия и контроль знаний также можно проводить не только в традиционных (контрольные работы, тесты), но и в активных формах: круглый стол, «Путешествие на поезде здоровья», участие в волонтерском движении по пропаганде ЗОЖ, научно-исследовательские работы учащихся и другие.
Внеклассные мероприятия можно проводить на уровне отдельных классов, параллелей, общешкольном. Задачи преподавателя ОБЖ:
участие в планировании и подведении итогов,
разработка положений,
непосредственное участие в проведении.
Традиционными считаются мероприятия, проводимые в течение года – День защиты детей, День здоровья, «Зарница».
Регулярно необходимо организовать работу с родителями. По результатам мониторинга проводить родительские собрания по параллелям, где освещаются вопросы формирования здорового образа жизни учащихся, результаты мониторинга, давать рекомендации.
Результатом всего комплекса медико-гигиенического образования и воспитания в школе являются знания, умения и навыки, которыми должны обладать учащиеся разных ступеней:
1 ступень. Знания. Иметь общие понятия о здоровье и факторах, на него влияющих. Иметь представление о строении и работе органов и систем организма, о режиме дня, учебы, отдыха. Знать о значении пищи для развития человека и рациональном питании, о роли физической культуры и спорта, закаливания, личной гигиены в укреплении и сохранении здоровья. Иметь представление о профилактике заболеваний, в том числе инфекционных. Иметь представление о
негативном влиянии на здоровье алкоголя, табака, наркотиков.
Умения и навыки. Уметь назвать органы и части тела, их функциональное предназначение. Уметь соблюдать правила личной гигиены, и профилактики инфекционных заболеваний. Уметь соблюдать режим дня, гигиенические требования при выполнении домашних заданий. Уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительного. Уметь объяснять, выражать и описывать словесно свои чувства и эмоции. Уметь избегать опасных ситуаций и обращаться за помощью.
2 ступень. Знания. Иметь представление о взаимосвязи природы, общества и человека. Иметь понятие о здоровье и факторах, его определяющих, особенностях формирования здоровья подростка, факторах риска для здоровья. Знать об основных неинфекционных и инфекционных заболеваниях, социально значимых заболеваниях и их профилактике. Иметь представление о влиянии психоактивных веществ на организм. Знать состояние своего физического развития, здоровья.
Умения и навыки. Уметь оценивать и предвидеть влияние окружающей среды на состояние здоровья. Уметь соблюдать навыки личной и общественной гигиены. Уметь рационально организовать режим дня, зрительную работу, умственную и физическую деятельность. Уметь оценить и самостоятельно регулировать воздушно-тепловой, световой режим. Уметь организовать оптимальный двигательный режим, систематически заниматься физической культурой, закаливаться. Иметь сформированные навыки отказа от употребления психоактивных веществ.
3 ступень. Знания. Знать, что такое здоровье и образ жизни, их взаимосвязь и элементы. Знать принципы сохранения здоровья. Знать методы и методики валеологического самоанализа, показатели своего физического и психологического здоровья. Знать современные программы укрепления здоровья. Осознавать коммерческий характер рекламы.
Умения и навыки. Уметь осуществлять валеологический самоанализ и самоконтроль. Уметь анализировать влияние внешних факторов на здоровье человека. Владеть технологиями восстановления работоспособности при различных формах физических и психологических нагрузок. Иметь навыки критического мышления. Избегать неоправданного риска
, эффективно общаться со сверстниками. Уметь анализировать свои желания и поступки, уметь уважать себя.
2.2. Создание здоровье сберегающей образовательной среды
на уроках ОБЖ для учащихся 5 классов.
Образовательная среда подразумевает не только условия обучения (выполнение требований к размещению и планировке земельного участка, здания, помещений, световому и воздушно-тепловому режиму), но и организацию учебного процесса.
Работа учителя ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды должна включать на уроках ОБЖ:
- приведение содержания обучения в соответствие с возрастными психо-физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам;
- организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий (ЗСТ), обеспечивающих профилактику школьного стресса;
- создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.
Формирование навыков рационального поведения невозможно без создания благоприятной образовательной среды. Бесполезно вести разговор о здоровье в душном или холодном помещении, при напряженном психологическом климате, загружая ненужной и неинтересной информацией.
На уроках ОБЖ должны соблюдаться гигиенические требования к условиям обучения и организации образовательного процесса.
Для повышения эффективности преподавания в классе необходимо создавать условия, благоприятные для решения задач саморазвития (эмоциональное благополучие, чувство комфорта, доверия, уважения, поддержки), применять различные формы организации учебного сотрудничества (индивидуальная, групповая, парная формы работы), организовывать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, активизировать процессы наблюдения и самонаблюдения и строить программы индивидуального развития учащихся. Для достижения этих целей можно использовать такие формы уроков, как постановочный, диагностический, тренинговый, контрольно-оценочный, комплексный и др. Благодаря проведению коммуникативных и подвижных игр, интеллектуальной гимнастики, элементов тренингов (уверенного поведения, преодоления страхов, неуверенности, замкнутости, конструктивного взаимодействия, общения, аутотренинга и т.д.), тестирования, анкетирования, наблюдения и самонаблюдения и др., можно достичь формирования полезных привычек, навыков общения и сотрудничества,
развития познавательной сферы, познания себя и других, понимания закономерностей функционирования психики.
В постановлении правительства РФ от 23.03.2001 № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» ставится проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Ориентация на активные формы обучения, переход от репродуктивных к продуктивным формам существенно повышает напряженность ученического труда. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение новых педагогических технологий с точки зрения здоровьесбережения.
Задачи учителя ОБЖ заключается в отработке технологии мониторинга:
- обучение педагогов, учащихся и родителей методикам заполнения анкет;
- подготовка бланков анкет и сводных таблиц;
- определение сроков проведения исследований;
- сбор, обработка и анализ полученных результатов.
Схема мониторинга в школе может включать:
- карту наблюдения за состоянием ребенка (заполняется родителями в октябре, декабре, апреле),
- карту наблюдения за поведением ребенка в школе (заполняется учителем в октябре, декабре, апреле),
- анкету для оценки школьной мотивации учащихся "Расскажи о школе" ,
- анкету оценки напряженности – 5 класс (заполняется учащимся),
- анкету "Режим дня" 5 класс (заполняется родителями),
- анкету «Режим дня» 5 класс (заполняется учащимися в октябре, декабре, апреле),
- расписание учебных и внеучебных занятий на неделю в начале и в конце учебного года.
Оценку результатов анкет можно проводить по рекомендациям, данным к каждой анкете. Результаты анкетирования подсчитываются и заносятся в сводные таблицы, строятся графики. По итогам анкетирования организуются индивидуальные и групповые консультации по предупреждению перенапряжения, организации режима дня, правильного питания, организации и проведения закаливающих процедур, организации внутрисемейного наблюдения. Например, одной из задач учителя ОБЖ – разъяснить детям (на уроках ОБЖ) и родителям (на родительских собраниях) необходимость регулярного питания.
2.3. Организация оздоровительной работы на уроках ОБЖ в 5 классах.
Оздоровительная работа учителя ОБЖ может включать непосредственноепроведение оздоровительных мероприятий.
Для коррекции нарушений здоровья школьников, выявленных в процессе мониторинга, можно создать оздоровительную группу для часто болеющих детей, детей с нарушением осанки и зрения в составе летнего дневного лагеря при школе. На основе этой группы желательно разработать комплекс оздоровительных мероприятий, согласованный с медицинской амбулаторией поселка. Ежедневно с детьми проводить занятия лечебной физкультурой в течение 20 – 25 минут по подгруппам (6 – 7 человек) в зависимости от нарушений здоровья.
Для укрепления иммунной системы детям готовить фиточаи, коктейли из трав и различных сиропов. В целях профилактики нарушений зрения и для его улучшения с каждой подгруппой проводить упражнения для профилактики утомления глаз (офтальмотренаж).
Одновременно для группы детей с нарушением осанки, сколиозом, часто болеющих можно провести лечение в физиотерапевтическом кабинете школы (по назначению врача): ингаляции трав, электрофорез, УФО. Все оздоровительные мероприятия будут способствовать повышению физической и умственной активности детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, важно не только сохранить здоровье ребенка в период обучения. Главное – сформировать компетенцию учащегося в сфере управления своим здоровьем, чтобы он мог добиваться успеха в жизни без ущерба для здоровья. Для этого он должен иметь мотивацию, обладать знаниями и навыками здоровьесберегающего поведения, позволяющего оптимально адаптироваться в постоянно меняющихся, преимущественно вредных условиях жизни.
Основными направлениями деятельности учителя ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья учащихся являются:
1.формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся,
2.создание здоровьесберегающей образовательной среды,
3. организация оздоровительной работы.
Основные виды деятельности:
учебная,
методическая,
организационная,
диагностическая,
коррекционно-профилактическая.
Желаемые результаты осуществления комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья учащихся в учебных заведениях следующие:
положительная динамика показателей заболеваемости,
Использование здоровье сберегающих технологий при решении именно воспитательных задач в наибольшей степени может быть успешно реализовано именно в этом пространстве:
- подвижные игры. Например, «Послание Великому Гудвину», «Курение и здоровье»,
- экскурсии,
- диспуты. Например, «Нужна ли реклама сигарет и алкогольных напитков?»,
- валеологические походы (Волонтерское движение),
- путешествия. Например, внеклассное мероприятие «Путешествие по «Боевым местам» нашей школы»,
- «Путешествие на поезде здоровья».
Итоговые занятия и контроль знаний также можно проводить не только в традиционных (контрольные работы, тесты), но и в активных формах: круглый стол, «Путешествие на поезде здоровья», участие в волонтерском движении по пропаганде ЗОЖ, научно-исследовательские работы учащихся и другие.
Внеклассные мероприятия можно проводить на уровне отдельных классов, параллелей, общешкольном. Задачи преподавателя ОБЖ:
участие в планировании и подведении итогов,
разработка положений,
непосредственное участие в проведении.
Традиционными считаются мероприятия, проводимые в течение года – День защиты детей, День здоровья, «Зарница».
Регулярно необходимо организовать работу с родителями. По результатам мониторинга проводить родительские собрания по параллелям, где освещаются вопросы формирования здорового образа жизни учащихся, результаты мониторинга, давать рекомендации.
Результатом всего комплекса медико-гигиенического образования и воспитания в школе являются знания, умения и навыки, которыми должны обладать учащиеся разных ступеней:
1 ступень. Знания. Иметь общие понятия о здоровье и факторах, на него влияющих. Иметь представление о строении и работе органов и систем организма, о режиме дня, учебы, отдыха. Знать о значении пищи для развития человека и рациональном питании, о роли физической культуры и спорта, закаливания, личной гигиены в укреплении и сохранении здоровья. Иметь представление о профилактике заболеваний, в том числе инфекционных. Иметь представление о
негативном влиянии на здоровье алкоголя, табака, наркотиков.
Умения и навыки. Уметь назвать органы и части тела, их функциональное предназначение. Уметь соблюдать правила личной гигиены, и профилактики инфекционных заболеваний. Уметь соблюдать режим дня, гигиенические требования при выполнении домашних заданий. Уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительного. Уметь объяснять, выражать и описывать словесно свои чувства и эмоции. Уметь избегать опасных ситуаций и обращаться за помощью.
2 ступень. Знания. Иметь представление о взаимосвязи природы, общества и человека. Иметь понятие о здоровье и факторах, его определяющих, особенностях формирования здоровья подростка, факторах риска для здоровья. Знать об основных неинфекционных и инфекционных заболеваниях, социально значимых заболеваниях и их профилактике. Иметь представление о влиянии психоактивных веществ на организм. Знать состояние своего физического развития, здоровья.
Умения и навыки. Уметь оценивать и предвидеть влияние окружающей среды на состояние здоровья. Уметь соблюдать навыки личной и общественной гигиены. Уметь рационально организовать режим дня, зрительную работу, умственную и физическую деятельность. Уметь оценить и самостоятельно регулировать воздушно-тепловой, световой режим. Уметь организовать оптимальный двигательный режим, систематически заниматься физической культурой, закаливаться. Иметь сформированные навыки отказа от употребления психоактивных веществ.
3 ступень. Знания. Знать, что такое здоровье и образ жизни, их взаимосвязь и элементы. Знать принципы сохранения здоровья. Знать методы и методики валеологического самоанализа, показатели своего физического и психологического здоровья. Знать современные программы укрепления здоровья. Осознавать коммерческий характер рекламы.
Умения и навыки. Уметь осуществлять валеологический самоанализ и самоконтроль. Уметь анализировать влияние внешних факторов на здоровье человека. Владеть технологиями восстановления работоспособности при различных формах физических и психологических нагрузок. Иметь навыки критического мышления. Избегать неоправданного риска
, эффективно общаться со сверстниками. Уметь анализировать свои желания и поступки, уметь уважать себя.
2.2. Создание здоровье сберегающей образовательной среды
на уроках ОБЖ для учащихся 5 классов.
Образовательная среда подразумевает не только условия обучения (выполнение требований к размещению и планировке земельного участка, здания, помещений, световому и воздушно-тепловому режиму), но и организацию учебного процесса.
Работа учителя ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды должна включать на уроках ОБЖ:
- приведение содержания обучения в соответствие с возрастными психо-физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам;
- организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий (ЗСТ), обеспечивающих профилактику школьного стресса;
- создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.
Формирование навыков рационального поведения невозможно без создания благоприятной образовательной среды. Бесполезно вести разговор о здоровье в душном или холодном помещении, при напряженном психологическом климате, загружая ненужной и неинтересной информацией.
На уроках ОБЖ должны соблюдаться гигиенические требования к условиям обучения и организации образовательного процесса.
Для повышения эффективности преподавания в классе необходимо создавать условия, благоприятные для решения задач саморазвития (эмоциональное благополучие, чувство комфорта, доверия, уважения, поддержки), применять различные формы организации учебного сотрудничества (индивидуальная, групповая, парная формы работы), организовывать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, активизировать процессы наблюдения и самонаблюдения и строить программы индивидуального развития учащихся. Для достижения этих целей можно использовать такие формы уроков, как постановочный, диагностический, тренинговый, контрольно-оценочный, комплексный и др. Благодаря проведению коммуникативных и подвижных игр, интеллектуальной гимнастики, элементов тренингов (уверенного поведения, преодоления страхов, неуверенности, замкнутости, конструктивного взаимодействия, общения, аутотренинга и т.д.), тестирования, анкетирования, наблюдения и самонаблюдения и др., можно достичь формирования полезных привычек, навыков общения и сотрудничества,
развития познавательной сферы, познания себя и других, понимания закономерностей функционирования психики.
В постановлении правительства РФ от 23.03.2001 № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» ставится проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Ориентация на активные формы обучения, переход от репродуктивных к продуктивным формам существенно повышает напряженность ученического труда. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение новых педагогических технологий с точки зрения здоровьесбережения.
Задачи учителя ОБЖ заключается в отработке технологии мониторинга:
- обучение педагогов, учащихся и родителей методикам заполнения анкет;
- подготовка бланков анкет и сводных таблиц;
- определение сроков проведения исследований;
- сбор, обработка и анализ полученных результатов.
Схема мониторинга в школе может включать:
- карту наблюдения за состоянием ребенка (заполняется родителями в октябре, декабре, апреле),
- карту наблюдения за поведением ребенка в школе (заполняется учителем в октябре, декабре, апреле),
- анкету для оценки школьной мотивации учащихся "Расскажи о школе" ,
- анкету оценки напряженности – 5 класс (заполняется учащимся),
- анкету "Режим дня" 5 класс (заполняется родителями),
- анкету «Режим дня» 5 класс (заполняется учащимися в октябре, декабре, апреле),
- расписание учебных и внеучебных занятий на неделю в начале и в конце учебного года.
Оценку результатов анкет можно проводить по рекомендациям, данным к каждой анкете. Результаты анкетирования подсчитываются и заносятся в сводные таблицы, строятся графики. По итогам анкетирования организуются индивидуальные и групповые консультации по предупреждению перенапряжения, организации режима дня, правильного питания, организации и проведения закаливающих процедур, организации внутрисемейного наблюдения. Например, одной из задач учителя ОБЖ – разъяснить детям (на уроках ОБЖ) и родителям (на родительских собраниях) необходимость регулярного питания.
2.3. Организация оздоровительной работы на уроках ОБЖ в 5 классах.
Оздоровительная работа учителя ОБЖ может включать непосредственноепроведение оздоровительных мероприятий.
Для коррекции нарушений здоровья школьников, выявленных в процессе мониторинга, можно создать оздоровительную группу для часто болеющих детей, детей с нарушением осанки и зрения в составе летнего дневного лагеря при школе. На основе этой группы желательно разработать комплекс оздоровительных мероприятий, согласованный с медицинской амбулаторией поселка. Ежедневно с детьми проводить занятия лечебной физкультурой в течение 20 – 25 минут по подгруппам (6 – 7 человек) в зависимости от нарушений здоровья.
Для укрепления иммунной системы детям готовить фиточаи, коктейли из трав и различных сиропов. В целях профилактики нарушений зрения и для его улучшения с каждой подгруппой проводить упражнения для профилактики утомления глаз (офтальмотренаж).
Одновременно для группы детей с нарушением осанки, сколиозом, часто болеющих можно провести лечение в физиотерапевтическом кабинете школы (по назначению врача): ингаляции трав, электрофорез, УФО. Все оздоровительные мероприятия будут способствовать повышению физической и умственной активности детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, важно не только сохранить здоровье ребенка в период обучения. Главное – сформировать компетенцию учащегося в сфере управления своим здоровьем, чтобы он мог добиваться успеха в жизни без ущерба для здоровья. Для этого он должен иметь мотивацию, обладать знаниями и навыками здоровьесберегающего поведения, позволяющего оптимально адаптироваться в постоянно меняющихся, преимущественно вредных условиях жизни.
Основными направлениями деятельности учителя ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья учащихся являются:
1.формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся,
2.создание здоровьесберегающей образовательной среды,
3. организация оздоровительной работы.
Основные виды деятельности:
учебная,
методическая,
организационная,
диагностическая,
коррекционно-профилактическая.
Желаемые результаты осуществления комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья учащихся в учебных заведениях следующие:
положительная динамика показателей заболеваемости,