Файл: К традиционным для России религиям относят православие, ислам, буддизм и иудаизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действующая Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регулирует Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Законом признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, отмечается высокая роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Важнейшим предназначением закона является содействие достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

К традиционным для России религиям относят православие, ислам, буддизм и иудаизм.

Православие – одна из традиционных мировых религий, которая имеет многовековую историю. В течение долгого времени православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И в настоящее время православие насчитывает наибольшее количество последователей в России, православных приходов в России во много раз больше (более 25 тысяч), чем культовых мест других религий.

Важнейшим источником православного вероучения является Священное Писание – Библия (книги Нового и Ветхого Завета, в которых содержится описание откровения Божьего).

Основное содержание православия – вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына и Святого Духа. Церковь учит, что Бог един, по Существу, но троичен в лицах: Бог-Отец, Бог- Сын и Бог-Святой Дух, причем все три ипостаси единого Бога равны по своей божественной природе и пребывают в нераздельном единстве.

Православные исповедуют веру «во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Важнейшими принципами православия являются открытость для всех людей православной веры и свобода человеческой личности.

Именно в свободе согласно канонам православной церкви, заключается возможность спасения, ибо спасение — это совершенствование человека настолько, что он становится подобным Богу, свободно принимает и избирает жизнь по божьим заповедям.


Защита Отечества, защита Родины — это одно из величайших служений христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью, и воинская служба почитается как высочайшее служение. Служение воина понимается как исполнение заповеди Христовой: «Нет любви выше той, как если кто душу свою положит за други своя».

В 1988 г. православные народы России отметили 1000-летие принятия христианства. Эта дата обозначила годовщину его утверждения в качестве официальной религии древнерусского государства – Киевской Руси, произошедшего согласно летописям при святом князе Владимире Святославовиче. Однако христиане жили на Руси задолго до этой даты, а в 955 г. крещение приняла княгиня Ольга.

Ислам – одна из молодых мировых религий. Термин «ислам» означает «подчинение» (воле Бога), а того, кто подчиняется, называют «муслим» (отсюда «мусульманин»). Религию ислама можно разделить на вероучение (иман) и предписания (дин).

Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – пророк Мухаммед, который родился в Мекке в 570 г.

Аллах – имя Бога мусульман, не поддающееся буквальному переводу.

Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран – священное писание мусульман. Коран состоит из 114 откровений (сур).

В настоящее время ислам разделен на несколько течений. В исламе существует две основных группы – сунниты и шииты, некогда разошедшиеся во взглядах на то, кто должен считаться первым калифом, т.е. наследником Мухаммеда, поскольку Мухаммед не успел перед смертью назначить преемника.

Еще одно различие между двумя направлениями заключается в том, что сунниты убеждены в необходимости разделения светской и религиозной власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать религиозным лидерам.

Суфизм — это третье, мистическое, крыло ислама. Цель суфиев – отречься от мирских привязанностей, видеть во всем только Бога и достичь слияния с бесконечным Существом Бога.

Кроме того, существует еще несколько более мелких мусульманских групп (сект), появившихся позже в разных странах.


Для мусульман единственным истинным Богом является Аллах. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди. Ислам не только религия, но и образ жизни.

Считается, что при соблюдении заповедей Корана Аллах, который строго судит человека, даст возможность верующему достичь вечной жизни, которая представляется как место полного удовлетворения человеческих потребностей.

Учение Гаутамы Будды («Будда» по-санскритски означает «просветленный») сформировалось в VI-V веках до нашей эры на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской культуры. В целом буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как культуру, и как образ жизни.

Следование этим путем (становление на «путь Будды») ведет к достижению внутреннего спокойствия посредством обуздания мыслей и чувств, культивирования дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам. Это обеспечивает постижение «истинной мудрости» – первого шага к «просветлению». Высшей целью верующих буддистов является достижение нирваны – состояния вечного покоя и блаженства, выхода души из круговорота перевоплощений.

Учение Будды при своем возникновении было скорее не религией, 

 а религиозно-философской школой. Становление буддизма как религиозной системы с развитым пантеоном и обрядностью происходило после смерти Будды.

В наши дни отношения между отдельными направлениями и школами буддизма не носят антагонистического характера, поскольку общебуддийские основы превалируют над частными особенностями той или иной школы.

В России буддизм начал распространяться около 400 лет назад. Первые ламы-монахи пришли из Монголии и Тибета. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим указом официально признала буддийскую религию.

Традиционными районами России, где исповедуется буддийская религия, являются Бурятия, Тува и Калмыкия. Буддийские общины имеются также в Москве, Санкт- Петербурге и ряде других городов России.

Иудаизм – одна из древнейших религий, сохранившаяся до наших дней и имеющая значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира.


Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора, или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н.э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга – Гмара, назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гмара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права.

Главной особенностью иудаизма является учение об особой роли еврейского народа.

К основным догматам иудаизма относится вера в Единого Бога Яхве, в бессмертие души, существование загробного мира и в приход Машиаха (Мессии).

 

История военного духовенства в нашей стране уходит своими корнями в эпоху зарождения и развития войска дохристианской Руси.

В те времена служителями языческих культов были волхвы, колдуны, кудесники. Они молитвами, ритуальными действиями, жертвоприношениями стремились содействовать военным успехам дружины. В случае удачи считалось, что языческие боги помогли. Князь и дружина, заинтересованные в поддержке волхвов, делились с ними частью военных трофеев, дани и других доходов.

Но стремление использовать язычество как средство укрепления княжеской власти, как духовную базу объединения племен не имело успеха. Русь нуждалась в более развитой и всеобщей религиозной идее, которая открывала бы более широкое понимание мира, чем то, которое рисовалось языческими жрецами. Дружинам доводилось ходить в дальние походы, военные люди были знакомы с иными религиями и 

и укладами жизни, и поэтому именно среди них появились первые христиане.

В 988 г. киевский князь Владимир провозгласил христианство государственной религией Руси. Христианский Бог стал верховным повелителем князей, благословляющим их княжение, помогающим дружине в походах.

В обычаях князей и воевод стало не только испрашивать благословение епископа или священника перед битвой, поскольку это способствовало мобилизации верующих воинов на сражение, но и брать священников в поход.


Особенно показателен в этом смысле пример преподобного Сергия Радонежского, который своим пастырским словом подвигнул Русь на победоносное поле Куликово. По его благословению в сражении приняли участие монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые формально не имели права брать в руки оружие.

В борьбе за независимость и государственную целостность Россия совершенствовала свои вооруженные силы, в результате к середине XVI в. было сформировано постоянное стрелецкое войско.

В XVII в. стрелецкое войско насчитывало 20-25 тыс. человек, являлось внушительной силой и при необходимости «усиливалось» духовенством. Так, в Казанском походе Ивана IV Грозного участвовал настоятель Благовещенского собора протоиерей Андрей «с причтем церковным».

В этот период разрабатывается и закрепляется в уставах единый порядок несения военной службы. Устав «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» (1647 г.) – первый известный документ, в котором упоминается полковой священник. Таким образом, первые полковые священники появились в российском воинстве не позднее периода царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.).

Государь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.) сам часто поручал патриаршему приказу назначать войсковых священнослужителей. Случалось, что при экстренном отправлении войска к местам сражений царь своим указом назначал священников в полки и определял количество необходимой церковной утвари. Так начинала формироваться система управления военным духовенством.

В первой четверти XVIII в. Петр I произвел реорганизацию вооруженных сил России. Были упразднены дворянское ополчение и стрелецкое войско.

В этот период вводится единая система военного обучения и воспитания войск, совершенствуется работа по их духовному окормлению. В 1716 г. впервые в уставах появляются отдельные главы «О священнослужителях», которые определяли их правовое положение, обязанности и основные формы деятельности.

С развитием армии и флота священников требовалось все больше.

В связи с этим в 1721 г. ответственным за подбор и назначение священников в армейские полки и на корабли стал Святейший Синод, который поручил епархиальным архиереям отбирать кандидатов для войск и флота из числа священников «искусных, благонравных и примерных».

Эта система комплектования и финансирования военного духовенства позволила значительно повысить эффективность религиозно-нравственного воспитания воинов. При этом круг обязанностей священника был ограничен твердым предупреждением: «Больше ни в какие дела не вступать, ниже, что по воле и пристрастию своему затевать».