Файл: К традиционным для России религиям относят православие, ислам, буддизм и иудаизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С увеличением числа военного духовенства, а также в связи с особенностями военной организации возникла необходимость в специальном органе управления. При Петре I была учреждена должность полевого обер-священника, который согласно уставу 1716 г. назначался при главнокомандующем армией.

Таким образом, при Петре I был создан и начал функционировать институт военного и морского духовенства Русской армии и флота как централизованная организация, предназначенная для отправления религиозных таинств и обрядов в армии и на флоте, обучения и нравственного воспитания военнослужащих.

До 1800 г. полковые и корабельные священники оставались в двойном подчинении – Святейшему Синоду и военному руководству, а в делах церковных – епархиальному архиерею, на территории которого квартировался полк или был приписан экипаж корабля. Только в период ведения боевых действий военные священники полностью переподчинялись полевому обер-священнику (обер-иеромонаху).

В годы правления Павла I (1796- 1801 гг.) ведомство по управлению военным духовенством претерпело значительные изменения. При поддержке императора оно обособилось от епархиального и замкнуло на себя все функции по руководству полковыми священниками.

Кроме того, Павел I объединил армейское и флотское духовенство, сосредоточив управление в руках полевого обер-священника армии и флотов, должность которого стала постоянной.

После смерти Павла I Синод попытался вернуться к старой схеме управления военным духовенством, то есть ограничить власть обер-священника армии и флота, восстановить прежний порядок назначения, увольнения, награждения военного духовенства и т.д. Но с учетом армейских масштабов это усложняло работу Святейшего Синода, обременяло его канцелярию перепиской

его канцелярию перепиской, ведением учета и т.д. В связи с чем в 1803 и 1806 гг. были изданы указы, которые фактически вернули прежние права обер-священнику и поставили его ведомство по отношению к Синоду в одинаковое с епархиями положение.

12 июня 1890 г. было издано Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств, которое фактически представляло собой сборник правовых актов.

Это Положение в полной мере не решило проблемы определения статуса духовного лица в полку (на корабле). Военное духовенство по- прежнему подчинялось не только церковному, но и военному руководству, что в ряде случаев создавало сложности.


После окончания русско-японской войны с учетом накопленного опыта в Положение «Об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств» были внесены изменения.

В 1911 г. протопресвитером военного и морского духовенства был назначен Георгий Шавельский, обладавший выдающимися организаторскими способностями. По его инициативе был созван I Всероссийский съезд военного и морского духовенства.

Съезд разработал и принял памятку-инструкцию военному священнику, которая устанавливала, что во время боя его место на передовом перевязочном пункте. Поэтому от священника, кроме всего прочего, требовалось умение оказать первую медицинскую помощь. Он должен быть готов прибыть туда, где требуется его участие.

В боевых условиях священник обязан был ежедневно проповедовать «на современные, затрагиваемые обстоятельствами времени темы, освещая с патриотической и религиозной точек зрения события общественной, государственной и военной жизни», при этом рекомендовалось учитывать степень грамотности солдат. При проведении бесед с личным составом воинских частей предлагалось обращать внимание слушателей на обоснованность смысла и целей войны.

Высокую оценку деятельности священнослужителей в годы Первой мировой войны дал в 1915 г. верховный главнокомандующий великий князь Николай Романов: «Мы в ноги должны поклониться военному духовенству за его великолепную работу в армии».

Вместе с тем в условиях нарастания социальных и иных проблем в государстве влияние духовенства существенно ослабевало. Генерал А.И. Деникин в мемуарах «Очерки русской смуты» писал, что «духовенству не удалось вызвать религиозного подъема среди войск».

В Российской империи взаимоотношения между религиями регулировались законодательно. Православие было государственной религией, а остальные делились на терпимые и нетерпимые. К терпимым религиям относились традиционные религии, которые существовали в Российской империи: мусульмане, буддисты, иудеи, католики, лютеране, реформаторы, армяне-григореане. К нетерпимым религиям относились в основном секты, которые полностью запрещались.

История взаимоотношений между различными вероисповеданиями в российских вооруженных силах берет свое начало со времени царствования Петра I. Во времена Петра I в армии и на флоте начали служить представители других национальностей, особенно немцы и голландцы, которые, как правило, были католиками или протестантами.



В дореволюционной России большинство населения исповедовало православную веру. Российские армия и флот по сути своей были в основном православными. В то же время в вооруженных силах служили и представители других религий.

В среднем в тот период в вооруженных силах России православные составляли 75%, католики – 9%, магометане – 2%, лютеране – 1,5%, другие -12,5% (в том числе и не заявившие о своей конфессиональной принадлежности).

Перед военными духовными деятелями Русской армии стояла сложная задача – не допустить, чтобы религиозные различия переросли в противоречия. Военнослужащим разных вероисповеданий говорилось буквально следующее: «Все мы, христиане, магометане, евреи, вместе одновременно молимся Богу нашему, потому Господь Вседержитель, сотворивший небо, землю и все, что на земле, есть для нас единый истинный Бог». Полковые священники должны были предотвращать возникновение споров о вере в среде военнослужащих и в соответствии со Сводом военных постановлений 1838 г. «…отнюдь не должны вступать в прения о вере с людьми другого исповедания».

Важным событием в жизни каждого воина является принятие военной присяги. И духовенство Русской армии принимало в этой церемонии активное участие.

Евреи, например, произносили присягу преимущественно на русском языке, но если новобранцы его не знали, то на простонародном еврейском наречии. Они приводились к присяге в любое время, кроме субботних и праздничных дней, в синагогах и молитвенных школах или в специально подготовленном месте. Присягу принимали командование части и раввин (или его помощник) в присутствии двух свидетелей из евреев.

После краткого вступительного слова командира присягающий, стоя с покрытой головой, клал руку на книгу Моисеева закона и читал текст присяги. После этого он подписывался под текстом, а потом и все лица, присутствовавшие на присяге.

Штаты иноверческого духовенства в войсках Русской армии были введены на основании Высочайшего повеления от 26 июня 1877 года.

Новое Положение о штатах иноверческого духовенства император утвердил 24 июня 1896 года.

К началу XX века в штабах военных округов служили католические капелланы, раввины, лютеранские и евангелические проповедники, муллы, подчинявшиеся Департаменту духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. Они занимались организацией окормления своих единоверцев.


После Февральской революции 1917 г. военное духовенство продолжало выполнять свою работу. Но с приходом к власти большевиков отношение к религии и священнослужителям резко изменилось. Декретом народного комиссара РСФСР по военным делам № 39 от 16 января 1918 года институт военного духовенства в вооруженных силах был упразднен. В годы Гражданской войны военные священники остались только на стороне противников советской власти.

Из опыта функционирования института военного духовенства в Русской армии можно сделать следующие выводы:

1. Полковой священник был главным организатором духовно-нравственного и патриотического воспитания военнослужащих Русской армии во второй половине XIX – начале XX в. Большой вклад в это направление воспитательной работы внесло и духовенство других религиозных конфессий Российской империи.

2. К началу XX века в Русской армии сформировалась четкая структура духовной службы. Были определены штаты и обязанности духовных лиц всех уровней иерархической структуры.

3. Были определены роль и место полкового священника в духовнонравственном и патриотическом воспитании военнослужащих как в мирное время, так и в военное.

4. Большая работа была проделана правительством и Священным Синодом по материальному обеспечению военного духовенства.

5. В Русской армии во второй половине XIX – начале XX в. был накоплен богатый опыт взаимоотношений военного духовенства основных религиозных конфессий России.

В трудные для страны годы Великой Отечественной войны представители религиозных объединений внесли свою лепту в дело достижения победы над фашизмом.

Так, 5 января 1943 г. митрополит Сергий послал И.В. Сталину телеграмму, прося его разрешения на открытие Патриархией банковского счета, куда вносились бы деньги, пожертвованные в храмах на нужды войны. 5 февраля Председатель СНК дал свое письменное согласие и от лица Красной армии поблагодарил Церковь за ее труды.

В начале 1943 г. И.В. Сталин и его ближайшее окружение пришли к окончательному решению о необходимости приступить к нормализации государственно-церковных отношений.

Взаимодействие современных Вооруженных Сил РФ с религиозными объединениями началось в начале 90-х годов XX века.

В этот период стал проявляться интерес различных конфессий к Вооруженным Силам. Начали устанавливаться контакты религиозных деятелей с командованием частей. Появились новые общественные организации, которые провозгласили своими целями возрождение религиозных традиций среди военнослужащих.


21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации принял решение о воссоздании в Вооруженных Силах России института военного духовенства.

Очевидно, что это эпохальное для Вооруженных Сил событие стало закономерным следствием развития государственно-церковных отношений в нашей стране на основе современного законодательства в интересах взаимодействия государственных структур и религиозных объединений в социальной, культурной и иных сферах жизни общества.

Опыт веротерпимости, присущий Русской армии, отсутствие в ней попыток обратить других в свою веру и дискриминации по религиозному признаку, а также стремление удовлетворить религиозные потребности воинов применимы и в современных условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Российские военнослужащие нуждаются в формировании нового духовного потенциала, основанного на тех общих принципах, на которых строилась и создавалась Русь, развивалась Россия, укреплялись ее Вооруженные Силы, – на любви к своей Родине, на исполнении общественного долга, соблюдении достоинства и чести, уважении мировоззренческого выбора и личных убеждений каждого военнослужащего.